kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить критерии отличия союзов от союзных слов в СПП.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении»

Конспект урока "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении"

   Цель урока:   узнать о средствах связи в сложноподчинённых предложениях, чем отличаются союзы от союзных слов.

Ход урока.

  1. Орфоэпическая разминка.

  2.  Подчинительные союзы являются средством связи частей в сложноподчиненном предложении.

Вот два простых предложения. Мы собирались тщательно. Не хотели что-нибудь забыть.

При помощи союза из них можно сделать сложноподчиненное предложение. Мы собирались тщательно, потому что не хотели что-нибудь забыть.

Подчинительные союзы членами сложноподчиненного предложения не являются.

Ты получишь плохую отметку, если не будешь слушать. Связь частей в сложноподчиненном предложении осуществляется при помощи условного союза если. Это не член предложения.

Как прекрасна река, когда лёд сверкает под солнцемКогда – это временной союз, и он не является членом предложения.

В автобусе я стоял, так как все места были занятыТак как – это причинный союз, и он не является членом предложения.

Мы знаем, что подчинительные союзы бывают простыми и составными. Например, когда, лишь, чтобы, если – это простые союзы, они состоят из одного слова. А лишь только, потому что, если бы, несмотря на то что – это составные союзы, они состоят из двух или более слов.

Части некоторых составных союзов могут находиться в разных частях сложноподчиненного предложения.

Если ты будешь постоянно хмуриться, то добра от окружающих не жди. В союзеесли… то – две части, одна стоит в начале придаточного предложения, вторая – в начале главного.

Когда падают листья, то невольно хочется это нарисовать. В союзе когда… то – две части, одна стоит в начале придаточного предложения, вторая – в начале главного.



  1. Мы говорили о подчинительных союзах. Но при образовании сложноподчиненных предложений мы не всегда пользуемся подчинительными союзами.

Например, нам хочется сделать сложноподчиненное предложение из двух простых: Я не представляю и Куда пропал мой пенал.

Нужен ли тут какой-то союз?

Кажется, достаточно просто слить два предложения воедино:

Я не представляю, куда пропал мой пенал. Наречие куда отлично справилось с функцией союза в сложноподчиненном предложении.

Это наречие будет являться союзным словом.

Союзные слова принадлежат к самостоятельным частям речи, но в сложноподчиненных предложениях могут выступать в роли союзов.

Чаще всего союзными словами бывают относительные местоимения – такие, как кто, что, каждый, какой, который, чей, сколько и т. д.

А также наречия: где, куда, откуда, когда, зачем, как и т. д.

Союзные слова являются членами предложения.

Наконец мы увидели писателя, о котором столько слышали. Местоимение о котором замещает во второй части сложноподчиненного предложения слово о писателе. Значит, это дополнение.

Он захотел рассмотреть вазу, что стояла в углу. Местоимение что замещает слово «ваза» и является подлежащим.

Мы не знаем, откуда у нас взялось чувство юмора.  Откуда – наречие, которое является обстоятельством.

Союзы и союзные слова могут быть омонимами.

То есть, они одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные свойства.

Чтокак и когда – три этих слова могут быть и союзами, и союзными словами.

Как же различить союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении?

Совет первый. Если вы хотите узнать – союз перед вами или союзное слово — расчлените!

Да, да. Разберите сложноподчиненное предложение буквально на части. То есть, по членам предложения, конечно.

Союзное слово является членом предложения. А союз – не является.

Я увидел, как мальчик разбил окно.

Как в данном случае – союз, не член предложения.

Я не знаю, как мне поступить.

Поступить – какКак – союзное слово, в предложении является обстоятельством.

Совет второй. Уберите!

Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.

Я думаю, что маме нужно подарить книгу. Без что значение предложение не изменится. Я думаю, маме нужно подарить книгу. Значит, что – это союз, его можно удалить.

Я решаю, что подарить маме. Мы не можем удалить из предложения что: смысл изменится. Значит, перед нами союзное слово, которое нельзя удалить.

Совет третий. Ударьте слово, которое вызывает сомнения!

Используйте логическое ударение.

Логическое ударение может падать только на союзное слово. А на союз – не может.



Я услышал, как ты зовешь меня. Как – это союз, логическое ударение на него не падает.

Ответь мне, КАК ты там очутился? Логическое ударение падает на союзное слово.

Совет четвёртый. Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности.

Союзное слово можно заменить другим союзным словом. Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.

Он увидел, что на столе стоят розы. Чем можно заменить что? Ничем. Перед нами союз.

Он увидел розы, что стояли на столе. Что можно заменить на которые. А ведькоторые − это совершенно точно союзное слово. Значит, что – это тоже союзное слово.

Совет пятый. Добавьте к слову, которое вызывает трудности, же или именно. И посмотрите, как себя поведет слово.

 А рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно.

Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке. Когда же у моих друзей все в порядке? Не звучит. Перед нами союз.

Я спросил, когда ты закончишь задание. Я спросил – когда именно ты закончишь задание. Или – когда же ты закончишь задание. Перед нами союзное слово, поскольку можно подставить же и именно.

Что же нам требуется запомнить?

Части в сложноподчинённых предложениях могут соединяться при помощи союзов и союзных слов.



Критерии

Союзы

Союзные слова

Член предложения

Нет

Да

Можно удалить

Да

Нет

Можно заменить

Другим союзом

Другим союзным словом

Логическое ударение

Нет

Да

Можно подставить же и именно

Нет

Да



4. Работа с учебником П.224 № 90 (пис.)


Д/З П.224, № 100


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Автор: Миняева Елена Васильевна

Дата: 12.12.2017

Номер свидетельства: 443969

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "План урока на тему "Сложноподчиненное предложение, его строение, средства связи", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(99) "plan-uroka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-iegho-stroieniie-sriedstva-sviazi-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245282"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446109082"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Сложноподчиненные  предложения  с  придаточными  цели "
    ["seo_title"] => string(62) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-tsieli-1"
    ["file_id"] => string(6) "191628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427350979"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Открытый урок по русскому языку "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" (9класс) "
    ["seo_title"] => string(125) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-znaki-priepinaniia-v-slozhnopodchiniennom-priedlozhienii-s-nieskol-kimi-pridatochnymi-9klass"
    ["file_id"] => string(6) "228096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441108668"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Виды сложноподчиненных предложений"
    ["seo_title"] => string(43) "vidy-slozhnopodchiniennykh-priedlozhienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "281834"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453611121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства