№ 1 | Урок русского языка Класс: 5 класс Возраст: 10-11 лет |
Тема урока: | Слова однозначные и многозначные. |
Ссылки: | Календарное планирование, учебник «Русская речь», Алматы «Атамұра» 2010. |
Цели: | Познакомить с однозначными и многозначными словами |
Результаты обучения: | Знают понятие о лексике, понятие «однозначные и многозначные слова»; умеют различать лексическое и грамматическое значения слов, однозначные и многозначные слова; пользоваться толковым словарем. |
Ключевые идеи: | Слова- это строительный материал языка. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях. |
Ресурсы: | ИКТ: Компьютер, проектор, экран. Наглядный материал: схемы, таблицы. |
|
Этапы проведе ния урока | Время – 45 минут | Атмосфера в классе | Действия преподавателя и действия учащихся |
Организа-ция класса | 3 мин. | Доброжелатель-ность, взаимоподдержка. Преподаватель повышает чувство уверенности учащихся. | Занятие начинается с приветствия учащихся. “Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов Купаться ежечасно!” (А.Шибаев) Кумулятивная беседа. - Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, шутим, поём, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. - А для чего, по-вашему, Мы изучаем в школе предмет “русский язык”? - Правильно, чтобы быть грамотными и умными, уметь общаться с людьми, и, чтобы с нами было приятно общаться, … - Вы все правы. Начнем наш урок, как обычно, – с разминки. |
5 мин. | Заинтересован-ность, активность учащихся. | Разминка. «Австрийский дождь». Деление на группы (разноцветные листья). |
І этап-Вызов. Целопола-гание | 10 мин. | Доброжелательный настрой преподавателя на успех. | Групповая работа. Под звуком музыки составляют эссе по картинке на стр. 39. - Прослушайте, пожалуйста, текст «Осень»(Упр. № 93): -Как вы понимаете выражения лимонная желтизна, золотые рыбки? -Для чего взяла Осень яркие краски? -Какую работу проделала Осень? -Почему опустели поля и луга? -Назовите краски, которые Осень использовала в своей работе. Слова- это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях. Исследование. Работа в парах. - А сейчас я предлагаю вам понаблюдать за значениями слов “идти”, “красный”. Словарные статьи со значениями этих слов лежат у вас на партах. Одним ребятам я положила листок со словом “идти”, а другим – со словом “красный”. Исследуйте, пожалуйста, сколько и какие значения имеют эти слова. Приступайте к работе. - Итак. Сколько значений имеет слово “идти”? Приведите примеры. Ученики составляют ассоциацию слов «красный», «идти». - Сколько значений имеет слово “красный”? Приведите примеры. Формулирование темы. - Ребята, вы догадались, о каком законе нашего языка пойдёт сегодня речь на нашем уроке? Слова могут иметь несколько значений. - Вспомним, пожалуйста, сколько значений имеет слово “идти”? “красный”? - Давайте подумаем, как могут называться слова, которые имеют два и более значений? - Они называются многозначными. - А слова, которые имеют одно значение? - Они называются однозначными. -А каких слов больше в русском языке – однозначных или многозначных? |
ІІ стадия-Осмысле-ние. составле-ние кластера . | 5 мин. | Активное взаимодей- ствие учащихся в составе групп, взаимоуваже- ние, выслушивание мнений других, толерантность, доброжелатель-ность . | Упражнение 96. Работа по учебнику. - Рассмотрите данные рисунки. - Объясните все значения слов корень/берёза. - Сколько значений у слов корень/ берёза? - Как называются такие слова? Упражнение 97. Работа в парах. В толковом словаре русского языка можно узнать, является слово однозначным или многозначным. Разные значения слова в словаре нумеруются. Посмотрите в словаре, сколько и какие значения имеют слова: краска, лес, поле, луг, яблоко, осень, осина, клён. Группа, закончившая задание, поднимает сигнальную карточку. Оценивание работы жетонами (разных цветов) красный-отл., зелёный-хор., жёлтый-удов. |
3 мин. | Комфортность, раскрепощён-ность, свобода, музыкальность, ритмика. | Физкультминутка “- Вы, наверное, устали? - Устали… - Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. - Один, два, три, четыре, пять. - Открываем, поморгаем И работать продолжаем”. |
8 мин. | Взаимоподдержка, взаимопомощь. | Задание: установить соответствия. Работать будет проходить в группах. Лексическое значение слова — полный рассказ о предмете Слова, имеющие одно значение — однозначные слова Слова — строительный материал Каждое слово имеет — лексическое значение Слова, имеющие несколько значений— многозначные слова. Одного ученика приглашаем к доске, он будет работать у доски. ( использ. АКТ) Оценивание работы руками, а закончившая раньше группа сидит и не мешает. Учитель проходит и проверяет правильность выполненных заданий. |
5 мин. | Сплоченность групп | Работа в группе. (Упр. 98)Прочитайте текст. Скажите, о каких значениях слова корень говорится в тексте. Переведите каждое значение на родной язык. Работа группы: часть растения- өсімдіктің бөлігі; Корень зуба- тістің бір бөлігі; Корень зла- жауыздықтың бастауы; Извлечь квадратный корень- түбірдің квадратын табу; Корень слова- сөздің түбірі. Оцените, какой группе удалось без ошибки и быстро выполнить работу? (кумулятивная беседа) |
ІІІ этап-Рефлек-сия.
Итог урока | 3 мин. | Повышение мотивации, актизация учащихся, развитие самоконтроля, ответственности, | «Лучший рассказчик». Упражнение 99. 1. Почему рассказ так озаглавлен? 2. Прочитайте рассказ Виталия Бианки. Определите тему. 3. Придумайте конец рассказа. Представьте как мышонок жил в своем жилище, какие приключения могли с ним произойти за это время. Самооценивание , анализ своей работы каждой группы, используем стикеры для оценивания. |
3 мин. | Активность учащихся | - Понравился ли вам урок? Чем? - Чему учились? - Что повторяли? - Ребята, вы все сегодня старательно поработали. Спасибо, за урок. Рефлексия: Символы эмоций.(учащиеся помещают в «Оценочное окно» смайлики, которые выражают эмоции детей по отношению к уроку и проделанной работе) СО |
Домаш-нее задание | Инструктаж: Предлагается задание на выбор на основе рефлексии: Повторить состав слова. Написать «Синквейн» с ключевыми словами: корень, берёза. Написать эссе на тему: «Осень». |