kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Слитно или раздельно?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о слитных, раздельных и дефисных написаниях слов относится к наиболее трудным вопросам русской орфографии. В статье помещены лишь общие правила слитного, раздельного и дефисного написания различных частей речи. Материал может быть использован на уроках изучения нового материала в 5-7 классах, повторения орфографии в старших классах.  Примеры могут быть включены в словарные диктанты, орфографическую работу, элективный курс, внеурочную деятельность, факультативные занятия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Слитно или раздельно?"»

Слитно или раздельно?

Гаврилова Е.С.

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского р-на г.Санкт-Петербург

Статья была написана несколько лет назад, но актуальна и по сей день, т.к. вопрос о слитных, раздельных и дефисных написаниях слов относится к наиболее трудным вопросам русской орфографии. В сжатой форме постараюсь поделиться тем материалом, которым пользуюсь на уроках как в 5, так и в 11 классах. Надеюсь, коллегам будет полезна информация.

Трудности, возникающие у школьников, вызваны тем, что правила, регламентирующие написания сложных прилагательных, и правила, регламентирующие написания сложных существительных, построены на разных основаниях и изучаются в разных классах. Правила о сложных прилагательных построены на семантическом принципе – смысловых отношениях компонентов, правила о сложных существительных – на формальном принципе, наличии или отсутствии соединительной гласной.

Даже простое правило о дефисном написании слов, обозначающих оттенки цветов, построенное на семантическом принципе, не согласовано с общим правилом, исходящим из синтаксических отношений компонентов: ярко-синий пишется так же, как красно-синий, хотя в основе первого прилагательного лежит сочетание с подчинительной связью компонентов, а в основе второго – с сочинительной.

В статье помещены лишь общие правила слитного, раздельного и дефисного написания различных частей речи. Материал может быть использован на уроках повторения орфографии в старших классах. Примеры могут быть включены в словарные диктанты, орфографическую работу, элективный курс, внеурочную деятельность, факультативные занятия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

  1. Пишутся слитно:

    1. а) Сложные слова с элементами (независимо от количества элементов в слове): авиа-, авто-, агро-, астро-, аэро-, бензо-, био-, вело-, вибро-, видео-, гео-, гидро-, зоо-, изо-, кино-, космо-, макро-, метео-, микро-, мото-, нейро-, нео-, палео-, радио-, социо-, стерео-, теле-, термо-, турбо-, фото-, электро- и др., например: авиапочта, автовеломотогонки, бензоэлектрический, гидрометеослужба, кинотеатральный, мкромир, микрорайон, неонацизм, радиоуправляемый, социолингвистика.

б) Слова с приставками или начальными частями приставочного типа независимо от их количества в слове (включая близ-, вне-, внутри-, еже-, лже-, меж-, между-): а-, анти-, архи-, гипер-, дез-, дис-, интер-, инфра-, квази-, контр-, мета-, мили-, орто-, пара-, пост-, псевдо-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др., например: аморальный, антициклон, близлежащий, внешкольный, внутривидовой, лжесвидетель, междуэтажный, метаязык, пангерманский, паралингвистика, сверхплановый, псевдоклассицизм, суперобложка, экстраординарный.

1.2 Сложные существительные, прилагательные и наречия, первым элементом которых является числительное, написанное буквами, например: пятилетка, трехтонка, полуторагодовалый, двенадцатибалльный, троекратно.

1.3 Пол- (половина), полу- с последующим словом, например: полминуты, полчаса, полведра, полжизни, полвосьмого, полушерстяной.

Примечание 1. Пол- (половина) пишется через дефис, если следующее за ним слово начинается с гласной, согласной л или прописной буквы, например: пол-апельсина, пол-ящика, пол-одиннадцатого, пол-лимона, пол-листа, пол-Европы, пол-Москвы.

Примечание 2. Пол- (половина) пишется раздельно, если оно оторвано от последующего существительного определением, например: пол чайной ложки, пол фруктового сада, пол лимонного пирога.

  1. Пишутся через дефис:

    1. Лексические образования, представляющие собой повторение того же самого слова или той же основы, но с разными окончаниями или приставками, сочетание двух синонимических слов, например: еле-еле, чуть-чуть, маленький-маленький, постояли-постояли и разошлись, день-деньской, один-единственный, один-одинешенек, стираный-перестираный, ношеный-переношеный, толстый-претолстый, волей-неволей, давным-давно, как-никак, крепко-накрепко, крест-накрест, мало-помалу, черным-черно, нежданно-негаданно, тихо-смирно.

Примечание. Два одинаковых существительных в усилительном сочетании, из которых одно стоит в им. пад., а другое в твор. пад., пишутся раздельно: чудак чудаком, свинья свиньей, честь честью и т.п.

    1. Сложные существительные, прилагательные, порядковые числительные и наречия, первым (или последним) компонентом которых является числительное, написанное цифрами, например: 50-летие, 12-этажный, 3-процентный, 250-миллионный, Олимпиада-2014.

    2. Дефис (так называемый «висячий дефис») пишется в двух и более однородных членах, содержащих одинаковый (общий) словообразовательный компонент, который в первом однородном члене опускается, сохраняясь только в последнем, например: газо- и парообразный, водо-, тепло-, электроснабжение; 1-, 2-, 3- и 4-рядный, одно- или двудольный.



  1. Написание иноязычных слов определяется в словарном порядке.

    1. Пишутся слитно: бефстроганов, блокнот, дзюдо, метрдотель, прейскурант и др.

    2. Пишутся через дефис: де-факто, де-юре, камер-коллегия, кают-компания, конференц-зал, мюзик-холл, папье-маше, пресс-конференция, яхт-клуб и др.

    3. Пишутся раздельно: казус белли, мементо мори, персона грата, персона нон грата и др.



(по материалам Словаря-справочника «Слитно или раздельно?» Б.З.Букчиной , Л.П.Калакуцкой. Москва, «Русский язык», 1982 г.)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Слитно или раздельно?"

Автор: Гаврилова Елена Станиславовна

Дата: 20.10.2019

Номер свидетельства: 523412

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Слитное и раздельное написание производных предлогов. Правописание предлогов, образованных на основе наречий "
    ["seo_title"] => string(120) "slitnoie-i-razdiel-noie-napisaniie-proizvodnykh-priedloghov-pravopisaniie-priedloghov-obrazovannykh-na-osnovie-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "242709"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445523614"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Библиотека - дом знании "
    ["seo_title"] => string(22) "bibliotieka-dom-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "209217"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431063084"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Урок русского языка (конспект, презентация)  на тему "Правописание частицы "не" с именами существительными" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(110) "urokrusskoghoiazykakonspiektpriezientatsiianatiemupravopisaniiechastitsyniesimienamisushchiestvitielnymi6klass"
    ["file_id"] => string(6) "277538"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452931744"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства