Просмотр содержимого документа
«Анализ художественного текста (на примере стихотворения М. Ю. Лермонтова "Парус")»
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус» для 6 класса.
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» я вижу и чувствую тоску и грусть паруса, который потерялся в бесконечной дали моря. Он, оторванный от всего, что связывает его с миром,
…счастия не ищет
И не от счастия бежит.
А что же нужно этому затерянному страннику? Что он ощущает в соприкосновении с этой странно притягательной стихией? Что роднит его с ней? Обилие вопросительных предложений в тексте стихотворения не случайно. Стремление противопоставить себя всему, одиночество и внутреннее спокойствие – вот, пожалуй, ключевые понятия, о которых хочется вести речь. В строках лермонтовского стихотворения это неоднократно подчеркивается:
…А он, мятежный, ищет бури,
Как будто в бурях есть покой.
Но постепенно начинаешь понимать, что вовсе нет никакого покоя, просто парус ищет и не может найти того, что могло бы его примирить с самим собой, что было бы ему родным и близким.
Инверсии (белеет парус…ищет он…кинул он…) подчеркивают лиризм стихотворения, усиливают психологическое начало в нем, делают образ лирического героя более романтичным и в то же время тревожным.
В первой строфе преобладают прилагательные. Это объясняется желанием автора сначала представить своего героя, нарисовать его психологический портрет, подчеркнуть лиризм и романтичность его характера через красоту и гармонию вечности:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
А во второй строфе преобладают глаголы. Характер лирического героя углубляется, делается ярче и сложнее (играют...свищет…гнется…ищет…бежит…).
Антитеза, основной композиционный прием стихотворения, играет в нем важную роль. Поэт совмещает бурю и штиль, чтобы сделать акцент именно на многогранности характера юного странника: он не страдает из-за бури, а ищет ее, с ней ему почему-то спокойнее, да, спокойнее, чем с себе подобными…Возможно, там нет лжи и фальши, все честно и прямо: и смерть, и жизнь, и страдание, и радость…