Цель: Обучающая: познакомить с основными способами образования слов в русском языке, сформировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав.Развивающая: развивать логическое мышление, зрительную память Воспитывающая: прививать интерес к труду,способствовать воспитанию у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.
Методы обучения: частично-поисковый, дифференцированный подход с использованием разноуровневых заданий
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, парная, критическое мышление, ИКТ, элементы исследовательской деятельности.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, маршрутный лист с заданиями, учебник, тетрадь, уровневые задания, « прозрачный журнал», смайлики.
Просмотр содержимого документа
«Способы образования слов в русском языке.»
Тема урока: Способы образования слов в русском языке.
Тип урока: урок-путешествие с использованием ИКТ.
Цель: Обучающая: познакомить с основными способами образования слов в русском языке, сформировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав.Развивающая: развивать логическое мышление, зрительную память Воспитывающая: прививать интерес к труду,способствовать воспитанию у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.
Методы обучения: частично-поисковый, дифференцированный подход с использованием разноуровневых заданий
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, парная, критическое мышление, ИКТ, элементы исследовательской деятельности.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, маршрутный лист с заданиями, учебник, тетрадь, уровневые задания, « прозрачный журнал», смайлики.
Добрый день! Я рада вновь видеть вас, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
2.Вступительное слово учителя.
Слайд 1.- Девизом нашего урока- путешествия будет пословица:
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
- Почему?
Как это интересно – много знать
И всем свои уменья показать!
(Записывают число, классная работа, тему не пишут.)
- Мы продолжаем изучать русский язык и постигать его тайны.
Направление нашей работы будет задано в маршрутном листе. Мы будем выполнять задания индивидуально, попарно, в группах , оценивать себя и одноклассников будут спикеры групп. За выполненное задание получаете смайлик ( спикеры это отмечают в « прозрачном журнале» )
Слайд 2.Урок –путешествие по станциям
1 Морфема
2.Словообразование
Юный Строитель
Слайд 3. Правила работы на уроке
1. Умей слушать других
2.Говори так, чтобы тебя слушали
3.Уважай мнение других
Слайд 4.Смыслообразование «для чего человеку трудиться»
Я прошу вас по рисунку узнать пословицу.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Почему на уроке вспомнили эту пословицу? (На каждом уроке мы трудимся)
Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходим трудиться, работать т. е. учиться, тогда все получится – мы будем грамотными, а грамотный человек поступит в любое учебное заведение).
Грамотный человек должен разбираться в строении слова.
Что означает данное предложение?.Подберите синоним к слову (состав)Уметь видеть строение слова и понимать значение его частей дает правильное грамотное правописание.
Вот и подошли к теме нашего урока
Слайд 5. Тема урока: Способы образования слов в русском языке.
Сегодня мы повторим, закрепим свои знания о морфемах и способах образования слова.
3. Постановка учебных задач
- Какие задачи мы перед собой поставим?
- Вспомнить…( морфемы, основные способы образования слов)
- Научиться…( определять способы образования слов)
Прежде чем сделать шаг к практическому освоению, мы повторим теорию.
- Ребята, давайте вспомним основные понятия, касающиеся темы «Состав слова».
Что такое морфема? (значимая часть слова)
Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)
Что такое приставка? Для чего она нужна? (приставка - значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов)
Что такое суффикс? Для чего он служит? (суффикс – это значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов)
Что такое корень? (корень – главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов)
Что такое окончание? Для чего оно служит? (окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)
Слайд 5. 1 станция МОРФЕМА Игра «Сборочный цех» ( работа в группах)
Из данного набор морфем собери как можно больше слов.
- А теперь давайте вспомним, что же такое словообразование? (Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).
– А от чего и с помощью чего образуются новые слова. (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
Слайд 7.
Примеры
При помощи чего образовано
Способ образования
Читать прочитать
Высокий невысокий
Лес лесник
Вода водный
Окно подоконник
Работа безработица
Беседа собеседник
Переходить переход
Бежать бег
Птицу ловить птицелов
Лес рубить лесоруб
Кресло и кровать кресло-кровать
юбка и брюки юбка-брюки
Драматический кружок драмкружок
-педагогический совет педсовет
НИШ, КТЛ
Выводы: Какие есть основные способы образования слов русском языке?
Слайд 8
Самопроверка. Самооценка
Примеры
При помощи чего образовано
Способ образования
Читать прочитать
Высокий невысокий
приставки
приставочный
Лес лесник
Вода водный
суффикса
суффиксальный
Окно подоконник
Работа безработица
Беседа собеседник
Приставки и суффикса одновременно
Приставочно- суффиксальный
Переходить переход
Бежать бег
без суффикса
бессуффиксный
Дыру колоть дырокол
Лес рубить лесоруб
После твердых согл.
(кроме Ж,Ш,Ц) – О
После мягких, шипящих и Ц- Е
Сложением основ
Кресло и кровать кресло-кровать
Юбка и брюки юбка-брюки
Сложением слов
Драматический кружок драмкружок
-педагогический совет педсовет
Сложением части слова и целого слова
НИШ, КТЛ
Аббревиатура
Слайд 9.
станция Юный СТРОИТЕЛЬ
Задание: не записывая слов, составьте их схемы. І вариант: Грибника, старушка, засветит.
ІІ вариант: Комариный, сохранишь, подорожник.
Взаимопроверка по слайдам. Слайд 10
- Карточка с заданием ( уровневое)
1 задание на 3 балла
Запишите однокоренные слова к слову ТРУД
2задание на 4 балла
Определите, как образованы следующие слова.
Развесёлый_____________________
Овражек________________________
Подсвечник_____________________
Лесовоз ______________________
РК _____________________________
Парашютистка________________
Выход_________________________
кресло-кровать__________________
ООН _______________________
приморский_____________________
3.задание на 5 баллов
Подобрать к схемам слова:
Слайд 11
Рефлексия
Подведем итог нашему уроку. Подсчитывают баллы, полученные за каждое задание
Смогли бы мы справиться с заданиями, если бы не трудились? (Обращаемся к пословице) Значит вы какие ? (самостоятельные, целеустремленные, внимательные, дружные, трудолюбивые, ответственные, грамотные)
Итак, что мы сегодня повторили на уроке?
Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
Над чем стоит ещё поработать?
В чём возникают трудности?
Выставление оценок за урок.( по прозрачному журналу)
Дом работа: составить тест из 5 вопросов на каждый способ образования