kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Составное именное сказуемое

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Задачи урока:

1. Развивающие:

уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;

развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);

расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов

2. Образовательные:

универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;

специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)

3. Воспитательные:

воспитание патриотизма, любви к родному слову

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Составное именное сказуемое»

Калинина Наталья Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 станицы Переправной Мостовского района Краснодарского края.

Конспект урока русского языка в 8-м классе

Тема: «Составное именное сказуемое».

Цели урока:

познакомить детей с составным именным сказуемым;

знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого;

формировать речевую компетентность.

Задачи урока:

1. Развивающие:

уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;

развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);

расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов

2. Образовательные:

универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;

специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)

3. Воспитательные:

воспитание патриотизма, любви к родному слову

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Самопроверка домашнего задания (орфографическая минутка). (слайд 1 с текстом д/з)

3. Подготовка к восприятию нового материала. Чтение стихотворения С.А. Есенина. ( слайд 2)

Но люблю тебя, Родина кроткая!
А за что – разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

4. Взаимопроверка орфографии и пунктуации. (слайд 3)

5. Ребята, а какие-нибудь слова вам не показались похожими? Да, слова “кроткая” и “короткая”. Объясните их значение. Можно воспользоваться словарем, кстати, каким? (слайд 4). Значение слов.

Итак, перед нами – паронимы. (слайд 5). Что же это за явление в языке? Обратите внимание, не однокоренные, а одкорневые, т.е. слова с одним корнем, но с разным лексическим значением. А знаете ли вы какие-нибудь паронимы? Если возникнут затруднения, обращайтесь к словарю паронимов (показать).

6. А сейчас давайте выделим грамматические основы в предложениях.(слайд 6.)

1 предл. – люблю / ПГС
2 предл. – разгадать не могу / СГС
3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно называется?

7. Сообщение темы урока. ( слайд 7).

Сообщение целей урока.

-Как вы думаете, из каких частей состоит составное именное сказуемое? Вспомогательный глагол и именная часть. (слайд 8). Вспомогательный глагол может выражаться следующими словами:

глагол быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Молодой человек весёлый. (слайд 9)

глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться. Девочка казалась весёлой. ( слайд 10)

 глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть. Она сидела задумчивая. ( слайд 11)

А чем выражается именная часть? Именем сущ., им. прил., им. числ., наречием, причастием, местоимением. Проверьте правильность выводов по учебнику.

8. Физкультминутка.

С. 53, § 21. В какой части СИС заключается лексическое значение? А грамматическое?

9. Обратимся к распечатанному материалу. Задание № 1. (слайд 12).

Взаимопроверка. (слайд 13).

Как же определить, что перед нами: форма сложного будущего времени простого глагольного сказуемого или составное именное сказуемое? Обращаем внимание на лексическое значение, которое выражается в СИС именной части. А теперь продолжим работу. (слайд 14).

10. Обратимся к распечатанному материалу. Задание № 2.

Фронтальная проверка учителя. ( слайд 15).

Выполняем морфемный и словообразовательный разборы ( слайд 16).

Выполняем синтаксический разбор ( слайд 17).

Чем выражено сказуемое? Фразеологизмом. Что он означает? Подберите к нему синонимы. ( слайд 18).

А теперь антонимы. ( слайд 19).

Придумайте предложения, определите роль фразеологизма в них. Фразеологизм является одним членом предложения.

11. Обобщение материала.

Чем выражается простое глагольное сказуемое? (слайд 20).

Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое? В какой его части заключается лексическое значение, а в какой – грамматическое? ( слайд 20).

Из каких частей состоит составное именное сказуемое? В какой его части заключается лексическое значение, а в какой – грамматическое? ( слайд 20).

12. Игра “Третий лишний”. Обратимся к распечатанному материалу. Задание№ 3. ( слайды 21-27).

Сдача тетрадей на проверку.

13. Закончить урок мне бы хотелось поэтическими строками нашего поэта-современника Е. Евтушенко:

( слайд 28).

Я часто брёл по бездорожью,
Но если, чистое тая,
Хранил в ладонях искру божью,
То это – Родина моя.

На свете всё небесконечно –
От океана до ручья,
Но если что - то в мире вечно –
То это – Родина моя.

Меня не станет, солнце встанет,
И будут люди и земля,
И если кто меня вспомянет,
То это – Родина моя.

14. Комментирование отметок за урок.

15.Рефлексия.

16. Домашнее задание (распечатано на отдельных листах).































Домашнее задание Фамилия:______________________


Графически объяснить орфограммы.

Выделить грамматическую основу. Указать вид сказуемых.

Выполнить указанные виды разбора.


Я часто брёл по безд__рож__ю2,

Но если чистое тая3

Хр__нил в ладонях искру бож__ю,

То это – Родина м__я5.


На свете всё (не)бе(с, з)конеч__но –

От ок__ана до руч__я,

Но если что (то) в мир__ веч__но3,

То это – Родина м__я.


Меня (не) стан__т, со__нце встан__т,

И будут люди и з__мля,

И если кто меня вспомян__т,

То это – Родина м__я.

Е.Евтушенко

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Составное именное сказуемое

Автор: Калинина Наталья Дмитриевна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 259132

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Составное глагольное и составное именное сказуемое."
    ["seo_title"] => string(59) "sostavnoie-ghlaghol-noie-i-sostavnoie-imiennoie-skazuiemoie"
    ["file_id"] => string(6) "315581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459924584"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ."
    ["seo_title"] => string(31) "sostavnoieimiennoieskazuiemoie1"
    ["file_id"] => string(6) "322660"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461654763"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Тема: "Составное именное сказуемое""
    ["seo_title"] => string(32) "tema_sostavnoe_imennoe_skazuemoe"
    ["file_id"] => string(6) "528805"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574779549"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Тема урока "Составное именное сказуемое"."
    ["seo_title"] => string(38) "tema_uroka_sostavnoe_imennoe_skazuemoe"
    ["file_id"] => string(6) "488264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1543509407"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Презентация "Составное именное сказуемое""
    ["seo_title"] => string(41) "prezentatsiia_sostavnoe_imennoe_skazuemoe"
    ["file_id"] => string(6) "561726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1603971489"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства