Цели: закрепить понятие о сложных словах и способах их распознования; познакомить с условиями выбора соединительных гласных; развивать навыки морфемного разбора слов; формировать интерес к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Соединительные гласные О и Е в сложных словах»
Урок в 6 классе
Соединительные гласные О и Е в сложных словах
Цели: закрепить понятие о сложных словах и способах их распознования; познакомить с условиями выбора соединительных гласных; развивать навыки морфемного разбора слов; формировать интерес к предмету.
Планируемые результаты: знание способов образования сложных слов, условий выбора соединительных гласных в сложных словах; владение навыками морфемного разбора слов; умение объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слова.
Самосвал, пылесос, атомоход, кораблекрушение.
Чем похожи все слова? (Это сложные слова, состоящие из двух корней.)
На какие две группы их можно разделить? (Слова с соединительной О и слова с соединительной Е)
От чего зависит выбор соединительных гласных в сложных словах? (Ответы детей.)
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться распознавать сложные слова, познакомиться с условиями выбора соединительных гласных в сложных словах.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений», чтение правила и теоретического материала (с. 119).)
(Можно дать дополнительные задания: объяснить значение биологических терминов, названий животных, птиц, рыб, насекомых, узнать о происхождении слов из этимологического словари
Например, слово динозавр создано в 1841 г. английским учёнымР. Оуэном на базе двух греческих слов: deinos(страшный, ужасный) и sauros(ящерица).)
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 215 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.
2. Упр. 216 - самостоятельное выполнение с последующей проверкой по цепочке.
2. Выполнение задания в рабочей тетради
(Задание 39 — самостоятельное выполнение.)
3. Занимательная лингвистика
— Объясните значение словосочетаний-фразеологизмов, пользуясь толковым словарём и словарём фразеологизмов. Образуйте из них сложные слова.
(Следует обратить внимание учащихся на то, что слово вертихвостка образовано без помощи соединительных гласных. Первая его часть — глагол в повелительном наклонении.)
VI. Подведение итогов урока
— От чего зависит выбор соединительных гласных о и e?