Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайды |
1. Мобилизирующий этап урока – Ребята, вы заметили надпись на двери нашего класса. – Чем занимается наука лингвистика? – Сегодня наш урок пройдет в лингвистической лаборатории. А мы будем сотрудниками этой лаборатории. | На двери надпись «Лингвистическая лаборатория» Работа с толковым словарем. | |
2. Актуализация знаний. Формулирование темы, цели и задач урока Тему нашего урока прислали по электронной почте. К сожалению, файл поврежден вирусом. Помогите её прочесть. Тема: Союз – служебная часть речи. Цель урока вы узнаете, прочитав, задание упр. 192 (выяснить, узнать) Цель – вывести понятие, что такое союз. Задачи: Доказать: какой частью речи является союз. Выяснить: для чего служат союзы Проверить: как изменяется смысл предложения при использовании разных союзов На доске: Доказать: какой частью речи … Выяснить: для чего … Проверить: как … | Сегодня уроке вы будете изучать служебную часть речи союз. | № 1, 2 |
Прослушивание сообщения о происхождении слова СОЮЗ. (С.118) Звукобуквенный разбор слова СОЮЗ (устно) – В каких науках ещё встречается это слово? Что обозначает? – Мы с вами изучаем раздел «Части речи», сейчас мы проведем графический диктант и выясним, умеете ли вы их различать? Перед вами листы оценивания, выполняем №1. Графический диктант: сущ. прил. гл. луч, убегать стоял, домик изучать, домохозяйка, лучистый мести, бежать прекрасный, песня, сбегала. – Посмотрите, что у вас получилось? – У кого пучилась буква «У», тот УМНИЦА – отлично справился с заданием и безошибочно определил части речи. Я думаю, что вы также отлично будете работать на протяжении всего урока. – Оцените графический диктант в листе самооценки. | Самостоятельная работа Лист оценивания №1 | № 3 |
3. «Развитие» знания. Преобразование знаний – С какими частями речи вы только что работали? Какие это части речи? (самостоятельные). Назовите известные вам самостоятельные части речи. – А какие части речи вы еще знаете? (служебные) – Поработаем в парах.Перечислите все признаки: 1 вариант: самостоятельных частей речи. 2 вариант: служебных частей речи В.I – самостоятельные части речи В.II – служебные части речи Не имеют лексического значения, к ним нельзя задать вопрос. Не имеют морфемного состава. Не изменяются. Не являются членами предложения. – Оцените работу в паре. По каким критериям мы оцениваем знание правила? | Работа в паре Эти слова получили такое название, так как могут употребляться в речи без служебных слов. Оценивают работу в парах: – правильность; – полнота; – пример. Лист самооценки №2 | |
Для того чтобы добиться цели, научные работники должны работать слажено, прислушиваться к мнению друг друга. Ведь недаром в народе говорят: Тот, кто с товарищем дружен, вдвое умней и сильней. – А теперь, уважаемые сотрудники лингвистической лаборатории, вспомнимте этапы научной работы. – Опираясь на задачи урока, давайте выдвинем 1 гипотезу. 1 гипотеза. Союз – служебная часть речи. Проведём опыт. – На примере данного высказывания, определите союз это самостоятельная или служебная часть речи. – Итак, сделайте вывод. Вывод: да, мы доказали, что союз – служебная часть речи. | | № 4, 5, 6 |
– Итак, первую гипотезу мы с вами подтвердили. – Давайте прочитаем 2 задачу урока. Сформулируйте гипотезу. – Раз они служебные, значит они для чего то служат. Для чего служат союзы? 2 гипотеза. Союз служит для связи частей предложения. – Попробуем её доказать или опровергнуть. РАБОТА В ГРУППЕ. (Каждая группа собирает пословицу правильно и выстраивается лицом к классу, другие учащиеся проверяют правильность составления пословиц) Незнайка на печи лежит, а Знайка далеко бежит. Семь раз отмерь, но один раз отрежь. Работа сердце веселит и радует. – Какую пословицу составили ребята каждой группы? – Как вы понимаете эти пословицы? – Какой союз использовали, чтобы соединить части предложения? – Какой вывод можно сделать? Вывод. Союз служит для связи частей предложения. – Итак, мы подтвердили 2 гипотезу. | Группе даётся задание: собрать пословицу из разрезанных частей. Взаимопроверка (сверка со слайдом) Лист самооценки №3 | № 7, 8, 9, 10 |
Физкультминутка: Как гласит народная мудрость: «Делу – время, потехе – час»: Кто пришёл сюда учиться? Хлопайте в ладоши! И кто посмотреть, послушать? Хлопайте вы тоже! Кто уже устал немного? Топайте ногами! И кто вовсе не устал, повторяйте с нами! Кто всё знает о предлогах? Быстро приседайте! Ну, кто знает и не всё, тоже начинайте! Кто готов урок продолжить? Правильно садитесь! И кому не хочется, к нам присоединитесь! | | |
– Давайте, вернемся к задачам урока и сформулируем 3 гипотезу. 3 гипотеза. Смысл предложения изменяется при использовании разных союзов. Учебник стр. 118 упр. 206 (работаем в парах – устно) – Сделайте вывод. Меняется ли смысл предложения при использовании разных союзов? – Итак, какой вывод мы с вами сделали? 3 гипотеза также подтвердилась. | Работа в парах | № 11 |
4. Закрепление знаний и способов действия Учебник стр. 119 упр. 207 5. Самостоятельное применение знаний (формирование осознанности изучаемого материала). – Чтобы решить задачи урока, мы с вами выдвинули гипотезы, которые все подтвердились и на основе подтвержденных гипотез, давайте сформулируем понятие, что такое союз. Определение. Союз – это … часть речи, которая служит для … частей предложения. При использовании разных союзов смысл предложения … Союз со словами пишется … – Обменяйтесь работой с ребятами с соседней парты. Сверьте со слайдом. – Оцените свою работу в листе самооценки. | Комментированное письмо Работа в паре Сверка со слайдом (Проверка – сверить с другой парой) Лист самооценки №4 | № 12, 13 |
6. Рефлексия (оценка качества работы класса и отдельных учащихся) Дифференцированное задание 1 уровень: по карточкам. 2 уровень: стр. 118 упражнение № 205 (а) 1 вариант: 1-2 предложение 2 вариант: 3-4 предложение | Самопроверка Лист самооценки №5 | |
7. Итог урока – Давайте вспомним, как звучала цель нашего урока. (вывести понятия «союз») – Мы достигли цели? Что такое союз? – В листе самооценки подсчитайте количество баллов за каждый вид задания. У кого 23-25 баллов – это отметка «5», 19-22 баллов – отметка «4». 13-18 баллов – отметка «3». Домашнее задание. Стр.119 упражнение №208 (а) – 1 уровень. №208(б) – 2 уровень. №208 (в) – 3 уровень, для «Банка заданий» придумать карточки по теме «Союз». – Какое задание вызвало у вас затруднение? Дорисуйте смайлик. Рисуем носик (! – всё понятно), (? – остались вопросы) Дорисуйте смайлику ротик. | Лист самооценки | № 14, 15,16 |