Тема урока: Основные способы образования слов в русском языке
Цель урока:
Воспитательная: воспитание у учащихся любви к физической культуре, спорту;
Образовательная: углубить знания учеников о способах образования слов в русском языке, закрепить умения учеников определять способы образования слов и образовывать новые слова;
Развивающая: развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, пополнить словарный запас учеников, расширить знания детей о возникновении Олимпийских игр, спорта.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
-
Упр. 197. А) Рассказ о планерном спорте, о развитии данного вида спорта в Казахстане.
Б) Найдите в тексте однокоренные слова и обозначьте в них морфемы.
Планёр, планёрный, планеризм. Летать, летательный, полёт.
-
Этап закрепления знаний и умений.
-
Орфографическая минутка.
Правописание гласных -а, -о в корнях –лаг- (-лож-), -раст-, -ращ-
(-рос-), -кас- (-кос-).
Выр…стить, пол…гать, к…снуться, предл…жить, прик…саться, подр…с, сл…жить, к…сание, выр…щивать, зар…сло.
-
Этап изучения новой темы.
-
Работа с таблицей.
Учиться -
Учить -
Готовить -
Бегать -
От данных слов образуйте слова с новым значением. Какую морфему необходимо добавить, чтобы образовать новое слово? Верно, приставку на-. А теперь скажите, каким способом образовано данное слово. Правильный ответ: приставочный способ образования слова.
В конце работы таблица выглядит следующим образом.
Приставочный
Суффиксальный
Приставочно-суффиксальный
Бессуффиксный
Учиться - научиться
Учить - учитель
Готовить – подготовиться
Бегать - бег
-
Этап закрепления новой темы.
-
Выполнение упражнений 198. Заполните таблицу словами из данных упражнений.
Приставочный
Суффиксальный
полуфинал
спортсменка
прибежать
лыжный
проиграть
водный
поплавать
шахматный
пропускать
бронзовый
подводный
беговой
забить
городской
-
Выполнение упражнения 199. Заполните таблицу выделенными словами, обозначьте морфемы.
Приставочный
Суффиксальный
Бессуффиксный
Выиграть
шерстяной
Вылет
Забросить
Бронзовая
Зелень
Одержать
Баскетбольный
Повтор
Выходить
Боковая
Подводный
Волейбольная
защитник
Мировой
-
Выполнение упражнения 205.
Разделить класс на группы. Прочитайте и озаглавьте текст. Составьте кластер по тексту. От выделенных слов образуйте новые слова. Укажите графически способ образования слов.
Синее кольцо символизирует– Европу, чёрное – Африку, красное – Америку, жёлтое – Азию, зелёное – Австралию.
Синее – синеватый, синька, синенький; чёрное – черненький, черноватый, чернеть, чернота; красное – красноватый, краснота, красненький, покраснеть и т. д.
-
Этап рефлексии.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Что было для вас самым интересным?
-
Этап информированности о домашнем задании. Составьте рассказ об известном казахстанском спортсмене (спортсменке), используя интернет-ресурсы.
-
Этап оценивания.