kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Состав слова и словообразование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка разработан в соответствии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Состав слова и словообразование.»



Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа − Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»





Кафедра начального общего образования




Урок русского языка


Тема: «Разбор слова по составу и словообразование».

Класс: 3в

Дата проведения урока: 27.09.2016.





Выполнила:


студентка 314Н2 группы

специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах


Руководитель от организации:

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа №21».


­­­­­____________________________

ФИО подпись


Руководитель от коллежа:


___________________________

ФИО подпись



Технологическая карта урока

Тема

Разбор слова по составу и словообразование

Цели


Актуализировать знания о составе слова и словообразовании.

Актуализировать умения выполнять разбор слова по составу и образовывать новые слова, используя морфемы.

Основное содержание темы


Актуализировать знания и умения о разборе слова по составу. Актуализировать знания и умения о словообразовании с помощью разных морфем, и способах образования новых слов.

Планируемый результат


Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- эмоционально-ценностное отношение к проблеме; - проявлять стремление к участию в предметной олимпиаде по русскому языку;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;

- определять родственные слова разных частей речи и обосновать свое мнение;

- выделять части слова и обосновать свое мнение;

- определять способы образования слова и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания при выполнении олимпиадных заданий.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- определять последовательность выполнения заданий с учетом конечного результата;

- соотносить учебное действие с известным алгоритмом;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывания, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции партнера и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата;

-осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь.

Предметные умения

- выделять графически части слова;

- указывать способы образования слова;

- составлять и писать слова (простые, сложные), образованные разными способами, используя морфемы;

- разбирать слова по составу, используя известный алгоритм.


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Организационный момент (самоопределение к деятельности),

Цели деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме товарища.


Здравствуйте, меня зовут Татьяна Вадимовна, сегодня я проведу у Вас урока русского языка.

Звенит звонок, начинается урок.

Всё ли готово у нас к уроку?

Прочитайте стихотворение.

Почему необходимо всё приготовить к уроку?






Один из учеников читает стихотворение.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Ученики отвечают, почему нужно всё приготовить к уроку.

Ученики проверяют готовность к уроку.

Оценивают свою готовность к уроку


II этап. Повторение изученного материала


Цели деятельности


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Цели:

• Актуализировать знания школьников о составе слова.

- определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;

- разбирать слова по составу, используя алгоритм;

- выделять графически части слова;

- распределять слова на группы однокоренных слов;

- подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи;

- составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.


Разминка для ума:

Проведем небольшую разминку для ума, отвечаем хором и быстро.

- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении

называется…

- Общая часть родственных слов называется …

- Часть слова без окончания называется …

- Назовите слово, противоположное слову враг.

- Сколько гласных букв в русском алфавите?

-Ребята, а из каких частей тела мы состоим?

А как вы думаете у слов есть части?

-Напомните мне морфемы слова? (приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

Расскажите алгоритм разбора слова по составу.

*На доске появляется алгоритмом разбора слова по составу:

1) Выделяем окончание (изменяем слово);

2)Выделяем основу;

3)Выделяем корень (подбираем родственные слова);

4) Выделяем приставку;

5) Выделяем суффикс.


Задание 1 (индивидуальная работа) взаимопроверка

Используя данный алгоритм, разберите слово «настольный» по составу.

Задание 2 фронтальная работа

Можно ли утверждать, что слова каждой строки являются однокоренными? Обоснуйте свое мнение.

Соль, солонка, солнце, солёный, соленья

Осина, подосиновик, ось, осиновый, оса.

Задание 3 фронтальная работа, ребята выполняют эту работу в тетрадях, взаимопроверка

Выпишите из текста стихотворения выделенные слова и определите в каждом окончание и основу.

В октябре

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома,

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

(Г. Ладонщиков)

Задание 4 индивидуальная работа, взаимопроверка

Распределите слова на группы однокоренных слов и напишите их в тетради.

Жалоба, нос, жалкий, носик, носатый, жалость, переносица, жалеть.

Задание 5 фронтальная работа

Подберите и напишите однокоренные слова разных частей речи к словам:

Соль – соленный, посалить

Лед – ледяной, леденеть


-дети отвечают на вопросы:( союз, корень, основа, друг, 10)

-Дети отвечают на вопросы учителя, что такое словообразование, разбирают слово по составу

-Наше тело состоит из головы, туловища, нижние и верхние конечности.

- слово состоит из приставки, корня, основы, окончания, суффикса.

Познавательные умения:

- определять группу родственных слов и обосновать свое мнение;

- определять части слова и обосновать свое мнение

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- соотносить учебные действия с имеющимися алгоритмом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения

- разбирать слова по составу , используя алгоритм;

- выделять графически части слова;

- распределять слова на группы однокоренных слов;

- подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи;

- составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы.

- Ребята, разбирают слово настольный по составу (корень, основа, приставка, суффикс, окончание). Несколько учеников проговаривают в слух.

-Ребята называют, что такое однокоренное слово (слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами)

-Распределяют самостоятельно слова по группам

Отвечают на вопросы, 1 строка не является, так как разные корни, 2 строка не является.

Ребята письменно выделяют основу и окончание, а 3 учеников работают у доски.

Словообразование.

Цели:

  • Актуализировать знания о способах образования слова;

- рассказывать о способах образования новых слов;

- образовывать и писать новые слова с помощью морфем;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога;




Прочитайте запись на доске

«Словообразование».

Скажите, что изучает этот раздел лингвистики?

( образование слов)

-Что помогло вам ответить на этот вопрос?

(слово+ образование)

-Каким способом образовалось данное слово?

(способом сложения двух корней)

Задание 1 Фронтальная работа

Школа школьник

Море приморский

Бежать убежать

Звезда + падать звездопад

Задание 2 фронтальная работа, ребята высказывают свое мнение

Верно ли, что слово «домашний», образовано приставочно-суффиксальным способом? Обоснуйте свое мнение графически.

Задание 3 с взаимопроверкой

Образуйте и напишите три сложных слова.

Выделите графически корень в каждом слове.

Задание 4 с взаимопроверкой

Определите способ образования данных слов и укажите его графически

Староватый, вырастут, дачный, подруга, подберёзовик, снегопад, заполярный, вездеход.

Задание 5 с взаимопроверкой

Прочитайте текст и выпишите выделенное слово.

Определите способ его образования и выделите его графически.

Сочувствует медведю

Зимой лесной народ:

Ни разу косолапый

Не встретил Новый год.


Ребята, рассказывают что такое словообразование(Способы образования слов, новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными.

Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую).

Ребята, рассказывают что же такое сложные слова и как их образовывать (Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е). Письменно составляют слова в тетради. (пешеход ( пеший + ходить), Самовар ( сам + варить)

Водопад ( вода + падать)

Ледокол ( лёд + колоть)

Языковед ( язык + ведать)

Снегопад ( снег + падать)

Вертолёт ( вертикально + летать).


IV этап. Итог занятия.

Рефлексия деятельности.

Цели деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Научить школьников:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.


I. Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

1. Мне важно правильно разбирать слово по составу, потому что ……

2. Чтобы правильно разобрать слово по составу нужно ………….

3. Чтобы определить способ образования слова нужно ……..

II. Задание на самопроверку.

Чему я научился(ась)?

Что хорошо запомнил(а)?

Что нужно повторить?

Домашнее задание, откройте учебник на странице 40 упражнение 4: Ваша задача письменно в тетради сделать разбор всех слов по составу, придумть 5 слов с 2 корнями.

-Ребята отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ своей деятельности, а так же осуществляют деятельность одноклассников.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Состав слова и словообразование.

Автор: Кудашева Татьяна Вадимовна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Проверочная работа по русскому языку для 5 класса на тему "Состав слова. Словообразование" "
    ["seo_title"] => string(94) "provierochnaia-rabota-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa-na-tiemu-sostav-slova-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "232211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1442768863"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "«Состав слова. Словообразование. Формообразование» "
    ["seo_title"] => string(48) "sostav-slova-slovoobrazovaniie-formoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "190976"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427256706"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) ""Состав слова. Словообразование" урок-игра 5 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "sostav-slova-slovoobrazovaniie-urok-ighra-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "193677"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427681037"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Состав слова. Словообразование."
    ["seo_title"] => string(30) "sostav_slova_slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "391067"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486923919"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Тема: Морфемный состав слова "
    ["seo_title"] => string(29) "tiema-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "196441"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428057209"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства