Изм..рять площадь, прим..рять поссорившихся друзей, прор..дить морковь на грядке, зар..дить ружье, нак..лоть дров, нак..лить железо, п..лоть гряды, оп..лить гуся, посв..тить фонарем, посв..тить другу свои стихи, спуститься в д..лину, находиться вд..леке, ум..лять о помощи, ум..лять чьи-либо достоинства, закр..пить успех, заскр..петь зубами от боли, запл..тить долг, спл..титься во имя общего дела.
Быть ст..рожилом (издавна проживать в какой-либо местности), ст..рожить огород, носить прист..жные воротники, прист..жные лошади, упл..тнить сроки косьбы, упл..тить деньги по счету, д..ить коров, зат..ить обиду.
Карточка № 2
Задание: вставить пропущенные буквы, объяснить.
Уб..раю комнату – уб..ру комнату, отп..рать замок – отп..реть замок, зам..реть от восторга – зам..рать от восторга, изл..гать, изл..жение, прик..саться, нал..гать, прил..гательное, пл..вцы, обувь пром..кает, хорошая пром..кашка, скл..ниться над ручьем, накл..нить голову, затв..рить калитку, хорошо заг..реть, оз..рять пламенем, утренняя з..ря, небольшой ск..чок, остановить на ск..ку, разр..внять грядки, увеличить ур..вень, ср..щение кости, новая отр..сль, зеленый р..сток.
Неср..внимые величины, подр..внять кусты, буйная пор..сль, зар..сти травой, накл..нить голову, чудесное тв..рение, хорошо заг..реть, дог..ревший костер, яркие з..рницы, раств..ритель металлов, обм..кнуть кисть в краску, непром..каемое пальто, прик..снуться, ул..жить, разл..гать, к..сательная, сл..жить, пл..вчиха, зан..мать позицию, пож..мать руку, выч..сть одно число из другого, выч..тание, уб..рать, выб..рут, зап..реть, ум..рать, расст..лить.
Систематизировать изученное о правописании гласных и согласных в приставках.
Развивать орфографическую зоркость, навык работы с тестом, навык
работы по методикам ВТ, ВЗ, по методу КМД.
Воспитывать бережное отношение к слову.
Оборудование: 1. Опорный конспект № 2/3
2. Дидактический материал для составления ОК
3. Карточки для работы по методикам ВТ и ВЗ
Ход урока:
1.Введение в тему – объявление темы, цели, этапов урока, методов работы на уроке.
Постановка и решение проблемы методом ассоциации: вспомните все, что вы знаете о приставке. ( В центре доски слово «Приставка», вокруг нее ведущий записывает все предлагаемые ассоциации, затем выбираются те, которые дают определение данной морфеме и ее правописание).
Сообщение подготовленного ученика новых сведений по теме «Приставка»
Приставка словообразовательная
Приставка формообразующая
Приставка словоформообразующая
Приставка простая
Приставка составная
Синонимическая приставка
Омонимическая приставка
Происхождение приставок
Приставка с фонетической точки зрения
Особенности образования слов при помощи приставок
Сравнительный анализ роли приставки в русском, казахском, английском языках
Блиц – опрос по теме.
Для чего служит приставка?
Назовите постоянные русские приставки на гласные
Назовите постоянные русские приставки на согласные.
Назовите постоянные иноязычные приставки на гласные.
Назовите постоянные иноязычные приставки на согласные.
Правописание каких приставок зависит от значения?
Какие приставки пишутся через дефис?
Какие виды приставок вы знаете?
Как называется способ образования слов с помощью приставки?
В чем особенность образования слов с помощью приставки?
Какую роль играют приставки в казахском и английском языках?
Назовите приставки на З - С
Систематизация знаний по теме «Орфограммы в приставках». Метод КМД
1) Постановка проблемы: на основе данного дидактического материала составить опорный конспект по теме. Класс работает в двух группах
2) Решение проблемы в группах. Учащиеся составляют ОК, один ученик из каждой группы делает запись своего ОК на доске.
3) Защита ОК. Один ученик из каждой группы объясняет свою запись на доске, формулирует правила написания слов
4) Корректировка ОК. С помощью учителя учащиеся выбирают оптимальный вариант и записывают в свою тетрадь.
ОК 2/3
1) З – звонк 2) Ъ – е, е, ю, я 3) раз (рас) – роз (рос)
С – глух
4) пре – пере, очень 5) согл. + ы
при – приближение кроме меж-, сверх-
присоединение иноязычных
близость
неполное действие
6. Отработка теоретического материала по методике взаимообмена тем
Карточка № 1
В приставках на З – С перед глухими согласными пишется С, перед звонкими – З. Например, безжалостный, бесшумный. Надо запомнить, что такие слова, как здесь, сбор, здание и другие этому правилу не подчиняются.
В приставках ПРЕ – ПРИ буква Е пишется, если слово по его лексическому значению близко к слову «очень» и приставке «пере»
Буква И пишется, если слово обозначает приближение, присоединение, близость, неполное действие. Те слова, в которых трудно определить значение приставки, надо запомнить.
Объясните правописание слов.
Привокзальная площадь, веселое приключение, приехал домой, пришил пуговицу, присел отдохнуть, преинтересная книга, прервал разговор, придал форму, предал кого-то, приврал в разговоре, притворил неплотно, претворил в жизнь, преемник традиций, приобрел приемник.
Карточка № 3
Если к слову, начинающемуся с И, добавить приставку на согласный, то буква И поменяется на Ы. Исключение составляют слова с иноязычными приставками и с русскими приставками –меж, -сверх.
В приставках РАЗ(РАС) – РОЗ(РОС) в безударном положении пишется А
А) Слоги В) Гласные звуки С) Ударные звуки Д) Части слова
4. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
А) Суффикс В) Приставка С) Корень Д) Окончание
5. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
А) Суффикс В) Приставка С) Корень Д) Окончание
6. Основа - это
А) Главная значимая часть слова В) Часть изменяемого слова без окончания
С) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Д) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении
7. Окончание - это
А) Главная значимая часть слова В) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов С) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов Д) Изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.