Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - эмоционально-ценностное отношение к проблеме; - проявлять стремление к участию в предметной олимпиаде по русскому языку; - осознание собственной успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - определять группу родственных слов и обосновать свое мнение; - определять родственные слова разных частей речи и обосновать свое мнение; - выделять части слова и обосновать свое мнение; - определять способы образования слова и обосновывать свое мнение; - использовать приобретенные знания при выполнении олимпиадных заданий. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - определять последовательность выполнения заданий с учетом конечного результата; - соотносить учебное действие с известным алгоритмом; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывания, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции партнера и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата; -осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь. | Предметные умения - выделять графически части слова; - указывать способы образования слова; - составлять и писать слова (простые, сложные), образованные разными способами, используя морфемы; - разбирать слова по составу, используя известный алгоритм. |
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме товарища. | Здравствуйте, меня зовут Татьяна Вадимовна, сегодня я проведу у Вас урока русского языка. Звенит звонок, начинается урок. Всё ли готово у нас к уроку? Прочитайте стихотворение. Почему необходимо всё приготовить к уроку? | Один из учеников читает стихотворение. Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Ученики отвечают, почему нужно всё приготовить к уроку. Ученики проверяют готовность к уроку. Оценивают свою готовность к уроку |
Цели: • Актуализировать знания школьников о составе слова. - определять группу родственных слов и обосновать свое мнение; - разбирать слова по составу, используя алгоритм; - выделять графически части слова; - распределять слова на группы однокоренных слов; - подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи; - составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять самопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | Разминка для ума: Проведем небольшую разминку для ума, отвечаем хором и быстро. - Часть слова, которая служит для связи слов в предложении называется… - Общая часть родственных слов называется … - Часть слова без окончания называется … - Назовите слово, противоположное слову враг. - Сколько гласных букв в русском алфавите? -Ребята, а из каких частей тела мы состоим? А как вы думаете у слов есть части? -Напомните мне морфемы слова? (приставка, корень, суффикс, окончание, основа) Расскажите алгоритм разбора слова по составу. *На доске появляется алгоритмом разбора слова по составу: 1) Выделяем окончание (изменяем слово); 2)Выделяем основу; 3)Выделяем корень (подбираем родственные слова); 4) Выделяем приставку; 5) Выделяем суффикс. | Задание 1 (индивидуальная работа) взаимопроверка Используя данный алгоритм, разберите слово «настольный» по составу. Задание 2 фронтальная работа Можно ли утверждать, что слова каждой строки являются однокоренными? Обоснуйте свое мнение. Соль, солонка, солнце, солёный, соленья Осина, подосиновик, ось, осиновый, оса. Задание 3 фронтальная работа, ребята выполняют эту работу в тетрадях, взаимопроверка Выпишите из текста стихотворения выделенные слова и определите в каждом окончание и основу. В октябре Серый день короче ночи, Холодна в реке вода. Частый дождик землю мочит, Свищет ветер в проводах. Опадают листья в лужи, Хлеб убрали в закрома, До прихода зимней стужи Утепляются дома. (Г. Ладонщиков) Задание 4 индивидуальная работа, взаимопроверка Распределите слова на группы однокоренных слов и напишите их в тетради. Жалоба, нос, жалкий, носик, носатый, жалость, переносица, жалеть. Задание 5 фронтальная работа Подберите и напишите однокоренные слова разных частей речи к словам: Соль – соленный, посалить Лед – ледяной, леденеть | -дети отвечают на вопросы:( союз, корень, основа, друг, 10) -Дети отвечают на вопросы учителя, что такое словообразование, разбирают слово по составу -Наше тело состоит из головы, туловища, нижние и верхние конечности. - слово состоит из приставки, корня, основы, окончания, суффикса. Познавательные умения: - определять группу родственных слов и обосновать свое мнение; - определять части слова и обосновать свое мнение Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - соотносить учебные действия с имеющимися алгоритмом. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения - разбирать слова по составу , используя алгоритм; - выделять графически части слова; - распределять слова на группы однокоренных слов; - подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи; - составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы. - Ребята, разбирают слово настольный по составу (корень, основа, приставка, суффикс, окончание). Несколько учеников проговаривают в слух. -Ребята называют, что такое однокоренное слово (слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами) -Распределяют самостоятельно слова по группам Отвечают на вопросы, 1 строка не является, так как разные корни, 2 строка не является. Ребята письменно выделяют основу и окончание, а 3 учеников работают у доски. |
Цели: - рассказывать о способах образования новых слов; - образовывать и писать новые слова с помощью морфем; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога; | Прочитайте запись на доске «Словообразование». Скажите, что изучает этот раздел лингвистики? ( образование слов) -Что помогло вам ответить на этот вопрос? (слово+ образование) -Каким способом образовалось данное слово? (способом сложения двух корней) Задание 1 Фронтальная работа Школа школьник Море приморский Бежать убежать Звезда + падать звездопад Задание 2 фронтальная работа, ребята высказывают свое мнение Верно ли, что слово «домашний», образовано приставочно-суффиксальным способом? Обоснуйте свое мнение графически. Задание 3 с взаимопроверкой Образуйте и напишите три сложных слова. Выделите графически корень в каждом слове. Задание 4 с взаимопроверкой Определите способ образования данных слов и укажите его графически Староватый, вырастут, дачный, подруга, подберёзовик, снегопад, заполярный, вездеход. Задание 5 с взаимопроверкой Прочитайте текст и выпишите выделенное слово. Определите способ его образования и выделите его графически. Сочувствует медведю Зимой лесной народ: Ни разу косолапый Не встретил Новый год. | Ребята, рассказывают что такое словообразование(Способы образования слов, новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными. Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую). Ребята, рассказывают что же такое сложные слова и как их образовывать (Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е). Письменно составляют слова в тетради. (пешеход ( пеший + ходить), Самовар ( сам + варить) Водопад ( вода + падать) Ледокол ( лёд + колоть) Языковед ( язык + ведать) Снегопад ( снег + падать) Вертолёт ( вертикально + летать). |