kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Состав слова. Словообразование" урок-игра 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра. Тема: Состав слова. Словообразование

Цель: научить учащихся выделять основу в слове, различать слова с твердой и мягкой основой.

2 находить, подбирать и образовывать однокоренные слова.

3. Уметь выделять суффиксы и приставки в словах, определять их значение, обогатить словарный запас учащихся.

Эпиграф: Слова…-это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться!

                                                           М.Горький

Ход урока:

  1. Приветствие команд. («Языкознайка», «Грамотейка»)

1.Игра «Дерево слов».

Учитель предлагает картины с изображением деревьев.

У основания кроны написано одно из слов (например, вода, водить, гора, гореть, лес, рука, солнце, друг) необходимо на листочках дерева записать однокоренные слова (на каждом листке одно слово).

Например :вода – водянистый, водянка, водяной, водомер, водолаз, водовод, водоем, водоросль, водопровод, водопад, безводный, подводник, подводный, водник, приводнение, наводнение, обезводить, обводнить, водичка, наводнить, водица.

Побеждает тот, кто подберет больше однокоренных слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Состав слова. Словообразование" урок-игра 5 класс »

Урок-игра. Тема: Состав слова. Словообразование

Цель: научить учащихся выделять основу в слове, различать слова с твердой и мягкой основой.

2 находить , подбирать и образовывать однокоренные слова.

3. Уметь выделять суффиксы и приставки в словах, определять их значение, обогатить словарный запас учащихся.

Эпиграф: Слова…-это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться!

М.Горький

Ход урока:

  1. Приветствие команд. («Языкознайка», «Грамотейка»)

1.Игра «Дерево слов».

Учитель предлагает картины с изображением деревьев.

У основания кроны написано одно из слов (например, вода, водить, гора, гореть, лес, рука, солнце, друг) необходимо на листочках дерева записать однокоренные слова (на каждом листке одно слово).

Например :вода – водянистый, водянка, водяной, водомер, водолаз, водовод, водоем, водоросль, водопровод, водопад, безводный, подводник, подводный, водник, приводнение, наводнение, обезводить, обводнить, водичка, наводнить, водица.

Побеждает тот, кто подберет больше однокоренных слов.

2.Игра «Третье лишнее»

Гореть, угорать, гора.

Горе, нагорный, горевать;

Пот, потолок, потливый.

Море, морщины, морской.

Боль, большой, больница.

Вода, водить, водник.

3.Выпишите из ряда слов родственные слова и разные формы одного и того же слова.

Единица, единство, единственный, единственно, соединение, объединенный, единственным, соединения, объединять, единичка, единицы.

4.Эстафета « Найди сорняк и вырви с корнем».

Водник, водяной, водитель, водолечебница, водоворот;

Лентяй, ленивый, разлениться, олений, поленился;

Смешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка;

Левый, слева, лев, налево, левая ;

Гусыня, гусиный, гусеница, гусята, гуськом;

Диво, удивиться, диванный, удивление, подивился.

Седло, седловина, седина, оседлать. расседлать;

Ветер, безветрие, ответил, подветренный обветриться;

Головной, головка, уголовник, изголовье, подголовник;

Разлиновать, линейка, полинял, линеечка, линия;

Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок;

Склон, поклониться, клонировать, наклон.

Варить, сварим, доварить, утварь, поваренный;

Прелестный, лестно, льстивый, лестничный;

Стол, столик, столетие, настольный;

Полный, пополнение, половина, располнел;

Кривой, окриветь, скривиться, креветка;

Помешал, мешать, помехи, помещение. (Из интернета.)

Образуйте новые слова при помощи приставок.

Шел, брать, жарить, лететь, ползти, работать.

Игра «Строитель»

Образуйте («постройте») слова.

Человек, который играет

на пианино

на органе

на скрипке

на балалайке,

на гуслях

на трубе

на флейте

на гитаре

на баяне.

5.Игра «Невидимка»

Отыщите слова с «невидимками-морфемами» – нулевыми окончаниями.

Нет слов, сапог, друзей, блюдец, туч, лебедей, мальчиков, чернил, мыслей, денег, толку, помидоров, маслин.

6.Игра «Родословная»

Определите, от каких слов образованы данные слова. Найдите их «родословную».

Гусиные, лебединые, стальные, плакатные, нотные.

Каменщик, каменный, каменистый.

Горный, горняк, гористый.

7. Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

Владеть миром, любить мир, свято славить, милая людям.

8. Игра «Собери слово»

Составьте слова из «россыпи» морфем. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

О б р а з е ц. О, а, пере, к, цен — переоценка.

Под, к, а, готов, пере; ыгр, роз, ыш; им, не, ый, числ, ис; о, тельн, и, смотр, не, ость; за, ый, медл, не, тельн, и.



9. Шарады

  • Корень тот же, что и в слове склоняться. Суффикс тот же, что и в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.(Склонение.)

  • Если взять корень из слова полагать, приставку – из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание – из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак предметов.(Прилагательное.)

10. Шуточные вопросы

1.Какой кистью его нельзя рисовать?

2.Какой иглой не сошьешь рубашки?

3.Какая стрелка не показывает время?

4. Какую шляпку нельзя надеть на голову?

5. Какой ручкой нельзя писать?

6.Какой корень не находится в земле?

7.Какой рукав нельзя пришить?

8.Что есть у животного и человека, это советуют влезть; из этого вылезают, стараясь кому-либо угодить?









КГУ« Салкынкольская СШ»















Тема: Состав слова.



Урок-игра 5класс













Провела: учитель русского языка



и литературы Ибитаева А.К.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Состав слова. Словообразование" урок-игра 5 класс

Автор: Ибитаева Айслу Каирбековна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193677


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства