kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными в 9-ом классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема:  Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Цели урока:

- образовательная: повторение и закрепление знаний учищихся по теме «Сложноподчиненное предложение».

- развивающая: развитие умений и навыков по определению и конструированию СПП, развитие устной и письменной речи учащихся; активизация их мыслительной и творческой деятельности;

- воспитательная: повышение интереса к русскому языку, осуществление трудового и эстетического воспитания.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 9 класса ( Э.Д. Сулейменова, з.К. Сабитова-Алматы:     , разноуровневые карточки.

                                                             Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Ученик рассказывает стихотворение.

(Обращаюсь к эпиграфу Паустовского)

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
                                                                                                           К. Паустовский

Записывают тему урока в тетрадь

1

Предлагает ученикам определить для себя цели урока:

  1. Знать…
  2. Уметь…
  3. Научиться…

Мотивирует работу учащихся, объявляя о работе на баллы, критериях оценки

Определяют и записывают цели:

  1. Знать…
  2. Уметь…
  3. Научиться…

 Орфоэпическая разминка

Не зная орфоэпии во все великолепии,

Не ощущаешь ее волшебных чар.

Жизнь, кажется кошмаром,

        Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

Что такое орфоэпия? Раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения.

СлИвовый, пЕтля, усугубИть,  обжитОе, досУг,  коклЮш, жалюзИ, тУфля, медикамЕнты, еретИк,  бАрмен,

 вероисповЕдование,  каталОг, пережитОе, придАное, свёкла,  украИнский, ходАтайство,облегчИть, кУхонный.

Лингвистическая разминка:

1. Что такое словосочетание?

Словосочетание – это два или более слова, связанных по смыслу и грамматически:лучи солнца, ясное утро, пришёл сказать.

2. В словосочетании с подчинительной связью?

В словосочетании с подчинительной связью есть главное и зависимое слово. Главное – то, от которого задаём вопрос, которое управляет (требует от зависимого слова какой-то формы), а зависимое подчиняется главному.

3. В словосочетании с сочинительной связью?

В сочетаниях слов с сочинительной связью слова межу собой равноправны: большой и сильный; медлительно, но аккуратно; смотрел и учился.

4. Способы подчинительной связи?

Согласование, управление. Примыкание.(гл и зависимое слово связаны только по смыслу.)

5. Что такое определение? Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительным, и отвечает на вопросы какой? чей? Определения как зависимые слова относятся к именам существительным.

6. Чем отличается ССП от СПП?

7. Назовите виды придаточных предложений.

Заполнение кластера. Попробуйте побыть исследователями –учеными. Покажите в ней, чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненнывх.

ССП состоит из равноправных частей              имеют несколько частей, сое-                              СПП состоит из нера                                            диняются с помощью союзов                                                                                                          неравноправных частей                                     

                                                                                      и союзных слов.

На доске словосочетания: (Определить связь слов в словосочетании)

Родной язык, интересная повесть, суверенный Казахстан,

Советы родителей, достойный уважения, желать здоровья,

Часто встречается, пришел учиться, идем разговаривая.

Тренировочная работа: На доске слова:

Недаром говорится, что дело мастера боится. (сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, т.к. отвечает на падежные вопросы, присоединяется подчинительным союзом, отделяется запятой от главного).

Дети чувствуют, кто их любит. (сложное, союзное СПП т.к. с придаточным изъяснительным, отвечает на падежные вопросы, главное предложение разделяется от главного запятой, присоединяется союзным словом).

Составление алгори тма:  Как определить СПП вид придаточного(на доске опорный сигнал)

Школьник, с которым мы познакомились, родом из Китая.

Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу. Это – мать.
Н. А. Островский

Конструирование предложений(придаточные определительные)

Главная часть   Придаточная часть:

Вот тот дом,     где жил писатель.

Счастлив день, когда встречаешь друга по сердцу.
(придаточные изъяснительные)

Я не вижу,          где граница между товарищем и другом.

Мы не помним,     когда это было.

Объяснительный диктант.( Итак, ребята, вы сказали, что умеете задавать вопросы к придаточным, это мы сейчас проверим. Работа по карточкам: зачитываете предложения, задаете вопрос, определяете тип придаточного. Работаем быстро.

1. Все-таки мне кажется, что вы не имеете право так поступать.

2. Для того, чтобы скорей пришел Новый год, мы стрелки часов перевели вперед.

3. Она напевала мотивы, которые трогали до слез.

4. Вот дом, в котором я хотела бы жить.

 5.Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.

 6. Я знаю, что она тебе ответила.

Работа с учебником:

Дифференцированное задание:

1 уровень. Уровень «А»

Задание: Записать предложение, расставить знаки препинания.  Какое предложение соответствует схеме

/ -/, (что).

Каждый человек — это мир который с ним рождается и с ним умирает.

Мы забрались на площадку где ожидал нас Грушницкий.

Мне казалось что небо стало ещё темнее.

Сегодня на геологической карте земли зафиксировано множество линий и разломов которые протянулись на тысячи километров по дну океанов.

2 уровень Уровень «В»

Задание: Соедините половинки СП. Выделите главные и придаточные предложения. Начертите схемы.

1. Николай и не заметил,

1. Надо прилежно учиться

2. Чтобы получить хорошую профессию,

2. Установилась теплая, солнечная

3. Которая бывает в начале сентября, погода

3. Тихо шелестящих под ветром

4. Воздух пропитан ароматом трав,

4. Что стало светать

3 уровень Уровень «С»

Задание: Ответьте на вопросы, чтобы получилось СПП с придаточным определительным. Графически объясните постановку знаков препинания.

1.      Какое предложение называется сложным?

2.      Какое предложение называется главным?

3.      Какое слово называется контактным?

4.      Что такое союзные слова?

Творческая работа: (по картине-осень)

Я люблю ясные осенние  дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы.  Мне  нравится  и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик.

Настроения  и чувства, что навеяны картиной природы, можно выразить в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся   любовью к родной природе,  которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Выводы по уроку. Чему мы научились?

Вывод:

Определять вид придаточных предложений – определительных и изъяснительных;
определять место придаточных предложений по отношению к главному предложению;
находить определяемые и изъясняемые слова, средства связи с ними придаточных предложений;
строить схемы СПП с придаточными определительными и изъяснительными;

О  Языке-выступление. (Файзуллина М)

Подведение итогов:

Мы изучили и обобщили материал по теме, работали над составлением схем предложений. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями.

Раздаю листочки.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными в 9-ом классе»

Дернина Оксана Викторовна,

Учитель русского языка и литературы.

Красивинская средняя школа

Есильский район Акмолинская область


Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Цели урока:

- образовательная: повторение и закрепление знаний учищихся по теме «Сложноподчиненное предложение».

- развивающая: развитие умений и навыков по определению и конструированию СПП, развитие устной и письменной речи учащихся; активизация их мыслительной и творческой деятельности;

- воспитательная: повышение интереса к русскому языку, осуществление трудового и эстетического воспитания.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: учебник «Русский язык» для 9 класса ( Э.Д. Сулейменова, з.К. Сабитова-Алматы: , разноуровневые карточки.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Ученик рассказывает стихотворение.

(Обращаюсь к эпиграфу Паустовского)

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Паустовский

Записывают тему урока в тетрадь

1

Предлагает ученикам определить для себя цели урока:

  1. Знать…

  2. Уметь…

  3. Научиться…

Мотивирует работу учащихся, объявляя о работе на баллы, критериях оценки

Определяют и записывают цели:

  1. Знать…

  2. Уметь…

  3. Научиться…


Орфоэпическая разминка

Не зная орфоэпии во все великолепии,

Не ощущаешь ее волшебных чар.

Жизнь, кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

Что такое орфоэпия? Раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения.

СлИвовый, пЕтля, усугубИть, обжитОе, досУг,  коклЮш, жалюзИ, тУфля, медикамЕнты, еретИк, бАрмен,

вероисповЕдование, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, украИнский, ходАтайство,облегчИть, кУхонный.

Лингвистическая разминка:

1. Что такое словосочетание?

Словосочетание – это два или более слова, связанных по смыслу и грамматически:лучи солнца, ясное утро, пришёл сказать.

2. В словосочетании с подчинительной связью?

В словосочетании с подчинительной связью есть главное и зависимое слово. Главное – то, от которого задаём вопрос, которое управляет (требует от зависимого слова какой-то формы), а зависимое подчиняется главному.

3. В словосочетании с сочинительной связью?

В сочетаниях слов с сочинительной связью слова межу собой равноправны: большой и сильный; медлительно, но аккуратно; смотрел и учился.

4. Способы подчинительной связи?

Согласование, управление. Примыкание.(гл и зависимое слово связаны только по смыслу.)


5. Что такое определение? Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительным, и отвечает на вопросы какой? чей? Определения как зависимые слова относятся к именам существительным.

6. Чем отличается ССП от СПП?

7. Назовите виды придаточных предложений.

Заполнение кластера. Попробуйте побыть исследователями –учеными. Покажите в ней, чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненнывх.

ССП состоит из равноправных частей имеют несколько частей, сое- СПП состоит из нера диняются с помощью союзов неравноправных частей

и союзных слов.

На доске словосочетания: (Определить связь слов в словосочетании)

Родной язык, интересная повесть, суверенный Казахстан,

Советы родителей, достойный уважения, желать здоровья,

Часто встречается, пришел учиться, идем разговаривая.

Тренировочная работа: На доске слова:

Недаром говорится, что дело мастера боится. (сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, т.к. отвечает на падежные вопросы, присоединяется подчинительным союзом, отделяется запятой от главного).

Дети чувствуют, кто их любит. (сложное, союзное СПП т.к. с придаточным изъяснительным, отвечает на падежные вопросы, главное предложение разделяется от главного запятой, присоединяется союзным словом).

Составление алгори тма: Как определить СПП вид придаточного(на доске опорный сигнал)

Школьник, с которым мы познакомились, родом из Китая.

Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в долгу. Это – мать.
Н. А. Островский

Конструирование предложений(придаточные определительные)

Главная часть Придаточная часть:

Вот тот дом, где жил писатель.

Счастлив день, когда встречаешь друга по сердцу.
(придаточные изъяснительные)

Я не вижу, где граница между товарищем и другом.

Мы не помним, когда это было.

Объяснительный диктант.( Итак, ребята, вы сказали, что умеете задавать вопросы к придаточным, это мы сейчас проверим. Работа по карточкам: зачитываете предложения, задаете вопрос, определяете тип придаточного. Работаем быстро.

1. Все-таки мне кажется, что вы не имеете право так поступать.

2. Для того, чтобы скорей пришел Новый год, мы стрелки часов перевели вперед.

3. Она напевала мотивы, которые трогали до слез.

4. Вот дом, в котором я хотела бы жить.

5.Я хорошо помню мелодию, которую часто напевала моя мать.

6. Я знаю, что она тебе ответила.


Работа с учебником:


Дифференцированное задание:

1 уровень. Уровень «А»

Задание: Записать предложение, расставить знаки препинания. Какое предложение соответствует схеме

/ -/, (что).

Каждый человек — это мир который с ним рождается и с ним умирает.

Мы забрались на площадку где ожидал нас Грушницкий.

Мне казалось что небо стало ещё темнее.

Сегодня на геологической карте земли зафиксировано множество линий и разломов которые протянулись на тысячи километров по дну океанов.

2 уровень Уровень «В»

Задание: Соедините половинки СП. Выделите главные и придаточные предложения. Начертите схемы.

1. Николай и не заметил,

1. Надо прилежно учиться

2. Чтобы получить хорошую профессию,

2. Установилась теплая, солнечная

3. Которая бывает в начале сентября, погода

3. Тихо шелестящих под ветром

4. Воздух пропитан ароматом трав,

4. Что стало светать


3 уровень Уровень «С»

Задание: Ответьте на вопросы, чтобы получилось СПП с придаточным определительным. Графически объясните постановку знаков препинания.

  1. Какое предложение называется сложным?

  2. Какое предложение называется главным?

  3. Какое слово называется контактным?

  4. Что такое союзные слова?

Творческая работа: (по картине-осень)


Я люблю ясные осенние  дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы.  Мне  нравится  и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик.


Настроения  и чувства, что навеяны картиной природы, можно выразить в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся   любовью к родной природе,  которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.


Выводы по уроку. Чему мы научились?



Вывод:

Определять вид придаточных предложений – определительных и изъяснительных;
определять место придаточных предложений по отношению к главному предложению;
находить определяемые и изъясняемые слова, средства связи с ними придаточных предложений;
строить схемы СПП с придаточными определительными и изъяснительными;


О Языке-выступление. (Файзуллина М)


Подведение итогов:

Мы изучили и обобщили материал по теме, работали над составлением схем предложений. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями.


Раздаю листочки.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными в 9-ом классе

Автор: Дернина Оксана Викторовна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными в 9-ом классе"
    ["seo_title"] => string(79) "slozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiaspridatochnymiopriedielitielnymiv9omklassie"
    ["file_id"] => string(6) "271707"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451741311"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Немецкий язык 8 класс. Рабочая программа с календарно-тематическим планированием. "
    ["seo_title"] => string(91) "niemietskii-iazyk-8-klass-rabochaia-proghramma-s-kaliendarno-tiematichieskim-planirovaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "200427"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428836303"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока " Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" 9 класс.  Презентация к уроку."
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiasnieskolkimipridatochnymi9klasspriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "277444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452903159"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Презентация по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными  определительными » "
    ["seo_title"] => string(99) "priezientatsiia-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-opriedielitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "220690"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434777201"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства