Урок русского языка на тему: Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме: "Стихи Есенина на уроке русского языка"
Целью проведения урока было ознакомление учащихся с понятием "текст", повторение основных сведений об изобразительных средствах языка на примере лирики С.Есенина.
Ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта. На уроке попытались понять, как самое обычное слово обретает великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст, возникает яркая, запоминающаяся картина, образ "рязанских раздолий", которые все-таки красивее Шираза. Творческие работы, которые были созданы и написаны с любовью и восхищением к родной земле, поразили своей красотой. А темой нашего сочинения-миниатюры была строка из стихотворения С.А.Есенина: "Мой край, задумчивый и нежный...".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стихи Есенина на уроке русского языка »
Акпаева Раушан Туртаевна
учитель русского языка и литературы
сш имени Ы.Алтынсарина
ст Шамалган Карасайского района
Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме: "Стихи Есенина на уроке русского языка"
Цели урока: познакомить учащихся с понятием "текст", повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики С.Есенина.
Ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта.
1. Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, что такое текст, а также обратимся к стихам великого русского поэта - Сергея Александровича Есенина, в которых он воспевает рязанские просторы. Нам откроется истинный русский поэт, беззаветно влюбленный в отчую землю, в ее природу.
2. Словарная работа.
На доске слова: березняк, лягушка, седина, пролилась, голова, Русь, звенит.
Распределите слова на два столбика:
1) слова, которые соответствуют представлению о красивом, нежном и
2) слова, соответствующие прозаическому, обыденному.
При работе над стихотворением мы ответим на вопрос, сохраняется ли привычное восприятие этих слов в поэзии Сергея Есенина.
3. Запишите предложение для синтаксического разбора:
"Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льет благодать".
Можно ли назвать это предложение текстом?
Текст - это два или более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности. Текст может иметь заглавие.
- Итак, записанное вами предложение еще нельзя назвать текстом. Посмотрим, как из восьми предложений поэт создает необыкновенно лиричный, пронизывающий тоскою, о родине текст.
(Тексты у всех на столе)
Ученик выразительно читает стихотворение:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою"
Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестные села. Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом, поехал в Москву, но навсегда, где бы потом ни жил он, поэт сохранил самые светлые воспоминания о дедовском крае. Живя то в Москве, то в Питербурге, Есенин возвращался на родину;
Я посетил родимые места,
Ту сельщину, где жил мальчишкой . . .
Возвращался в "низкий дом с голубыми ставнями", в страну "березового ситца".
Запишем в тетради и проанализируем строки;
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
Записанное выше - текст? Чем отличается текст от нескольких предложений?
Этот текст - описание? Рассуждение? Повествование?
- Чем описание отличается от рассуждения и повествования? (Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают делать речь более выразительной, живой, образной). При использовании выразительных средств окружающие нас предметы оживают. У Есенина "вызванивают ивы - кроткие монашки", "заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот", "шепчет синий ветер", "крапива . . . качаясь , шепчет шаловливо : "С добрым утром". И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях разговаривают, поют, ссорятся и цветы, и травы, и деревья, и озера. . .
А какому замечательному приему обязаны все эти превращения в художественных произведениях? (олицетворению)
На доске - определение олицетворения, уже известное ребятам: олицетворение - наделение неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью.
- При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку.
(Ищем примеры в текстах).
Например:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Часто неодушевленным предметам приписываются действия, доступные лишь людям. Есть ли такие действия неодушевленных предметов в нашем тексте?
("Тихо август прилег ко плетню", "держат липы в зеленых лапах птичий гомон . . .").
- Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы узнаем его стих.
- Какие еще художественные средства использует поэт, рисуя словами картину родительского дома?
(Метафору).
На доске: метафора - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства (по цвету, форме, объему, назначению и т.д.).
В литературе часто совмещаются близость в цвете и форме сопоставляемых предметов.
- В нашем тексте вы можете найти такую метафору? ("Проводов голубая солома"- здесь совмещение цвета и формы сопоставляемых предметов).
- Но не всегда удается определить, в чем заключается сходство, положенное в основу метафоры. Поэт же находит общие черты в самых разных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придает метафоре особую выразительность.
- Как могут связываться предложения в тексте?
- Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и другими средствами.
Сейчас мы за этим понаблюдаем.
В сборнике найдите стихотворение "Шаганэ ты моя Шаганэ!"
- Есенин никогда не был в Персии, но в 1924-1925г.г. он приезжал на Кавказ, где написал цикл лирических стихотворений - "Персидские мотивы". Одно стихотворение из этого цикла перед нами:
Шаганэ ты моя Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне;
Шаганэ ты моя Шаганэ . . .
(читаем стихотворение до конца)
- Пленительна красота восточной природы, но поэт думает о родных "рязанских раздольях", к которым он сохранил светлую любовь.
- Посмотрим, как связаны предложения в тексте.
(Предложения в этом тексте связаны повторением одних и тех же слов):(находим примеры повтора), это усиливает сердечность, эмоциональность стихотворения, грусть по своей родине.
- В 1925г. 13 сентября Есенин напишет стихотворение, посвященное своей сестре Шуре "Ты запой мне ту песню, что прежде . . .". В декабре этого года его не станет, а пока Есенин посвящает свои стихи "родимому дому", "калитке осеннего сада", "золотистым косам",березке под "родным окном".
Ласковые песни матери особенно дороги и памятны. Сестра поэта Александра Есенина, рассказывала, что когда Сергей Александрович приезжал в деревню, то очень любил слушать, как пела мать, а он с сестрой ей подпевал. Отсюда и появилось это название "Ты запой мне ту песню, что прежде . . .".
- Найдем это стихотворение в сборнике.
- Подумайте, как Есенин достигает напевности своего стихотворения?
(Слушаем запись есенинского стихотворения в исполнении хора)
Приходим к выводу после прослушивания, что напевность этого стихотворения достигается автором за счет повтора слов.
Записываем в тетради: Повтор - повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, подчеркивает важные мысли. Если повтор стоит в начале строки, то это называется анафорой.
(Определение анафоры на доске).
3. Далее дети читают любимые стихи Есенина.
4. Учитель: Сегодня на уроке мы попытались понять, как самое обычное слово обретает великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст, возникает яркая, запоминающаяся картина, образ "рязанских раздолий", которые все-таки красивее Шираза. Надеюсь, что творческие работы, которые вы сегодня создадите, будут написаны с такой же любовью к родной земле. А темой нашего сочинения-миниатюры будет строка из стихотворения С.А.Есенина: "Мой край, задумчивый и нежный . . .".
Урок русского языка на тему: Открытый урок по русскому языку в 9 классе по теме: "Стихи Есенина на уроке русского языка"
Целью проведения урока было ознакомление учащихся с понятием "текст", повторение основных сведений об изобразительных средствах языка на примере лирики С.Есенина.
Ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта. На уроке попытались понять, как самое обычное слово обретает великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст, возникает яркая, запоминающаяся картина, образ "рязанских раздолий", которые все-таки красивее Шираза. Творческие работы, которые были созданы и написаны с любовью и восхищением к родной земле, поразили своей красотой. А темой нашего сочинения-миниатюры была строка из стихотворения С.А.Есенина: "Мой край, задумчивый и нежный . . .".