Цель урока:
1)ознакомление с образованием сравнительной и превосходной степени наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени;
2) формирование умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия; образовывать степени сравнения наречий.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
Пропустив строчку для последующей записи темы, учащиеся под диктовку записывают предложение.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
(А. Пушкин)
- Обозначьте все орфограммы. Сколько орфограмм вы обозначили? Какие наиболее трудные?
- Кто поставил в предложении какие – либо знаки препинания? Почему? Обозначьте графически условия постановки запятой.
- Какими частями речи являются однокоренные слова? ( Печальные – имя прилагательное, относится к существительному, вопрос какие? Печально – наречие, относится к глаголу, вовпрос как?)
- Обозначьте состав этих слов.
- Образуйте от имени прилагательного возможные формы степеней сравнения. Какие степени сравнения имеют имена прилагательные? Как они образуются? Запишите их.
Печальные (поляны) – печальнее печальнейшие
более печальные самые печальные
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Степени сравнения наречий" »
Урок русского языка в 7 классе
Тема:. Степени сравнения наречий
Цель урока:
1)ознакомление с образованием сравнительной и превосходной степени наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени;
2) формирование умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия; образовывать степени сравнения наречий.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний.
Пропустив строчку для последующей записи темы, учащиеся под диктовку записывают предложение.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
(А. Пушкин)
- Обозначьте все орфограммы. Сколько орфограмм вы обозначили? Какие наиболее трудные?
- Кто поставил в предложении какие – либо знаки препинания? Почему? Обозначьте графически условия постановки запятой.
- Какими частями речи являются однокоренные слова? ( Печальные – имя прилагательное, относится к существительному, вопрос какие? Печально – наречие, относится к глаголу, вовпрос как?)
- Обозначьте состав этих слов.
- Образуйте от имени прилагательного возможные формы степеней сравнения. Какие степени сравнения имеют имена прилагательные? Как они образуются? Запишите их.
Печальные (поляны) – печальнее печальнейшие
более печальные самые печальные
печальнее всех
- Попробуйте образовать степени сравнения от наречия печально. Рассуждайте так: Сегодня луна льёт свет ..., чем вчера.
(Льёт) печально – печальнее, печальнее всего
более печально печальнее всех
- Какой вывод можно сделать на основании этих записей? Что сразу бросается в глаза? ( Способ образования наречий сравнительной степени точно такой же, как и у прилагательных; похож и способ образования превосходной степени.)
Записывается тема урока.
ІІІ. Прочитав самостоятельно параграф, учащиеся отвечают на вопрос, что нового они узнали об образовании степеней сравнения наречий.
Выполняется упражнение (устно): учитель читает вслух данное наречие, класс хором называет это наречие в сравнительной степни; формы, которые вызовут затруднение, записываются с графическим обозначением ( обычно это слова сладко – слаще, звонко – звонче, строго – строже ). Обращается внимание на произношение наречий красиво – красивее, удобно – удобнее.
Учитель предлагает записать наречие необузданно, просит объяснить его лексическое значение. Давая толкование этого слова, учащиеся называют синонимы к нему – неукротимо, несдержанно, буйно. Устно с каким – либо из этих наречий составляется предложение, даются формы сравнительной степени этих наречий.
IY. Итак, учащиеся познакомились с образованием сравнительной и превосходной степени наречий.
Учитель спрашивает:
- Что будет самым трудным в практике правописания и анализа предложений с наречиями? (Запомнить неизменяемые суффиксы наречий – ее, -ей; отличать сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного.)
- Подумайте, что поможет различить сравнительную степень прилагательного и наречия.
Совместный поиск ответа на вопрос приведет к такому результату:
Надо посмотреть, от какой части речи зависит слово в сравнительной степени:
Наречие – если Прилагательное –
от глагола если от существительного или
местоимения
Поставить вопрос
Как? Каков?
Определить слово как член предложения:
Обстоятельство сказуемое
- Проанализируйте примеры, записанные на доске:
Сущ. Каков?прил
Ваш рассказ интереснее моего.
Глаг. Как? Нар.
Вы рассказываете интереснее, чем я.
Y. Запись и анализ примеров.
1) Деревья не меньше, чем люди, нуждаются в доброжелательных соседях.
Учитель обращает внимание на то, что наречия и прилагательные в сравнительной степени пишутся с не раздельно, знакомит в плане перспективного обучения с выделением запятыми сравнительного оборота ( чем люди).
YII. Задание учащимся: составить небольшой текст на тему «Мой друг и я» («Моя подруга и я»), употребив прилагательные и наречия в сравнительной или превосходной степени.