Урок русского языка в 6 классе по теме "Соединительные гласные О и Е в сложных словах" Урок изучения нового материала с использование ИКТ. Учащиеся самостоятельно изучают новый материал, благодаря групповой форме работы.Интересный материал для закрепления темы: решение кроссворда, отгадывание загадок. Буквенный биктант позволяет учителю увидеть, кем из учащихся материал усвоен и в какой степени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Соединительные гласные О и Е в сложных словах. »
Соединительные о и е в сложных словах.
Цель: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету, память, наблюдательность, сообразительность, внимательность; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог
Ход урока.
I Огр момент.
II Постановка цели.
III Основная часть.
1. Слово учителя. Настрой на работу.
2. Работа над новой темой.
Подготовка к восприятию темы. Задание : отгадать загадки
Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (САМОЛЁТ)
Каждый день выходит утром В повседневный свой поход. Знать все правила обязан На дорогах … (ПЕШЕХОД)
- Выделите корень в словах. Сколько их? - Предположите, как могут называться такие слова?
- Какие буквы соединяют корни?
2. Определение темы урока.Запись в тетради числа и темы урока «Соединительные гласные о и е в сложных словах».
- Какова же тема нашего урока?
- Это новый для нас материал?
- А теперь, опираясь на тему урока, сформулируем его цели. - Первая цель ясна. Мы выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е. Остаётся выяснить, когда же пишется О, а когда Е.
для этого вы будете работать в группах.
1. Правила работы в группе.
2. Выберите спикера группы, оформителя, оценщика, хранителя времени.
3.Задания для работы группы.
Работа над определением. Самостоятельная работа.
Пароход Камнепад
Ледокол овощевод
Паровоз пешеход
Самолет птицефабрика
-Какие это слова?
-А какие слова мы называем сложными?
-Как образованы эти слова?
-После каких согласных пишется соединительная о?
-А после каких е?
-Сделайте вывод о том, когда нужно писать соединительную гласную о, а когда е.
Историческая справка: появление е после твёрдых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV в., когда употребление О//Е было уже прочной традицией.
4. Закрепление изученного.
1) Разгадывание кроссворда.
1
С
д
2
а
о
3
м
х
4
о
5
р
л
6
а
ё
7 п
т
1.Специалист по разведению сада.
2. Паровой колёсный двигатель.
3. Канал для выхода дыма из печи.
4. Русская народная игра – пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное движение.
7. Огнестрельное оружие.
2)Отгадайте загадки.
1. 1) Паренёк под облаками
Ловко действует руками,
Нервы крепки, зорок глаз,
Кто же это? (Верхолаз)
2) И на земле, и на снегу
Я зверя выследить смогу.
По следу лапок и копыт
На то ведь я и … следопыт.
3) Хоть заманчив он на вид,
Но, однако, ядовит,
Знают люди с давних пор,
Что не съедобен … мухомор.
4) Он с хоботом резиновым,
Желудком парусиновым,
А загудит его мотор –
Глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)
5) Сверху дыра, снизу дыра,
А в середине огонь да вода. (Самовар)
6) Хвостом пьёт, а клювом отдаёт. (Водопровод)
7) Заурчу, закричу, под небеса улечу. (Вертолёт)
3. Ваша задача - найти пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной.