Просмотр содержимого документа
«Способы активизации деятельности школьников на уроках русского языка. »
"Вечно изобретать, пробовать,
совершенствовать и совершенствоваться-
вот единственный курс учительской жизни". К. Д. Ушинский
Тема: Способы активизации деятельности школьников на уроках русского языка.
Цель данной работы: Проанализировать способы активации деятельности школьников на уроках русского языка.
Задачи работы:
Рассмотреть психолого-педагогический аспект активизации деятельности на уроке.
Проанализировать дидактические основы активизации деятельности школьников на уроке.
Изучить способы активизации деятельности на уроках русского языка.
Сделать выводы.
Ожидаемый результат:
развить творческие способности учащихся посредством критериального оценивания на уроках русского языка и литературы
повысить эффективность и качество учебного процесса через активизацию деятельности школьников
1. Активизация интереса и познавательной деятельности школьников на уроках
Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.
Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.
Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.
Принцип наглядности, выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.
Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.
Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.
В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учеников в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.
Активизация учения – есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.
Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера.
Признаки, характеризующие самостоятельную работу:
наличие цели самостоятельной работы;
наличие конкретного задания;
четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;
определение формы проверки результата самостоятельной работы;
обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.
Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:
содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания;
содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-познавательную деятельность всех степеней познавательной самостоятельности;
в работах должны использоваться все возможности для введения вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельных работ каждого ученика [11; с. 68].
Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества.
Задача ученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности.
Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию [1; с. 19].
2. Способы активизации деятельности на уроках русского языка
Активизация деятельности через самостоятельные задания поискового и творческого характера
Суть данного метода заключается в том, чтобы активизировать интерес к русскому языку и повысить познавательную активность учащихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы; оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы; взаимо- и самообучения учащихся.
При такой системе работы у учащихся развивается интерес к русскому языку, к работе с дополнительными источниками информации, умение ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формируется поисковый и творческий тип деятельности, что выражается в качестве и количестве вопросов, которые школьники задают учителю и друг другу на уроке, высказываниях собственной точки зрения, собственной позиции, в формировании самостоятельных выводов и оценочных суждений.
Данный метод активизации деятельности школьников можно представить в виде системы домашних заданий.
Этот подход к организации домашней работы школьников предполагает обучение подростков приемам самостоятельной учебной деятельности, а также способов, преследующих цель развития познавательной деятельности.
Творческий замысел заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счет расширения информации и применения заданий адекватных заявленной цели [8; с. 20].
На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории, где использую следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить таблицу или разработать алгоритм.
В рамках данного метода предлагаются нетрадиционные домашние задания:
самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение их по темам;
уточнение определений школьного учебника;
исследование лингвистического текста учебника;
придумывание лингвистических задач;
многоаспектный анализ слова.
При такой организации домашнего задания у учащегося возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими. Также у ребят возникает интерес к слову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно, выразительно, красиво.
На втором этапе школьников обучают нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающей информации и использованию ее для решения возникающих проблем, развивают фантазию и воображение, вызывают интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Здесь используют следующие задания:
а) разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;
Особенность этих пособий в том, что они помогают формированию самоорганизации учащихся при выполнении домашнего задания, а также являются подсказками при самостоятельной работе. А главное – развитие зрительной памяти.
На данном этапе используют групповую форму работы. Принцип формирования групп такой: объединение в группы учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым – задания базового уровня, а сильным – повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Особое внимание уделяют взаимопроверке работ, что является эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля. Оценка за выполненную работу заносится в тетрадь учета знаний, умений и навыков.
На третьем этапе создают условия для раскрытия собственного творческого потенциала учащихся. Мыслительную деятельность учащихся стимулируют различными средствами и приемами: используют методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе).
Деятельность педагога заключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности:
Данные различных исследований подтверждают, что современные школьники слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессу познания, они не умеют выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы [2, 3, 4, 5]. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике.
Актуальность выбранной темы исходит из следующих проблем: снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету и чтению, а также ощущение дефицита нравственных ценностей.
3.Следовательно, цель моей работы: развивать творческие способности учащихся посредством критериального оценивания на уроках русского языка и литературы.
Для достижения этой цели я преследовала несколько задач:
собрать теоретический материал по названной теме, систематизировать его;
разработать критериальное оценивание к заданиям творческого характера;
помочь учащимся актуализировать способности, развить их.
Таким образом, вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Использованная литература:
Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М.: Проспект, 2003. – 242 с.
Грищенко А.И. Использование рисунков на уроке русского языка как средство достижения эффективности знаний // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 47–53.
Еремеева Е.В. Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 249–257.
Ли В.Е. Применение компьютера на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 116–125.
Лунева Л.П. Нетрадиционные жанры сочинений как способ пробуждения интереса к предмету // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004. – 548 с. С. 53–58.
Псарёва С.А. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету «Русский язык». – М.: Просвещение-АСТ, 2003. – 320 с.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1980. – 268 с.
Ульянова Е.В. Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания поискового и творческого характера // Русский язык в школе. – №5. – 2001. С. 18.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 226 с.
Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Просвещение-АСТ, 1997. – 430 с.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 278 с.
Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. – М.: Педагогика, 1981. – 342 с.
Анализ проведения «Lesson Stude» по предмету : русский язык
в 6 классе «А» «Б». Красноярская средняя школа №3
дата проведения : 26.01-31.01. 2014-2015 уч.год
Наблюдение серии последовательных уроков русского языка в 6 классе «А» «Б» 3учителями: Бексултанова И.С-учитель русского языка и литературы, прошедшая 3 уровень , Жумагулова С.Н- завуч школы по учебной части, Исина Ж.Б- учитель русского языка и литературы ,пед.стаж свыше 25 лет.
Посетив мои уроки в двух разных классах с разной успеваемостью и познавательной активностью к предмету русский язык в 6 классе «»А, «Б», где главным образом я фокусировала свое внимание на применении групповой работы, как наиболее эффективного способа активизации деятельности учащихся с применением различных видов заданий. Наблюдатели убедились, в том, что применение групповой формы работы может им помочь повысить познавательную активность учащихся на уроке.
При наблюдении данных уроков коллеги обратили внимание на то, как изменился психологический климат в классе, и что дети стали более раскрепощенными и естественными. Повысился познавательный интерес учащихся к данным предметам благодаря групповой работе, на которой я фокусировала свое внимание при посещении данных уроков. Об этом также свидетельствует проведенное рефлексия обратной связи с учащимися по окончании урока, на котором им задавались такие вопросы:
-Понравилось ли тебе на уроке?
-Отличался ли этот урок от предыдущих?
- Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна? Почему? - Если этот урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем изменил и почему? При ответе, на которые учащиеся отметили, что им понравилось на уроке, было интересно работать в группе, что они были, не только активны, но и получили за это хорошие оценки. На вопрос « Чему ты научился ? Что ты можешь сделать лучше?». Многие учащиеся данного класса ответили «Я научилась многому», «Сейчас знаю. Мне стало гораздо лучше». «Я могу сделать , чтобы всем было хорошо».Это и есть доказательство прогресса каждого учащегося планируемое нами ожидаемого результата: использование оценивания при групповой работе, совместная сотрудническая работа, повысилось интерес к уроку, сформировалось сплочённость в классе, тем самым повысим качество учёбы в данном классе.
Наблюдая за ходом урока эксперты заметили, что не все учащиеся остались довольны своими оценками. Мои наблюдатели также обратили на это внимание и подтвердили мое предположение и обратились за советом, что необходимо сделать, чтобы предотвратить данную ситуацию при проведении последующих уроков. И я последующие уроки провела в форме мини -соревнования между группами, оценивания их после каждого вида деятельности, которое дало им возможность не только повысить успешность проведенного ими уроков, но и объективность при выставлении оценок учащимся. Они, как и я были очень рады, что нам удалось осуществить работу с одаренными детьми на уроке, организовав их работу отдельно от остальных не только усложнив задание, но и дав им возможность поделиться со своей работой и продемонстрировать её другим учащимся. Но при планировании следующих уроков совместно с коллегами мне предложили начать урок с приема «Круг радости» для успешного проведения урока, где учащиеся могли бы пожелать друг другу комплименты. Ведь это поспособствует доброжелательности, взаимоуважению и сплоченности учащихся, присущих при работе в группе. Самым ценным учителя отметили- это обобщающий урок , где проводилось суммативное оценивание. Заключение изученной темы «Сказуемое –глагол. Времена глагола» был дан заполнение таблицы ЗХУ и тест в 2 вариантах по русскому языку .
По итогам данной работы следует отметить , то что систематизация и реализация принципа активности в обучении имеет самостоятельные работы, которая помогли учащимся актуализировать не только свои способности, но и развить их и подтвердили полученные знания критериями оценок , которое выставили сами учащиеся вместе с учителем.
Анализируя серию последовательных уроков, мы с учителями пришли к выводу, что активная работа наших учеников на уроке, их успех или неудача, зависит, прежде всего, от учителя. Если каждый учитель осознает, что он творец на своем уроке, если он будет использовать богатый арсенал методов и подходов, будет ориентировать урок на каждого ученика, индивидуально подбирать задания для каждой категории учащихся. Обязательно вовлекать в работу и слабого ученика. Нам всем было очень интересно участвовать в данном процессе. Было необычно вести наблюдение не за всем классом, а за конкретными учениками. Мы на примере увидели, если на уроке чаще внимание обращать на слабого ученика, оказывать ему поддержку, он будет работать на уроке. Мы ведь привыкли фокусировать весь урок на «сильного ученика». Я считаю, определение этого момента является одним из главных для нас в ходе наблюдения. Как вызвать желание работать в группе у всех детей, как научить их рассуждать? Ответы на эти вопросы зависят от учителя. У нас пока еще не все получилось. На основе наблюдения мы сделали выводы: активность ученика зависит от окружения, поддержки учителя, необходим индивидуальный подход к учащимся, правильно продуманные и составленные задания, каждый этап работы и определение целей для каждого ученика. При таком подходе урок будет обязательно ярким, насыщенным, интересным для каждого ученика.
Обсуждение уроков по «Lesson Stude» творческой группой
Красноярская средняя школа №3
Урок русского языка
Класс 6
Тема: «Сказуемое – глагол.
Времена глаголов»
Провела :Негметова М.А
2014-2015 уч.год
Русский язык 6 класс
Раздел: «Синтаксис»
Тема: «Сказуемое- глагол»
Тип урока: групповая
Цели урока:
обучающие - повторение сведений о сказуемом- глаголе, углубление и систематизация знания о временах глагола;
-развивающие – создание условий для самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие ассоциативного мышления, творческих способностей учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся,
воспитательные – создать условия для формирования ценностно-ориентированного отношения к предметному и духовному миру человека, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Предполагаемый результат:
- Предметные: обеспечить в ходе урока освоение грамматические признаки глагола, выработать умение опознавать времена глагола, употребления глагола в нужной форме в речи, развивать умения производить грамматические разборы.
- Метапредметные:
коммуникативные;
познавательные;
информационные;
регулятивные.
- Личностные: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления, формирование потребности в речевом самосовершенствовании, формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка.
Методы и приемы: диалогический, эвристический с использованием элементов критического мышления.
Виды деятельности учителя: беседа, консультирование по вопросам, возникающих в ходе совместной деятельности учащихся.
Виды деятельности ученика: диалог, работа в парах, работа с тестом, индивидуальная работа, работа с учебником, аргументированное слушание, работа над проблемной ситуацией, взаимодействие с учителем.
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности учащихся; повысить уровень визуализации изучаемого предмета,активизировать интерес и познавательную деятельность школьников на уроках.
Организационная структура серии последовательных уроков
русского языка в 6 классе
Учитель : Негметова М.А.
Этапы урока
Цель задания
Формы работы
Конкретные виды деятельности
учителя
ученика
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия
1 урок
Тема: «Изменение глагола настоящего и прошедшего времени»
1.Деление группы
2.Фронтальный опрос п/м
3.Закрепление
4.Рефлексия
Взаимо-проверка
Оценивание
5.Дом.задание
2 урок
Тема урока:
« Изменение глаголов будущего времени по лицам и числам »
Повторение. 1.Опрос п/м
Взаимо-проверка
Проблемная ситуация
2.Сообщение нового материала
3.Закрепление
Работа с учебником
4.Рефлексия
5.Домашнее задание
3 урок
Тема: Употребление глаголов будущего времени
1.Мозговой штурм
2.Работа с учебником
Актуализация субъектного опыта учащихся
3.Сообщение нового материала
Обобщение темы
4.Тест
5.Рефлексия
Создание коллаборативной среды, деление на группы, распределение ролей
Развитие навыков саморегуляции: самостоятельного определения темы и цели урока
Развитие навыка оценивания
Развитие навыков критического мышления: анализ, синтез, аргументация, выводы, выделение ключевых идей
Саморегуляция
«Горячий стул»
Осмысление своей деятельности
Физминутка
Развитие навыков критического мышления: анализ, синтез, аргументация, выводы, выделение ключевых идей
Саморегуляция
Сообщение
Игра
« Молекулы и атомы»
Закройте глаза и представьте, что каждый из вас – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы по трое. Затем молекулы вновь распадаются на отдельные атомы и движутся с закрытыми глазами.
2. Деление на группы:
После того, как создана молекула из 6 атомов, учитель объявляет, что образовалось 4 группы. Уч-ся рассаживаются за столами.
3.Распределение ролей
Тема: Сказуемое- глагол
Работа с текстом
«Плюс-Минус-Интересно» по
Эдвард де Боно
Групповая
Прием «Зиг- заг»
Письменная работа
Прием «Ромашка Блума»
Блиц-опрос
Защита постеров
Работа в парах
Коллек-тивная
Индиви-дуальная
«Какие у вас любимые занятия?»
Работа в парах
Игра «Ромашка» в парах
Коллек-
тивная
Индиви-дуальная
Коллективная
Рефлексивный экран
Коллек-тивная,
2 ученика выполняют на доске
Стр.132 -133
Работа в парах
Коллективная
Работа с таблицей
Тест
Индиви-дуальная
- Кто такие исследователи?
- Люди, занимающиеся научными исследованиями.
- Кто хочет стать исследователем?
- Сегодня мы продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, вы определите сами.
Тема: «Времена глаголов»
1группа : настоящее время
2 группа : прошедшее время
Цели и задачи: 1)образовать временные формы глагола, совершенствовать знания учащихся об изменении глаголов настоящего, прошедшего,
времени
2) способствовать развитию умений самостоятельно сформулировать правило, развить аналитические умения и самостоятельной групповой деятельности учащихся
3) развить устную и письменную речь, выразительное чтение
Возвращение к критериям успеха. Оцените, соответствуете ли вы обозначенным критериям и поставьте себе оценку
1 группа: упр2,3стр.119
2 группа :упр.4,5 стр.119
3группа :упр6,7 стр.120
Упр.5стр.125
Выполнение упражнении :
1 группа: упр.1 стр.116
2 группа: упр.1 стр.120
3 группа: упр.5 стр.125
Составление кластера
Работа по карточкам
Чтение текста стр.127 упр№1 «Интересы детства и будущая профессия»
пр.1 стр.128
Упр.2,3,4 стр.129
Упр.5,6,7 стр.130
Опрос пройденного материала по теме «Глагол- сказуемое»
Развитие речи .Чтение сочинение девочки .Найти глаголы и определить морфологические признаки глаголов
Написать несколько открыток своим друзьям( учителям, родственникам, родителям)и поздравьте их с праздником Наурыз
Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Итак, что же было объектом исследования на нашем уроке?
- Что такое глагол -сказуемое?
- Назовите грамматические признаки глагола.
Д/зСтр.134№5
Учащиеся работают с постерами
Защита
постеров
Физминутка
Оценивание по таблице по критериям
Куратор группы выставляет оценки каждому участнику
Спикеры групп у доски
Рассказать ,в каких кружках, секциях вы занимайтесь . Что вы делаете в этих кружках и секциях?
Использование в речи времена глаголов.
Групповое оценивание
Взаимооценивание
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… У меня получилось…
Заполнение таблицы
ЗХУ
«Синквейн»
Оценивание по критериям
Суммативное оценивание
Написать эссе
Тест по русскому языку «Глагол. Время глагола» Вариант 1
Начало формы
1. Укажите время выделенного глагола:
ВЫВЕЛА медведица своих медвежат в лес. (Соколов-Микитов И.)
1) настоящее 2) будущее 3) прошедшее
2. Укажите время выделенного глагола:
В лесной темноте хорошо ВИДЯТ рысьи глаза. (Соколов-Микитов И.)
1) настоящее 2) будущее 3) прошедшее
3. Укажите время выделенного глагола:
Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками ПОКРОЮТСЯ лесные полянки. (Соколов-Микитов И.)
1) настоящее 2) будущее 3) прошедшее
4. Укажите время выделенного глагола:
СПРЯТАЛСЯ в норе под корягой быстрый хорёк. (Соколов-Микитов И.)
1) настоящее 2) будущее 3) прошедшее
5. Укажите время выделенного глагола:
У освещённой солнцем старой сосны РЕЗВЯТСЯ весёлые проказницы-белки. (Соколов-Микитов И.)
1) настоящее 2) будущее 3) прошедшее
6. Укажите время выделенного глагола:
Душистой смолою ПАХНЕТ бор. (Соколов-Микитов И.)
1) настоящее 2) будущее 3) прошедшее
7. Укажите время выделенного глагола:
Скоро ВЫВЕДУТСЯ на болоте длинноногие, неуклюжие журавлята. (Соколов-Микитов И.)
1) настоящее 2) будущее 3) прошедшее
8. Укажите время выделенного глагола:
Уже НАДУЛИСЬ на деревьях душистые клейкие почки. (Соколов-Микитов И.)
1) настоящее 2) будущее 3) прошедшее
9. Укажите время выделенного глагола:
На этой охоте ПРОИЗОШЛО со мною странное приключение. (Соколов-Микитов И.)
1) настоящее 2) будущее 3) прошедшее
10. Укажите время выделенного глагола:
Много мошек и вредных гусениц СЪЕДЯТ за лето прожорливые птенцы. (Соколов-Микитов И.)
1) настоящее 2) будущее 3) прошедшее
Вариант 1
Критерии оценки
Баллы
Оценка
1– 10-оценка «5»
«5»
1 – 8-оценка «4»
«4»
1 – 5-оценка «3»
«3»
0 – 4-оценка «2»
«2»
Вариант 2.Тестовая работа по теме «Морфологические признаки глагола»
1. Мы остановились по двум причинам. С одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтобы и самому несколько закусить и подкрепиться. (Н.В. Гоголь) 2. «Садись сзади, держись крепче», – сказал мотоциклист. (А. Твардовский) 3. Собираешься в лес – бери кузовок побольше.
В2. От данных глаголов образуйте формы изъявительного наклонения.
Писать, читать, показать, отложить.
В3. Образуйте от глаголов формы настоящего или будущего времени 2-го лица множественного числа.
1. Чуть проб…вался рассвет. 2. Природа лик…вала: все живые существа приветств…вли ласковое солнце. 3. Далеко за лесом вспых…вает зарница. 4. Она недолго завед…вала библиотекой. 5. Комиссия разрабат…вала важный проект. 6. Мужество воспит…вается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. 7. Стану сказ…вать я сказки, песенку спою.
В5. Составьте предложения с безличными глаголами в условном наклонении, используя глаголы в неопределённой форме: сидеть, темнеть, спать.
С1. Закончите предложение.
Переходные глаголы сочетаются с существительными, числительными и местоимениями … .
Тестовая работа по теме «Морфологические признаки глагола»
(для учащихся 6 класса)Вариант2-2 группа
А1. Какой признак глагола является постоянным?
1) время;
3) лицо;
2) вид;
4) число.
А2. Укажите ряд глаголов I спряжения.
1) ценить; помнить; дышать; зависеть; носить;
2) стелить; выпекать; цвести; помогать; сберечь;
3) хотеть; бежать; дать; есть;
4) лежать; ходить; сидеть; спать; жениться.
А3. Укажите вариант ответа с ошибками в определении морфологических признаков глагола.
1) проходите (в зал) – сов.вид, перех., II спр., повел.накл., 2-е л., мн.ч.
2) переноситься – неопр.ф., несов.вид, возвр., неперех., II спр.
3) успеет – сов.вид, неперех., I спр., изъяв. накл., буд. время, 3-е л., ед.ч.
4) расцвело бы – сов. вид, неперех., I спр., усл.накл., 3-е л., ед.ч., ср.р.
Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и всё у него получалось шиворот-навыворот. Вот захотел он стать музыкантом. Гусля дал Незнайке большую медную трубу. Незнайка как подует в неё, труба как заревёт!(По Н. Носову)
В3. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени мужского и женского рода.
Наконец мы дождались весны! Теперь небо не закрывают тучи, всё ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели грачи, они торопятся поправлять свои старые гнёзда.
Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Скоро деревья оденутся листвой, зацветёт на опушках черёмуха, защёлкают голосистые соловьи.
В3. От данных глаголов образуйте форму повелительного наклонения.
Писать, читать, печь, есть, резать, показать, отложить.
В4. От данных глаголов образуйте формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения.
1. Кошки очень хорошо слыш…т. 2. Овцы прекрасно вид…т. 3. Он и муху не обид…т. 4. Услыш…шь хорошую песню, запиш…шь её, потом выуч...шь и распева…шь с друзьями. 5. Меня очень занимало, как взрослые изменя…т цвета материи: бер…т жёлтую материю, моч…т её в чёрной воде, и материя дела…тся густо-синей. (М. Горький)
С1. Закончите предложение.Глаголы в повелительном наклонении обозначают … .
Тестовая работа по теме «Морфологические признаки глагола»
(для учащихся 6 класса)Вариант4-4 группа
А1. Какого наклонения глагола не существует?
1) повелительное;
3) изъявительное;
2) условное;
4) желательное.
А2. Укажите окончания глаголов II спряжения.
1) –у, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут.
3) –у, -ишь, -ит, -им, -ите, -ят.
2) –ю, ешь, -ет, -ем, -ете, -ют.
4) –м, -шь, -ст, -им, -ите, -ут.
А3. Укажите вариант ответа с ошибками в определении морфологических признаков глагола.
В2. Выпишите из текста глаголы совершенного вида и подберите к ним, если это возможно, видовую пару (глаголы несовершенного вида).
Раз я шёл по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук!
Я прикоснулся к нему кончиком сапога – он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог. – А, ты так со мной! – сказал я. И кончиком сапога спихнул его в ручей. Мгновенно я развернулся в воде и поплыл к берегу. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой, решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
В3. Образуйте от данных глаголов форму 2-го лица единственного и множественного числа повелительного наклонения.
В4. Составьте предложения с безличными глаголами в условном наклонении.
Дремлется, подморозить, сидится, дышится.
В5. Выпишите глаголы в личной форме и укажите их лицо.
1. Тяжело дышит июльский полдень. 2. Сонно колышется над песчаной дорогой воздух, травы никнут, стелются от зноя. 3. Дремлет и томится без влаги зелень рощ пашен, и люди стараются укрыться от зноя. 4. Я люблю в такой жаркий день купаться, беру с собой братишку, его приятеля, и мы отправляемся к реке.
С1. Закончите предложение.
Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы … .
Ответы к тесту «Морфологические признаки глагола»(для учащихся 6 класса)Вариант 1
А1. 1;
А2. 3;
А3. 1;
А4. 3;
В1. дать, бери; (2б)
В2. пишу – писал – буду писать; читаю – читал – буду читать; покажу – показал; отложу – отложил; (10б)
В4. 1. Чуть пробивался рассвет. 2. Природа ликовала: все живые существа приветствовли ласковое солнце. 3. Далеко за лесом вспыхивает зарница. 4. Она недолго заведовала библиотекой. 5. Комиссия разрабатывала важный проект. 6. Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. 7. Стану сказывать я сказки, песенку спою. (8б)
В5. 1.Нам не сиделосьбы спокойно дома в хорошую погоду. 2. Эх, темнелобы позже, тогда и времени на прогулку нам оставалось бы больше. 3. Спалось бы лучше без света. (3б)
С1. Переходные глаголы сочетаются с существительными, числительными и местоимениями в винительном падеже без предлога. (1б)
В5. 1. Кошки очень хорошо слышат (II спр.). 2. Овцы прекрасно видят (II спр.). 3. Он и муху не обидит (II спр.). 4. Услышишь (II спр.) хорошую песню, запишешь (I спр.) её, потом выучишь (II спр.) и распеваешь (I спр.) с друзьями. 5. Меня очень занимало, как взрослые изменяют (I спр.) цвета материи: берут (I спр.) жёлтую материю, мочат (II спр.) её в чёрной воде, и материя делается (I спр.) густо-синей. (М. Горький) (22б)
С1. Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить. (1б)