I. Побуждение Организационный этап // Положительный настрой // Приветствие учителя: - Добрый день, ребята. «Как приятно знать, что ты что-то узнал» - говорил английский учёный Генри Бокль, который верил в безграничную силу разума и общественный прогресс. Очень хочется, чтобы сегодняшний урок был для вас приятным временем познания. Эпиграфом нашего урока являются слова Н.А.Назарбаева: «Быть патриотом своей Родины - это носить Казахстан в своем сердце» - Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «Республика Казахстан»? -Рябята, этот месяц декабрь насыщен патриотическими праздниками? -А как вы понимаете слово патриотизм? (Это любовь к своей Родине и земле, огромное уважение к ее истории и культуре) Лексическая тема нашего урока: «25 лет- Независимости Республики Казахстан» В связи с этим было задано домашнее задание написать небольшое сочинение-эссе «Моя Родина –Казахстан», используя СПП с разными видами придаточных. II.Актуализация знаний. Сегодня нам снова предстоит пополнить свои знания о сложноподчиненном предложении, познакомиться с его новыми разновидностями придаточных предложений. Тема достаточно сложная и потребует от вас внимания, сосредоточенности, ответственного подхода, ну и конечно желания работать. А начнем мы как обычно с повторения. 1. Сложное предложение - это ............ 2. Перечислите основные виды сложных предложений......... 3. Предложение называют сложносочиненным..................... 5. Предложение называется сложноподчинённым………………. 6. Перечислите виды сложноподчинённых предложений…………… 7. Придаточные определительные отвечают на вопросы……… 8. Придаточные изъяснительные имеют союзы……………союзные слова 9. Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы………… Приведите примеры. 1) Работа над «слепой» схемой «Виды предложений» - А прежде я хочу, чтобы вы заполнили «слепую» схему. III. Подача нового материала 1)Запись в тетради. По алгоритму рассуждения определить вид придаточного предложения и выписать СПП спридаточными места. 1. Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.(СПП с придаточным определ.) 2. Я знаю, что будущее Казахстана прекрасно. (СПП с придаточ. изъяснительным) 3. Где твой отчий дом, там ты всегда желанный гость. (СПП с придаточным места) 4. Заметьте, что неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности.(СПП с придаточ. изъяснительным) 5. Я родом оттуда , где никогда не знали бедности. (СПП с придаточным места) 6. Не забуду те муки, которые переживал мой народ.(СПП с придаточным определ.) Меня всё время тянет туда, куда мы ездили с ним прошлым летом (СПП с придаточным места) Всюду , куда ни кинь взгляд, была степь. (СПП с придаточным места) 9. Родина самое лучшее место, которое может быть на земле.(СПП с придаточным определ.) - На что указывает придаточное? (место) - Как называется такое придаточное? (Места) - На какой вопрос отвечает? (где? Куда? Откуда?) - С помощью чего придаточное прикрепляется к главному?(Союзных слов- где, куда, откуда), кроме того в главной части могут быть ук.с. там, оттуда, всюду, туда. - К чему относится? (ко всему придаточному) - Где может находиться? (до, после, внутри главного) - С каким придаточным мы познакомились? -Тема нашего урока так и называется: «СПП с придаточными места» IV. Закрепление 1.Рассмотрите и сравните их схемы. Укажите различия в строений и значений этих предложений A) Мы не знали, где остановимся на ночлег. ( изъяснительное) Б) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(определительное) B) Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно отдохнуть. ( обстоятельственное места) Г) Медведь остановился там, где только что стоял лось. (обстоятельственное места) Д) Медведь остановился на поляне, где только что стоял лось. (определительное) Вывод: одно и то же союзное слово может присоединять разные типы придаточных предложений. 2.Попробуем сами… (моделирование) указ слово… ,(где…, куда…,откуда…) 1.Мы разбили лагерь. Река делает крутой поворот. 2.Я стал всматриваться. Над водой, чуть подёрнутой рябью, кружила стая чаек 3.Я пристально вглядывался в кромешную тьму. Доносились осторожные всплески воды. 4.Всюду тянулась без конца бурая, невесёлая равнина. Не взглянешь 5.Не обращаю взор. Везде синеет мрачный бор. 6.Там растут розы. Растут и шипы. 7.Река меньше шумит. Она становится глубже. Вывод:придаточные места относятся не ко всей главной части,а к одному слову в ней – обстоятельству места,выраженному местоименным наречием (там,туда,оттуда,нигде,везде,всюду) 3.Итоговое тестирование. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений). Знаки препинания не проставлены А. Куда ни обращаю взор кругом синеет мрачный бор. Б.Голицыно где мы проводили лето встретило нас разноголосым ребячьим хором. В. Я не знаю где граница меж товарищем и другом. Г.Солоха долго думала где ей спрятать гостя. Д. В том месте где зашло солнце небо ещё грело багряными полосами 1 вариант: I. 1. Б, В. 2.В. 3.Б. II. 2, 4. V.Рефлексия.Подведение итогов урока. Рефлексия содержания учебного материала 1. повторил и закрепил знания, полученные на предыдущих уроках; 2. знаю о СПП с придаточными места; 3. могу находить их в тексте; 4. могу самостоятельно построить данные предложения 5. умею чертить схемы предложений, 6. на уроке мне было интересно; 7. я отвечал на уроке устно 8. и я могу сказать словами Г. Бокля «Как приятно знать, что ты что-то узнал». Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок. Оцените работу друг друга в группе и поставьте оценку в лист самоконтроля. Комментирование оценок. Оценить работу группы // Заполнить листы оценивания // Выставить оценки за урок 2) Домашнее задание: Из упр.8 дописать предложения как придаточные места; Индивидуально (опережающее задание): используя таблицу учебника «Виды придаточных обстоятельственных», составить опорную схему «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени» |