урок дается во втором полугодии в 7 классе. форма работы индивидуальная и групповая. урок способствует формированию грамматического понятия о союзе как служебной части речи, рассмотреть отличия функций сочинительных и подчинительных союзов. даны заданя на развитие критического, творческого мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Союзы сочинительные и подчинительные »
Предмет: Русский язык Дата____
Класс: 7
Тема: «Союзы сочинительные и подчинительные»
Цели:
- Способствовать формированию грамматического понятия о союзе как служебной части речи, рассмотреть отличия функций сочинительных и подчинительных союзов;
- Способствовать развитию умения находить союзы в тексте; развитие критического мышления; навыков работы в группе;
- Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: воздушные шарики, карточка проверочная, карточки с тестом.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2. Мотивация учебной деятельности учащихся Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите грамматические основы предложения, определите его тип. “Человек не р-ждается а ст-новится тем кто он есть”. (Самопроверка). -Проверьте себя по образцу. “Человек не рождается, а становится тем, кто он есть”. - Объясните постановку знаков препинания. -Чем связаны однородные члены предложения. -Чем связаны простые предложения в составе сложного. -В чем отличие между союзами а, кто. - Одинаковую ли функцию в предложении выполняют сочинительные и подчинительные союзы. - Над какой темой будем сегодня работать.
Какие цели поставим для себя на уроке.
3. Актуализация ЗУН
Игра «Крестики-нолики» (1 ученик у доски, остальные в тетрадях или на листиках). В работе не допускать исправлений.
1 Служебные части речи могут изменяться. (-)
2. Предлоги бывают простыми и двусоставными. (-)
3. К самостоятельным частям речи можно задать вопрос. (+)
4. Самостоятельные части речи не могут употребляться без служебных. (-)
5. Служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества. (+)
6.Служебными частями речи являются предлоги, союзы, категория состояния.(-)
7. Предлог –под- в словосочетании «приехать под вечер» выражает временные отношения. (+)
8. Предлоги, образованные путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, называются непроизводными. (-)
9. Союз выражает зависимость одних слов от других. (-)
0
0
х
0
х
0
х
0
0
Деление на группы
«Букет невесты»
Для начала необходимо надуть воздушные шарики. (разных цветов-по количеству команд) Далее…
Учитель держит все воздушные шарики перед собой и обращается к участникам, которые держатся друг за друга в группе. Затем учитель бросает шарики один за другим, как это делает невеста, которая бросает свой букет. Участник, который поймал шарик, выходит из группы.. Участники, которые поймали шарики одного цвета находятся в одной команде.
4. Изучение нового материала
Знакомство с теоретическим материалом учебника стр. 182-183
Задание группам
Используя учебник, рассуждая, составьте модель (схему) распределения союзов на сочинительные и подчинительные, отразив в ней признаки данных союзов на листах А-3. используем маркеры и фломастеры. Листы будем крепить на доску, поэтому крупнее делаем модели (схемы).
Проверка. Отвечает один человек от группы, афишируя работу своей группы. Отвечаем у доски. Модели (схемы) и пояснения к ним.
Слово учителя.
- Ребята, схема какой группы точна и почему?
Ответы учащихся.
Самую удачную модель (схему) записываем в тетради.
Работа с текстом (к доске выходят по очереди члены групп и записывают предложения под диктовку).
Задание: Записать под диктовку предложения, выделить союз, обозначая его разряд. Объяснить знаки препинания при помощи схем. Выделяем орфограммы. Обращаем внимание учеников на правописание слова свирель.
Пастушья свирель.
Дни переход..т в очень жаркие, но росы ещё пр..хладные. Коров стали выг..нять рано и в полдень приг..нять, спасая от слепней.
Пастуш..я свирель имеет способность прон..кать в каждый дом, чтобы достигнуть каждой души. Сегодня мелодия проникла в меня, и я насл..ждался простой жизнью.
Работа в группе. Составить предложения по схемам
1 гр 2 гр
1. (Когда), [ ]. 1. [ ], да [ ].
2. [ ], ( что). 2. [ ], и [ ].
3. [ ], и [ ]. 3. [ ], ( где).
4. [ ], а [ ]. 4. [ ], ( что).
5. Закрепление
Индивидуальное задание. Решить тест
1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:
А) союз
Б) предлог
В) частица
2. Укажите неверное утверждение.
Союзы делятся на:
А) сочинительные и подчинительные
Б) простые и составные
В) производные и непроизводные
3. Выберите ответ, где все слова в ряду союзы:
А) как, который, и
Б) за, да, чтобы
В) потому что, зато, но.
4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:
А) где, зато, также
Б) и, однако, же
В) что, когда, да
5. Укажите предложение, в котором союз И соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)
А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.
Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.
В) Я вернусь и все вам расскажу.
Проверь себя
1. А
2. В
3. В
4. Б
5. В
6. Итог урока
Фронтальный опрос:
- Скажите, на какие виды делятся союзы?
- Для чего служат сочинительные союзы?
– Какую функцию выполняют сочинительные и подчинительные союзы?
7. Домашнее задание
Дифференцированное задание
«3» - Упражнение 426 стр. 183
«4» - Составьте 6 предложений для работы в парах с сочинительными и подчинительными союзами.
«5» - Сочинение – миниатюра «Я выбираю…»
8. Выставление оценок с комментированием
9. Рефлексия
- Вспомните цель урока.
- Добились ли мы ее? Объясните свой ответ
Выберете крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока. 1. Тяжела ты шапка Мономаха. 2. Повторение – мать учения. 3. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь. 4. Корень учения горек , да плод его сладок.