Цели урока: формирование знаний учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными;
учить находить придаточные определительные, правильно употреблять их в речи; расставлять знаки препинания; составлять схемы СПП с придаточными определительными; развивать речь, критическое мышление; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ожидаемые результаты:
1.Умеют находить в тексте СПП с придаточными определительными;
2.Знают о союзных словах в СПП с придаточными определительными;
3.Правильно расставляют знаки препинания в СПП с придаточными определительными.
4.Умеют заменять союзные слова, где это возможно и необходимо.
Ход урока
время
этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
оценивание
Используемые
модули
10
15
20
1. Мотивационный
2. Операционный
3
Рефлексивный
Приветствие учащихся. Псих.настрой на урок.
-Ребята, знаете, как можно улучшить настроение?
- Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?
Надо улыбнуться.
Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
Теоретическая разминка.
Метод «Аквариум»
Задание на соответствия.
Найти соответствия.
«Мозайка»
-Составьте предложение из данных слов.
- Подумайте, обсудите в группе и сформулируйте цели сегодняшнего урока.
Изучение новой темы
Работа с учебником.
1.Задание. Спишите, вставляя в придаточное предложение союзное слово который, согласуя его с определяемым существительным. Расставьте знаки препинания. Постройте схему предложения.
1группа.
Появилась туча … скоро разразилась дождем.
Взошла луна … осветила верхушки деревьев.
Прошел дождь … освежил все вокруг.
Взошел месяц … осветил верхушки деревьев.
Недалеко от села бежал ручей … начинался в лесу.
2 группа
Холм … возвышался за городом. был покрыт лесом.
Весной было наводнение … затопило луга и пастбища.
Взошло солнце … скоро осветило лес и дальше гор.
Стихи … вошли в новый сборник … написаны молодыми авторами.
Книги … были выставлены на стенде … рассказывали об истории нашего края.
Физминутка
2. Задание. Замените союзное слово который одним из союзных слов где, куда,откуда,что,какой,когда.
Комната, в которую мы вошли, была обставлена по-казахски.
Село, в котором мы остановились, было у подножья гор.
Нам первом этаже дома, который стоит напротив, находится книжный магазин.
Тот день, в который я сдавал свой первый экзамен, запомнится мне навсегда.
«Уровневая дифференциация»
Уровень «А»
Задание: Соедините половинки СП. Выделите главные и придаточные предложения. Начертите схемы. Распределите предложения, учитывая вид придаточного.
Уровень «В»
Задание: Записать предложение, расставить знаки препинания. Определить роль союзного слова в предложении. Какое предложение соответствует схеме / -/, (что).
Каждый человек — это мир который с ним рождается и с ним умирает.
Мне казалось что небо стало ещё темнее.
Сегодня на геологической карте земли зафиксировано множество линий и разломов которые протянулись на тысячи километров по дну океанов.
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
Д/з
1. А) Упр.193, стр. 147
2. Б) Выписать из худ. произв.5 СПП с придаточными определительными. Графически объясните вид придаточного, начертите схемы.
С) «Каково моё место в этом мире?» написать эссе, используя спп с придаточными определительными.
Подготовка к уроку
Учащиеся стоят в два круга: внутренний- рыбки- 4 человека, внешний- аквариум- 4 человека. Внутренний круг отвечает на вопросы.
Вопросы:
-Какие предложения называются сложноподчинёнными?
-Назовите группы спп?
-Назовите виды придаточных предложений?
- Что является средствами связи частей СПП?
- Какие группы придаточных по значению мы выделяем?
Выводы
Находят соответствия.
Выводы:
Выход на тему
Постановка целей
Работа в парах
ученики получают карточки с заданием.
Алгоритм выполнения:
Прочитай параграф 19 -20 стр 156
Расскажи товарищу о СПП с придаточными определительными.
Попроси его ответить на вопросы:
1. На какой вопрос отвечают придаточные определительные?
2. К чему они относятся?
3. При помощи каких союзных слов присоединяются к главному?
4. Какую позицию по отношению главному они могут занимать?
Помоги ему в случае затруднения.
Выводы:
Выполняют упражнения
Выполняют ряд упражнений
Выполняют задания, заменяют союзное слово одним из союзных слов.
Выводы
Выполняют уровневые задания
Подводят итоги
Выбирают фразу для соседа.
Оценивание
Запись д/з
Форм
(взаимооценивание,самооценивание)
сумм
НП
ТиО
УиЛ
ВО
ИКТ
КМ
ОО
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СПП с придаточными определительными.»
КСП класс: 9
Тема урока: СПП с придаточными определительными
Цели урока: формирование знаний учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными; учить находить придаточные определительные, правильно употреблять их в речи; расставлять знаки препинания; составлять схемы СПП с придаточными определительными; развивать речь, критическое мышление; воспитывать интерес к изучению русского языка. Ожидаемые результаты:
1.Умеют находить в тексте СПП с придаточными определительными;
2.Знают о союзных словах в СПП с придаточными определительными;
3.Правильно расставляют знаки препинания в СПП с придаточными определительными.
4.Умеют заменять союзные слова, где это возможно и необходимо.
Ход урока
время
этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
оценивание
Используемые
модули
10
15
20
1. Мотивационный
2. Операционный
3
Рефлексивный
Приветствие учащихся. Псих.настрой на урок.
-Ребята, знаете, как можно улучшить настроение?
- Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?
Надо улыбнуться.
Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
Теоретическая разминка.
Метод «Аквариум»
Задание на соответствия.
Найти соответствия.
«Мозайка»
-Составьте предложение из данных слов.
- Подумайте, обсудите в группе и сформулируйте цели сегодняшнего урока.
Изучение новой темы
Работа с учебником.
1.Задание. Спишите, вставляя в придаточное предложение союзное слово который, согласуя его с определяемым существительным. Расставьте знаки препинания. Постройте схему предложения.
1группа.
Появилась туча … скоро разразилась дождем.
Взошла луна … осветила верхушки деревьев.
Прошел дождь … освежил все вокруг.
Взошел месяц … осветил верхушки деревьев.
Недалеко от села бежал ручей … начинался в лесу.
2 группа
Холм … возвышался за городом .. был покрыт лесом.
Весной было наводнение … затопило луга и пастбища.
Взошло солнце … скоро осветило лес и дальше гор.
Стихи … вошли в новый сборник … написаны молодыми авторами.
Книги … были выставлены на стенде … рассказывали об истории нашего края.
Физминутка
2. Задание. Замените союзное слово который одним из союзных слов где, куда ,откуда ,что ,какой ,когда.
Комната, в которую мы вошли, была обставлена по-казахски.
Село, в котором мы остановились, было у подножья гор.
Нам первом этаже дома, который стоит напротив, находится книжный магазин.
Тот день, в который я сдавал свой первый экзамен, запомнится мне навсегда.
«Уровневая дифференциация»
Уровень «А»
Задание: Соедините половинки СП. Выделите главные и придаточные предложения. Начертите схемы. Распределите предложения, учитывая вид придаточного.
Уровень «В»
Задание: Записать предложение, расставить знаки препинания. Определить роль союзного слова в предложении. Какое предложение соответствует схеме / -/, (что).
Каждый человек — это мир который с ним рождается и с ним умирает. Мне казалось что небо стало ещё темнее. Сегодня на геологической карте земли зафиксировано множество линий и разломов которые протянулись на тысячи километров по дну океанов.
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
Д/з
А) Упр.193, стр. 147
Б) Выписать из худ. произв.5 СПП с придаточными определительными. Графически объясните вид придаточного, начертите схемы.
С) «Каково моё место в этом мире?» написать эссе, используя спп с придаточными определительными.
Подготовка к уроку
Учащиеся стоят в два круга: внутренний- рыбки- 4 человека, внешний- аквариум- 4 человека. Внутренний круг отвечает на вопросы.
Вопросы:
-Какие предложения называются сложноподчинёнными?
-Назовите группы спп?
-Назовите виды придаточных предложений?
- Что является средствами связи частей СПП?
- Какие группы придаточных по значению мы выделяем?
Выводы
Находят соответствия.
Выводы:
Выход на тему
Постановка целей
Работа в парах
ученики получают карточки с заданием .
Алгоритм выполнения:
Прочитай параграф 19 -20 стр 156
Расскажи товарищу о СПП с придаточными определительными.
Попроси его ответить на вопросы:
На какой вопрос отвечают придаточные определительные?
К чему они относятся?
При помощи каких союзных слов присоединяются к главному?
Какую позицию по отношению главному они могут занимать?
Помоги ему в случае затруднения.
Выводы:
Выполняют упражнения
Выполняют ряд упражнений
Выполняют задания, заменяют союзное слово одним из союзных слов.
Выводы
Выполняют уровневые задания
Подводят итоги
Выбирают фразу для соседа.
Оценивание
Запись д/з
Форм
(взаимооценивание,самооценивание)
сумм
НП
ТиО
УиЛ
ВО
ИКТ
КМ
ОО
СПП с придаточными
определительными
СПП с придаточными
определительными
1.Задание. Спишите, вставляя в придаточное предложение союзное слово который, согласуя его с определяемым существительным. Расставьте знаки препинания. Постройте схему предложения.
1группа.
Появилась туча … скоро разразилась дождем.
Взошла луна … осветила верхушки деревьев.
Прошел дождь … освежил все вокруг.
Взошел месяц … осветил верхушки деревьев.
Недалеко от села бежал ручей … начинался в лесу.
1.Задание. Спишите, вставляя в придаточное предложение союзное слово который, согласуя его с определяемым существительным. Расставьте знаки препинания. Постройте схему предложения.
2 группа
Холм … возвышался за городом .. был покрыт лесом.
Весной было наводнение … затопило луга и пастбища.
Взошло солнце … скоро осветило лес и дальше гор.
Стихи … вошли в новый сборник … написаны молодыми авторами.
Книги … были выставлены на стенде … рассказывали об истории нашего края.
2.Задание.
Замените союзное слово который одним из союзных слов где, куда, откуда ,что ,какой ,когда.
1.Комната, в которую мы вошли, была обставлена по-казахски.
2.Село, в котором мы остановились, было у подножья гор.
3.Нам первом этаже дома, который стоит напротив, находится книжный магазин.
4.Тот день, в который я сдавал свой первый экзамен, запомнится мне навсегда.
2.Задание.
Замените союзное слово который одним из союзных слов где, куда, откуда ,что ,какой ,когда.
1.Комната, в которую мы вошли, была обставлена по-казахски.
2.Село, в котором мы остановились, было у подножья гор.
3.Нам первом этаже дома, который стоит напротив, находится книжный магазин.
4.Тот день, в который я сдавал свой первый экзамен, запомнится мне навсегда.
«Уровневая дифференциация»
Уровень «А»
Задание: Соедините половинки СП. Выделите главные и придаточные предложения. Начертите схемы.
1. Николай и не заметил,
1. Надо прилежно учиться
2. Чтобы получить хорошую профессию,
2. Установилась теплая солнечная погода
3. Которая бывает в начале сентября
3. Тихо шелестящих под ветром
4. Воздух пропитан ароматом трав,
4. Что стало светать
Уровень «В»
Задание: Записать предложение, расставить знаки препинания. Определить роль союзного слова в предложении. Какое предложение соответствует схеме / -/, (что).
1.Каждый человек — это мир который с ним рождается и с ним умирает. 2.Мне казалось что небо стало ещё темнее. 3.Сегодня на геологической карте земли зафиксировано множество линий и разломов которые протянулись на тысячи километров по дну океанов.
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
«Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
План
Ответы
1.Вид придаточного предложения
2.На какой вопрос отвечает
3.К чему прикрепляется в главном предложений?
4. Средства связи
5.Есть ли указательные слова?
6.Позиция по отношению к главному?
7.Схема или пример предложения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
План
Ответы
1.Вид придаточного предложения
2.На какой вопрос отвечает
3.К чему прикрепляется в главном предложений?
4. Средства связи
5.Есть ли указательные слова?
6.Позиция по отношению к главному?
7.Схема или пример предложения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Найти соответствия.
1. ПП_________
1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.
2. ССП------
2. Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника.
3. СБП------
3. Я поднял книгу, которая упала со стола.
4. СПП------
4. Он знал, что со стуком к нему в кабинет входит только директор театра.
5. По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха.
Найти соответствия.
1. ПП_________
1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.
2. ССП------
2. Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение простой человечности своего собеседника.
3. СБП------
3. Я поднял книгу, которая упала со стола.
4. СПП------
4. Он знал, что со стуком к нему в кабинет входит только директор театра.
5. По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха.
Имя
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№7
итого
Имя
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
№7
итого
Алгоритм выполнения
1.Прочитай параграф 19 -20 стр 156
2.Расскажи товарищу о СПП с придаточными определительными.
3.Попроси его ответить на вопросы:
4.На какой вопрос отвечают придаточные определительные?
5.К чему они относятся?
6.При помощи каких союзных слов присоединяются к главному?
7.Какую позицию по отношению главному они могут занимать?
8.Помоги ему в случае затруднения.
Алгоритм выполнения
1.Прочитай параграф 19 -20 стр 156
2.Расскажи товарищу о СПП с придаточными определительными.
3.Попроси его ответить на вопросы:
4.На какой вопрос отвечают придаточные определительные?
5.К чему они относятся?
6.При помощи каких союзных слов присоединяются к главному?
7.Какую позицию по отношению главному они могут занимать?
8.Помоги ему в случае затруднения.
Алгоритм выполнения
1.Прочитай параграф 19 -20 стр 156
2.Расскажи товарищу о СПП с придаточными определительными.
3.Попроси его ответить на вопросы:
4.На какой вопрос отвечают придаточные определительные?
5.К чему они относятся?
6.При помощи каких союзных слов присоединяются к главному?
7.Какую позицию по отношению главному они могут занимать?
8.Помоги ему в случае затруднения.
Алгоритм выполнения
1.Прочитай параграф 19 -20 стр 156
2.Расскажи товарищу о СПП с придаточными определительными.
3.Попроси его ответить на вопросы:
4.На какой вопрос отвечают придаточные определительные?
5.К чему они относятся?
6.При помощи каких союзных слов присоединяются к главному?
7.Какую позицию по отношению главному они могут занимать?