Конспект урока по русскому языку в седьмом классе. Тема: "Степени сравненя наречий". Тип урока: Урок формирования новых знаний. Методы обучения: Частично-поисковый, репродуктивный, практический.Оборудование и основные источники информации. Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, презентация, раздаточный материал. Цели урока: научить образовывать степени сравнения наречий; определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени в предложении; отличать сравнительную степень прилагательного от сравнительной степени наречия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Степени сравнения наречий»
Конспект урока по русскому языку. 7 класс
Тема: «Степени сравнения наречий»
Цели урока: научитьобразовывать степени сравнения наречий;определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени в предложении;отличать сравнительную степень прилагательного от сравнительной степени наречия.
Тип урока. Урок формирования новых знаний.
Оборудование и основные источники информации. Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, презентация, раздаточный материал.
Методы обучения. Частично-поисковый, репродуктивный, практический.
Ход урока
Организационно-психологический этап.
Приветствие учителя и учащихся.
Определение отсутствующих по журналу.
Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид).
II. Сообщение темы, постановка цели и задач урока. (Слайд 1)
Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы вспомним степени сравнения прилагательных, познакомимся со способами образования степеней сравнения наречий, а также определим, чем отличается сравнительная степень наречия от сравнительной степени прилагательного.
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
1)Слайд 2 – опрос. Ответы выводятся на доску. (слайд 3)
2) Слайд 4. Ребята, о чём этот текст?
-А что начинается с любви?
-Найдите в тексте наречия?
3)Слайд 5. Подберите к фразеологизмам синонимы.
Встать ни свет ни заря (рано), жить душа в душу (хорошо), рукой подать (близко), хоть пруд пруди (много), мчаться во весь дух (быстро), работать засучив рукава (хорошо, усердно), у черта на куличках (далеко), на весь золота (ценно).
Изучение новой темы.
1)Вопросы: (слайд 6)
Сколько степеней сравнения имеют прилагательные? Какие?
Что обозначает сравнительная степень? Что обозначает превосходная степень?
Сколько форм имеет сравнительная степень? Какие? (слайд 7)
Как образуется каждая из форм? (слайд 8)
Сколько форм имеет превосходная степень? Какие? (слайд 9)
Как образуются каждая из них? (слайд 10) Таблица 1. (слайд 11)
7) Все ли прилагательные имеют степени сравнения?
- А от качественных прилагательных мы можем образовать наречие на –о, -е. (слайд 12)
Высокий = высоко
- Именно наречия на –о, -е, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.
V. Введение нового материала.
1. Степени сравнения наречия.
Слово учителя.
- Прочитайте параграф 34 учебника. Рассмотрите способы образования степени сравнения наречий.
- Проверьте, правильно ли вы поняли материал, используя тест-самоконтроль. (Cамостоятельная работа учащихся в парах)
Тест-самоконтроль
I. Вопросы (даются на отдельной карточке).
От каких наречий образуются степени сравнения?
Какие степени сравнения имеют наречия?
Какие (какую) формы (форму) имеет та степень сравнения, которая обозначает, какой признак действия (или признака) может проявляться в большей или меньшей степени?
Какие (какую) формы (форму) имеет та степень сравнения, которая обозначает, какой признак действия (признака) проявляется в наибольшей степени?
Как образуются формы сравнительной степени?
Как образуются формы превосходной степени?
II. Ответы выводятся на экран (слайд 13)
На -о, (-е).
Сравнительная, превосходная.
Простая, составная.
Составная.
Суффиксы -ee (-ей), -е, -ше; более + н.ф. наречия.
Сравнительная степень наречия + всех.
Слайд 10 (таблица степени сравнения наречий)
- Ранее мы образовали от прилагательного высокий наречие высоко.
Образуйте формы сравнительной и превосходной степеней данного наречия.
Таблица2. (слайд 14)
3. Закрепление материала.
№212 (первые несколько слов у доски, остальные самостоятельно)
I в.
II в.
III в.
увереннее
громче
глаже
необузданнее
дороже
жиже
устойчивее
звонче
короче
величественнее
крепче
ниже
красивее
строже
реже
взаимосвязаннее
суше
уже
Слово учителя.
- Следующее упражнение потребует от вас не только умения применять правило, но и смекалки, хитрости, фантазии.
VI. Организация восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний.
1. Филворд (Слайд 15)
Слово учителя.
- Найдите все спрятавшиеся наречия (мальчики), прилагательные (девочки).
-Что вы заметили? (Наречия и прилагательные звучат одинаково.)
-Рассмотрим отличительные признаки сравнительной степени наречий от прилагательных.
2. Отличие сравнительной степени сравнения наречий от прилагательных.
(На доске записаны предложения.)
Дерево выше ребят.
Дерево вырастет выше ребят.
Брат выше меня.
Брат прыгает выше меня.
Слово учителя.
- Запишите предложения. Назовите одинаковые по звучанию слова.
- К какой части речи относится слово выше в первом предложении? (Сущ. брат)
- Что обозначает? (Признак предмета)
- А во втором предложении? (Гл. прыгает) Что обозначает? (Признак действия).
- На какой вопрос отвечает слово выше в первом предложении? (Каков?) Каким членом предложения является? (Сказуемым)
- На какой вопрос отвечает слово выше во втором предложении? (Как?) Каким членом предложения является? (Обстоятельством)
- Сделайте вывод.
- А теперь прочитайте правило в учебнике.
- Основные отличия сравнительной степени наречия и прилагательного отображены в предложенной вам памятке. Её вы можете использовать при выполнении следующих заданий. (Слайд 17)
ПАМЯТКА.
Формы сравнительной степени наречий и прилагательных.
При определении части речипомни:
Имя прилагательное
Наречие
1. Обозначает признак предмета.
1. Обозначает признак действия.
2. Относится к имени существительному.
2. Относится к глаголу.
3. Отвечает на вопросы: какой? каков?
3. Отвечает на вопросы: как? каким образом?
4.В предложении выступает в роли сказуемого.
Дерево (каково?) выше ребят.
4. В предложении выступает в роли обстоятельства.
Дерево вырастет (как?) выше ребят.
3. Закрепление.
А) Игра «Клеточки». (Слайд 18)
- Перед вами игровое поле.
- Найдите словосочетания с наречиями и заштрихуйте соответствующие клеточки на отдельном листе.
дерево
сильнее
находиться
дальше
земля
тяжелее
ухаживать
легче
ребята
веселее
поручение
легче
мальчик
увереннее
копать
тяжелее
привязать
сильнее
трудиться
веселее
воздух
чище
работа
труднее
работать
труднее
действовать
увереннее
деревня
дальше
Ключ. (Слайд 19)
+
+
+
+
+
+
+
Б). Творческая работа. (Слайд 20)
Придумайте небольшой рассказ (5-6 предложений) по рисунку, который вы видите на экране. Используйте 3-4 наречия.
VII. Анализ и оценка итогов работы.
Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы. (Слайд 21)