3. Подготовка к восприятию нового материала. Чтение стихотворения С.А. Есенина. ( слайд 2)
Но люблю тебя, Родина кроткая! А за что – разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
4. Взаимопроверка орфографии и пунктуации. (слайд 3)
5. Ребята, а какие-нибудь слова вам не показались похожими? Да, слова “кроткая” и “короткая”. Объясните их значение. Можно воспользоваться словарем, кстати, каким? (слайд 4). Значение слов.
Итак, перед нами – паронимы. (слайд 5). Что же это за явление в языке? Обратите внимание, не однокоренные, а одкорневые, т.е. слова с одним корнем, но с разным лексическим значением. А знаете ли вы какие-нибудь паронимы? Если возникнут затруднения, обращайтесь к словарю паронимов (показать).
6. А сейчас давайте выделим грамматические основы в предложениях.(слайд 6.)
1 предл. – люблю / ПГС 2 предл. – разгадать не могу / СГС 3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно называется?
7. Сообщение темы урока. ( слайд 7).
Сообщение целей урока.
-Как вы думаете, из каких частей состоит составное именное сказуемое? Вспомогательный глагол и именная часть. (слайд 8). Вспомогательный глагол может выражаться следующими словами:
глагол быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Молодой человек весёлый. (слайд 9)
глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть. Она сидела задумчивая. ( слайд 11)
А чем выражается именная часть? Именем сущ., им. прил., им. числ., наречием, причастием, местоимением. Проверьте правильность выводов по учебнику.
8. Физкультминутка.
С. 53, § 21. В какой части СИС заключается лексическое значение? А грамматическое?
9.Обратимся к распечатанному материалу. Задание № 1. (слайд 12).
Взаимопроверка. (слайд 13).
Как же определить, что перед нами: форма сложного будущего времени простого глагольного сказуемого или составное именное сказуемое? Обращаем внимание на лексическое значение, которое выражается в СИС именной части. А теперь продолжим работу. (слайд 14).
10. Обратимся к распечатанному материалу. Задание № 2.
Фронтальная проверка учителя. ( слайд 15).
Выполняем морфемный и словообразовательный разборы ( слайд 16).
Выполняем синтаксический разбор ( слайд 17).
Чем выражено сказуемое? Фразеологизмом. Что он означает? Подберите к нему синонимы. ( слайд 18).
А теперь антонимы. ( слайд 19).
Придумайте предложения, определите роль фразеологизма в них. Фразеологизм является одним членом предложения.
11. Обобщение материала.
Чем выражается простое глагольное сказуемое? (слайд 20).
Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?В какой его части заключается лексическое значение, а в какой – грамматическое? ( слайд 20).
Из каких частей состоит составное именное сказуемое?В какой его части заключается лексическое значение, а в какой – грамматическое? ( слайд 20).
12. Игра “Третий лишний”. Обратимся к распечатанному материалу. Задание№ 3. ( слайды 21-27).
Сдача тетрадей на проверку.
13. Закончить урок мне бы хотелось поэтическими строками нашего поэта-современника Е. Евтушенко:
( слайд 28).
Я часто брёл по бездорожью, Но если, чистое тая, Хранил в ладонях искру божью, То это – Родина моя.
На свете всё небесконечно – От океана до ручья, Но если что - то в мире вечно – То это – Родина моя.
Меня не станет, солнце встанет, И будут люди и земля, И если кто меня вспомянет, То это – Родина моя.
14. Комментирование отметок за урок.
15.Рефлексия.
16. Домашнее задание (распечатано на отдельных листах).
Домашнее задание Фамилия:______________________
Графически объяснить орфограммы.
Выделить грамматическую основу. Указать вид сказуемых.