– Рассмотрите центральный кадр киноплёнки перед упр. 185. – Прочитайте название раздела. – Какие буквы (ь и ъ) соответствуют каким стульям? – Как в кадре передаётся ощущение мягкости? А твёрдости? – Вспомните, как в русском языке может быть обозначена мягкость звуков на письме. (С помощью мягкого знака.) Учитель записывает на доске букву ь. – Есть ли другие способы? (Специальные буквы гласных.) – Назовите эти буквы. (е, ё, ю, я, и.) Учитель записывает на доске: буквы гласных е, ё, ю, я, и. – Сколько же существует способов обозначения мягкости согласных звуков? (Два.) – Сформулируйте тему урока на основе записей на доске. Ученики называют тему: «Обозначение мягкости при помощи ь и букв гласных е, ё, ю, я». Либо с помощью учителя: «Способы обозначения мягкости согласных». - Сформулируйте цель урока. (Определить способы обозначения мягкости согласных на письме). – Составим план урока. Познакомиться с правилом сегодняшней темы Запомнить это правило Выполнить упражнения на способы обозначения мягкости согласных звуков. 1. Работа в учебнике. Упр. 185 – закрепляется умение находить мягкие согласные в словах и определять способы обозначения мягкости. Коллективно вырабатывается алгоритм работы с опорой на задания учебника. а) – Прочитайте слово. б) – Назовите в нём мягкие согласные звуки. в) – Запишите слово. г) – Обозначьте буквы мягких согласных зелёной ручкой. д) – Определите, какими буквами обозначена мягкость согласных. (Буквы гласных е, ё, и, ю, я или буква ь.) Подчеркните эти буквы. Сделайте вывод: мягкость согласных звуков на письме обозначают гласные буквы е, и, ё, ю, я и буква ь. 2. Работа над правилом. Чтение правила, расположенного после упр. 188. - Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков на письме? (и, е, ё, ю, я, ь) - Где и почему пишется мягкий знак? Упр. 187 – развивается умение находить мягкий знак в конце слова и определять его роль. Сделайте вывод: почему в конце слова пишется ь? (ь в конце слова обозначает мягкость согласного.) Упр. 188 – развивается умение находить мягкий знак в середине слова и определять его роль. – Что общего у слов? – Между какими буквами он находится? (Между буквами согласных звуков.) – Какую роль он выполняет? (Обозначает мягкость согласного звука перед согласным звуком.) Сделайте вывод: где и почему пишется ь в словах? (ь в середине слова между буквами согласных пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.) 3.Физкультминутка. Дети повторяют движения за медвежонком. 4.Работа с презентацией. На экране: Списать слова, разделив их для переноса. Вова выполнил задание так: О - сы, кни - га, субб - ота, пал – ьто, ве – чер, за – йка. В каких словах он допустил ошибки? (Осы, суббота, пальто, зайка) – Какие правила переноса ему нужно повторить? 1.Переносить слова надо по слогам, одну букву нельзя оставлять на строчке. 2. Буквы й, ъ, ь не переносятся на следующую строчку 3. Две одинаковые буквы в середине слова разделяются для переноса. - Где нам понадобятся эти правила? Где мы сможем применить это знание? (Это понадобиться при списывании предложений, т.к. не все слова в предложении вмещаются на одну строчку). 5. Самостоятельная работа с опорой на записи на слайде. На слайде слова: Люстра, пальто, морковь, песня, вишня, крепость. – Выпишите сначала те слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами, а потом те, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь. Проверка работы. На слайде появляются две группы: Люстра, песня, вишня, крепость. Пальто, морковь, крепость. – Какое слово выписали дважды? Почему? – Отметьте точками мягкие звуки, подчеркните буквы, обозначающие мягкость этих звуков. |