Просмотр содержимого документа
«Сообщение: "Изучение словосочетаний и предложений в начальной школе"»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Изучение словосочетаний и предложений в начальной школе
Подготовила:
студентка группы Ш-32
Попович Алина
Ейск, 2021 г.
Учение о словосочетании в начальной школе предполагает знакомство со способами распространения главного слова. Понятие «словосочетание» показывает, что речь идет о сочетании двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Связь между словами в словосочетании устанавливается при помощи вопроса: утро (какое?) раннее, бегал (как?) быстро. В словосочетании всегда одно из слов является главным, а другое - зависимым. Та часть словосочетания, от которой ставится вопрос, называется главной. Та часть словосочетания, которая отвечает на вопрос, называется зависимой. Например, в словосочетании дружные ребята слово ребята является главным, так как от него можно поставить вопрос: какие? Зависимое слово - дружные, так как оно отвечает на вопрос, исходящий от главного слова. Зависимое слово может принимать все формы главного. Работа над словосочетанием в начальной школе решает такие задачи:
1) развитие мышления и речи;
2) формирование орфографических навыков;
3) осознание словосочетаний как особой единицы языка, служащей для образования предложений.
Развитию мышления и речи будет способствовать усвоение в практическом плане моделей словосочетаний, выражающих различные синтаксические отношения. Известно, что синтаксические отношения передаются в речи определенными грамматическими единицами. Из такого понимания развития мышления и речи учащихся естественно вытекает вывод о важности работы именно над словосочетанием как переходной ступенью от слова к предложению. Обучать младших школьников словосочетаниям - значит работать над элементами мысли; учить детей пониманию словосочетаний - значит учить их пониманию логических отношений. Изучение разных групп словосочетаний в структуре предложения и параллельно в связном тексте будет способствовать речевому развитию младших школьников.
С умением учащихся выделить словосочетания, правильно поставить вопрос от слова к слову и на основе установления зависимости между словами определить падежное окончание частей речи тесно связано формирование орфографических навыков. Словосочетание - это та минимальная синтаксическая единица, на анализе которой легко показать функции падежей, родовых, числовых и личных окончаний, предлогов, особенности согласования и управления.
Образование предложений основано на включении словосочетаний в состав предложения, где каждый член словосочетания становится членом предложения. Начиная со II класса дети учатся выделять из предложения его основу (подлежащее и сказуемое) и словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу слова. При анализе предложений следует учитывать, что одно и то же слово в большинстве случаев входит не в одно словосочетание, а в два.
Рассмотрим целесообразные формы и приемы работы над словосочетанием.
1. Составление словосочетаний из данных слов: березка, дом, книга, село, интересный, деревенский, зеленый, дальний.
2. Постановка вопросов от слова к слову: ходить по лесу, яркое солнце, решать задачу.
3. Составление сочетаний и определение рода, числа и падежа.
4. Склонение словосочетаний, состоящих из прилагательного и существительного: высокая гора, низкий пень.
6. Составление словосочетаний с использованием глаголов и предлогов (приставки и предлоги подчеркнуть): пришли в ..., вышли из ..., отошли от ..., подошли к ..., зашли за …
7. Замена сочетаний слов противоположными по смыслу: привязать коня, отплыть от берега, подойти к столу.
8. Подбор словосочетаний, близких по смыслу: высокая гора, громко кричать, говорить тихо.
Работа над словосочетаниями способствует разбитию речи и мышления, обогащению словаря учащихся, формированию орфографического навыка, повышению культуры речи.
Рассмотрим методику работы над предложением.
В работе над предложением в начальных классах условно выделяются пять направлений:
1. Формирование грамматического понятия «предложение».
2. Изучение структуры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознанием грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспространенных предложений).
3. Формирование умения использовать в речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.
4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.
5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).
Предложение - это тот фон, на материале которого дети учатся нормам произношения, нормам словоизменения и словосочетаемости, формируют грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Согласно действующей программе учащиеся начальных классов с постепенным расширением и усложнением должны усвоить сведения:
1) о повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях;
2) главных и второстепенных членах предложений (без деления на виды);
3) связи между словами в предложении.
В I классе учащиеся должны научиться выделять предложения из речи; находить в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится; устанавливать связь между словами по вопросам; при чтении предложений соблюдать интонации и паузы.
Во II классе дети усваивают понятия «повествовательное, вопросительное, восклицательное предложения», «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения» (без деления на виды); учатся выписывать из предложения пары связанных между собой слов, при чтении соблюдать интонацию повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений, выделять голосом нужные по смыслу слова.
В III классе школьники учатся различать среди простых предложений предложения с однородными членами, соблюдая при чтении интонацию перечисления.
В IV классе ребята учатся различать и сравнивать простые и сложные предложения.
Первоначальный этап работы над предложением совпадает с периодом обучения грамоте. Именно в этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения: предложение выражает мысль, для него характерна интонация завершенности. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов. В этот же период целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов), так как без этого невозможно осознать предложение как целостную единицу речи. По мере изучения предложения уточняются представления учащихся о его составных частях, в том числе о словосочетании. Первоклассники учатся различать в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится в предложении, что говорится.
Во II классе учащиеся усваивают существенные признаки предложения, вводят в практику термины «главные члены», «подлежащее», «сказуемое». Большое внимание уделяется связи слов в предложении. Выделяются основа предложения (подлежащее и сказуемое) и пары слов, одно из которых главное, а другое - зависимое.
В начальных классах второстепенные члены не дифференцируются, раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены чаще берут на себя смысловую нагрузку, а второстепенные члены выполняют уточняющую функцию. Особенно наглядно специфика второстепенных членов проявляется в процессе распространения предложения.
Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений. Умение выделять словосочетание в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки. Особенно эффективны следующие виды упражнений:
1. Работа над интонацией предложения;
2. Вычленение предложений из потока речи;
3. Распространение предложения: Цветет черемуха. В мае цветет душистая черемуха;
4. Восстановление деформированного предложения: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких;
5. Редактирование предложений;
6. Анализ предложения и составление его схемы;
7. Составление предложения по данной схеме;
8. Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры.
Вопрос и задание:
1) Какие задачи решает работа над словосочетанием в начальной школе?
2) В данных словосочетаниях определите главное и зависимое слова.