Сообщение на тему: «Изучение служебных частей речи в начальной школе»
Сообщение на тему: «Изучение служебных частей речи в начальной школе»
Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. К служебным словам нельзя поставить вопрос.
Служебные слова не являются членами предложения. Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: «Изучение служебных частей речи в начальной школе»»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
преподаватель
_______________
«_»________2019г.
Сообщение на тему:
«Изучение служебных частей речи в начальной школе»
Выполнила
студентка Ш-31 группы
Колесник Наталья
Ейск, 2019 г.
Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними. К служебным словам нельзя поставить вопрос.
Служебные слова не являются членами предложения. Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.
Предло́г – служебная часть речи, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связаны с управляющим компонентом словосочетания.
Производные предлоги образовались в более позднее время от слов других частей речи и подразделяются на:
наречные — вблизи, вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.;
отыме́нные — посредством, в роли, в зависимости от, путём, насчёт, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.;
глагольные (образованы были в большинстве своём скорее от деепричастий, нежели собственно глаголов) — благодаря, несмотря на, спустя и другие.
Сою́з — служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой простые предложения в составе сложного или однородные члены предложения. Не склоняются и не спрягаются, и не являются членами предложения.
По строению союзы делятся на:
1) простые (пишущиеся без пробелов): а, ибо;
2) составные (пишущиеся с одним или несколькими пробелами): так как, в то время как.
Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.
Частицы не изменяются, не являются членами предложения.
К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения).
Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего.
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);
3) указательные: вот, вон, это;
4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь‑в‑точь;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё‑таки, ну;
8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.
Методика изучения служебных частей речи в начальной школе
Определение частей речи вызывает ряд трудностей у младших школьников, особенно эти трудности возникают при определении служебных слов. Дети допускают ошибки в разграничении предлогов и приставок, не понимая до конца, по каким признакам их различать, для чего нужна эта часть речи, как их правильно писать со словами.
Поэтому проблема изучения служебных частей речи в начальной школе, усвоение младшими школьниками признаков этих частей речи, их отличий от знаменательных слов является актуальной.
В первом классе изучение грамматики, грамматических понятий о частях речи носит подготовительный, пропедевтический характер.
Второй класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Во втором классе дается уже первоначальное понятие о частях речи, сообщаются некоторые существенные признаки частей речи.
В третьем классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи; о связи между однородными членами предложения и сложном предложении с помощью союзов.
Для того, чтобы содержание программ было доступно учащимся младшего школьного возраста, чтобы знания по языку были более содержательными и осмысленными, а умения и навыки более прочными учащиеся составляют систему изучения «Служебных частей речи» и пользуются ею.
Используя данные таблицы, схемы, упражнения у выпускников начальной школы будут сформированы универсальные учебные действия.
Сводная таблица изучения темы «Предлоги»
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Изучение предлогов на пропедевтическом уровне
Предлог
Предлоги и приставки
Служебные части речи. Предлоги. Союзы.
Правописание предлогов.
Не с глаголами
Значение и роль в предложении служебных частей речи
Способы разграничения предлога и приставки.
Литературные нормы употребления предлогов в речи.
Сводная таблица изучения темы «Частицы»
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Изучение частиц на пропедевтическом уровне
Изучение частиц на пропедевтическом уровне.
Написание частицы "ся"
Служебные части речи.
Написание Ь перед частицей –ся
Вопросы и задания:
1. На какие группы делятся смысловые частицы? Приведите их примеры.
2. Продумайте задание для учащихся 2 класса на этапе первичное закрепление по теме: «Предлоги»