Русский язык в 7 классе.
Тема урока: «Подчинительные союзы».
- Проверка домашнего задания. (если есть вопросы).
- Подготовительный этап.
Повторение теории и составление опорной теоретической схемы.
А) «Третий лишний». (5 минут)
1. будто, потому что, но
2. вследствие, когда, что
3. если, оттого что, и
- Найдите лишнее и объясните ваш выбор.
Запись числа и классной работы.
Повторение теории по опорной схеме.
Союз (простые, составные)
Сочинительные подчинительные (выпишите союзы из 1 задания)
Но (противит.) будто, когда, что
И (соединит.) оттого что, если
- Определите группу по значению сочинительных союзов, добавьте необходимое.
Либо (разделит.)
- Что объединяет группу подчинительных союзов? (соединяют 2 простых предложения в составе сложного, при этом одно предложение зависит от другого).
- Знаем ли мы группы подчинительных союзов? Нет.
- Определите цель нашего урока ( определить группы, на которые делятся подчинительные союзы; создать способ определения группы подчинительного союза).
Знать группы подчинительных союзов очень важно, так как в старших классах мы будем изучать виды подчинительных предложений. И от того, насколько будет понята сегодня тема зависит тема «СПП с разными придаточными».
Запись темы урока. «Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов».
- Усвоение нового.(работа в группах) (15-18 минут)
А) Наблюдение.
Задание:
Чтение предложений.
- Это текст? Докажите.
- Определите тип и стиль текста.( тип речи- повествование, происходят действия; стиль – художественный, чувства, мысли; художественные средства)
1. Составьте таблицу. Запишите предложения,написанные на доске, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Подчеркните грамматическую основу, выпишите союз, составьте схему, определите значение союза.
( 1 вариант 1-3, 2 вариант 4-5пр.)
Предложение
Союз
Схема
Значение
1.Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза.
Потому что, оттого что
Причина
2.Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада.
Чтобы
Для того чтобы
Цель
3.Когда грохот резко обрывался, я замирал.
Когда
Пока
Время
4.В этот момент мне показалось, что земля и небо живые.
Что
чтобы
изъяснительное
5.Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов.
Словно
словно
Сравнение
6.Если бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.
Если
раз
условие
Б) Выводы.
- С какой целью мы провели данную работу? ( определяли значение союзов)
- Что заметили общего? (все предложения СПП)
- Чем они отличаются? (значением)
- На какие группы по значениям делятся подчинительные союзы?
( причинны, целевые, временные, сравнительные, условные, изъяснительные)
- Какие значения имеют союзы, записанные в начале урока?
Союз оттого что имеет значение причины, то есть он является синонимом союза потому что.
- Попробуем подобрать синонимичные союзы другим группам
- Обратили внимание, что союз чтобы встретился в значении условном и изъяснительном. Это многозначный союз. Как определять значение такого союза? (по смысловому контексту).
-Итак, способ определения группы подчинительного союза:
1. Грамматическая основа СПП.
2. Подчинительный союз.
3. Схема СПП.
4. Смысловое значение.
- Первичная проверка. (10 минут)
а) Повторение теории.
- В каких предложениях мы встречаем подчинительные союзы? (СПП).
-По какому принципу подчинительные союзы делятся на группы? ( по смысловому значению).
- Какие группы подчинительных союзов по смысловому значению вы знаете? (с примерами).
В) Индивидуальное задание учащимся (тест).
( если не успеваем, то можно провести устно)
Задание: выписав союз, определить его значение.
- Мальчик поливал цветы, чтобы они не завяли.(цель)
- Лошади остановился, оттого что пошел сильный дождь. (причина)
- Пойду с друзьями в поход, если будет хорошая погода. (условие)
- Я радовался, что погода прояснилась. (изъяснительное)
- Мне не бывает скучно, когда я отдыхаю с друзьями. (время)
- Была очень красивая полянка, словно ее придумал волшебник. (сравнение)
- Самопроверка.
- С какими трудностями столкнулись?
5.Подведение итогов. (3-5 минут)
( работа опорной схемой по ходу урока)
Заполнение начатой схемы.
- Какая была цель урока?
-Что мы узнали?
- На какие смысловые группы делятся подчинительные союзы? (временные, причинные, целевые, изъяснительные, сравнительные, условные)
-С какими трудностями столкнулись?
6. Домашнее задание.
Упражнение 327. (пояснить)
Русский язык в 7 классе.
Тема урока: «Подчинительные союзы».
- Проверка домашнего задания. (если есть вопросы).
- Подготовительный этап.
Повторение теории и составление опорной теоретической схемы.
А) «Третий лишний». (5 минут)
1. будто, потому что, но
2. вследствие, когда, что
3. если, оттого что, и
- Найдите лишнее и объясните ваш выбор.
Запись числа и классной работы.
Повторение теории по опорной схеме.
Союз (простые, составные)
Сочинительные подчинительные (выпишите союзы из 1 задания)
Но (противит.) будто, когда, что
И (соединит.) оттого что, если
- Определите группу по значению сочинительных союзов, добавьте необходимое.
Либо (разделит.)
- Что объединяет группу подчинительных союзов? (соединяют 2 простых предложения в составе сложного, при этом одно предложение зависит от другого).
- Знаем ли мы группы подчинительных союзов? Нет.
- Определите цель нашего урока ( определить группы, на которые делятся подчинительные союзы; создать способ определения группы подчинительного союза).
Знать группы подчинительных союзов очень важно, так как в старших классах мы будем изучать виды подчинительных предложений. И от того, насколько будет понята сегодня тема зависит тема «СПП с разными придаточными».
Запись темы урока. «Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов».
- Усвоение нового.(работа в группах) (15-18 минут)
А) Наблюдение.
Задание:
Чтение предложений.
- Это текст? Докажите.
- Определите тип и стиль текста.( тип речи- повествование, происходят действия; стиль – художественный, чувства, мысли; художественные средства)
1. Составьте таблицу. Запишите предложения,написанные на доске, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Подчеркните грамматическую основу, выпишите союз, составьте схему, определите значение союза.
( 1 вариант 1-3, 2 вариант 4-5пр.)
Предложение
Союз
Схема
Значение
1.Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза.
Потому что, оттого что
Причина
2.Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада.
Чтобы
Для того чтобы
Цель
3.Когда грохот резко обрывался, я замирал.
Когда
Пока
Время
4.В этот момент мне показалось, что земля и небо живые.
Что
чтобы
изъяснительное
5.Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов.
Словно
словно
Сравнение
6.Если бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.
Если
раз
условие
Б) Выводы.
- С какой целью мы провели данную работу? ( определяли значение союзов)
- Что заметили общего? (все предложения СПП)
- Чем они отличаются? (значением)
- На какие группы по значениям делятся подчинительные союзы?
( причинны, целевые, временные, сравнительные, условные, изъяснительные)
- Какие значения имеют союзы, записанные в начале урока?
Союз оттого что имеет значение причины, то есть он является синонимом союза потому что.
- Попробуем подобрать синонимичные союзы другим группам
- Обратили внимание, что союз чтобы встретился в значении условном и изъяснительном. Это многозначный союз. Как определять значение такого союза? (по смысловому контексту).
-Итак, способ определения группы подчинительного союза:
1. Грамматическая основа СПП.
2. Подчинительный союз.
3. Схема СПП.
4. Смысловое значение.
- Первичная проверка. (10 минут)
а) Повторение теории.
- В каких предложениях мы встречаем подчинительные союзы? (СПП).
-По какому принципу подчинительные союзы делятся на группы? ( по смысловому значению).
- Какие группы подчинительных союзов по смысловому значению вы знаете? (с примерами).
В) Индивидуальное задание учащимся (тест).
( если не успеваем, то можно провести устно)
Задание: выписав союз, определить его значение.
- Мальчик поливал цветы, чтобы они не завяли.(цель)
- Лошади остановился, оттого что пошел сильный дождь. (причина)
- Пойду с друзьями в поход, если будет хорошая погода. (условие)
- Я радовался, что погода прояснилась. (изъяснительное)
- Мне не бывает скучно, когда я отдыхаю с друзьями. (время)
- Была очень красивая полянка, словно ее придумал волшебник. (сравнение)
- Самопроверка.
- С какими трудностями столкнулись?
5.Подведение итогов. (3-5 минут)
( работа опорной схемой по ходу урока)
Заполнение начатой схемы.
- Какая была цель урока?
-Что мы узнали?
- На какие смысловые группы делятся подчинительные союзы? (временные, причинные, целевые, изъяснительные, сравнительные, условные)
-С какими трудностями столкнулись?
6. Домашнее задание.
Упражнение 327. (пояснить)