Цель урока: закрепление знаний об особенностях согласных звуков и их роли в речи.
Дидактические задачи:
Образовательная: наблюдать за образованием согласных звуков; формировать умение выделять звук в речи; распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.
1.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-Ребята, я сегодняшний урок для меня - это праздник, потому что я очень рада нашему знакомству. Я пришла к вам на урок с подарками. Поставила мешок в классе, а он исчез. Вы не знаете, кто его взял?
Осматривая всё вокруг, нахожу письмо:
Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною моя крыска
По имени Лариска.
-Кто написал это письмо? (Шапокляк)
-Ах вот кто украл наши подарки. Кто же нам может помочь отыскать украденное?
-Я предлагаю превратить наш класс в сыскное агентство, а мы все побываем в роли сыщиков?
-А какими качествами должен обладать сыщик, чтобы раскрыть дело?
-Я посвящаю вас в сыщики. Наденьте на шею Знак отличия сыщика. (Звучит музыка)
-Так, а с чего же нам начать поиск?
В приоткрытую дверь выглядывает Шапокляк и говорит, что отдаст подарки, если урок будет успешным и дети выполнят все её задания.
-Как же должны мы работать на уроке, чтобы урок был успешным?
-Чтобы определить успешность урока, мы будем наши результаты фиксировать на лесенке успеха.
2.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
Раздается сигнал СМС, на слайде появляется сообщение
-Ой, что это такое? Сообщение!
«Определите тему урока»
-Как же нам определить тему, если Шапокляк испортила все буквы. Но мы же сыщики, давайте угадаем, какие буквы спрятала Шапокляк?
-Определите лишнюю букву. Обоснуйте свой выбор. (у-обозначает гласный звук)
-Какие звуки мы называем гласными? Что мы знаем о гласных звуках?
-Назовите все оставшиеся буквы. Что их объединяет? (согласные звуки обозначают)
Эти звуки согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь …
-Какая тема нашего урока?
-Какая цель нашего урока? (закрепить знания о согласных звуках)
3.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ
-Давайте определим для себя задачи урока.
-Зачем нам нужно изучать эту тему? Пригодятся ли нам эти знания в жизни?
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
-Вспомните, какие звуки мы называем согласными?
-Чем отличается согласный звук от гласного?
-Какие препятствия встречает воздух во рту?
-Как образуется согласный звук?
-С помощью чего можно обозначить на письме согласный звук?
-Чем отличается звук от буквы?
Раздается сигнал СМС, на слайде появляется сообщение
«Определите, какие звуки произносят дети»
-Уважаемые сыщики, а какие ещё согласные звуки вы знаете?
-Используя цветной песок, изобразите букву, обозначающую согласный звук, который есть в вашем имени.
-Какие красивые буквы у вас получились. Вы не только аккуратные сыщики, но ещё очень творческие.
Оцените работу своего соседа по парте.
Раздается сигнал СМС, на слайде появляется сообщение: «Не слишком ли вы много работаете, детки. Пора отдохнуть!»
5.ФИЗМИНУТКА
6.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Интерактивная игра (электронное приложение к учебнику)
Сказка «Кому живется лучше»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь!!
–Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
-Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?
- Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?
Проведем эксперимент. Возьмем любые слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?
- - у - -а
- о - о - -
Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет.
А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:
др - жб -
п-м-щь
А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?
(Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)
-Составьте предложения с этими словами.
Раздается сигнал СМС, на слайде появляется сообщение: «Я тоже составила предложение. Прочитайте!»
«Дружба крепка помощью».
-Как вы понимаете это предложение?
-Важна ли дружба в нашей жизни?
-Кого можно назвать настоящим другом?
-Помогает ли нам дружба на уроке?
Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
Проверка. Взаимооценка.
ЛЕСТНИЦА УСПЕХА
РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА.
Появляется Шапокляк и кидает мешок с подарками. Из мешка вылетают гелиевые шары.
-Ребята, у нас получилось найти мои подарки! Теперь у нас настоящий праздник!
-Какой звук в слове шары первый?
-Какие звуки мы называем согласными?
Мы - настоящие сыщики, у нас получилось быть сыщиками? Какие качества помогли?
-Посмотрите на лесенку успеха, был ли ваш урок успешным. Если вы справились со всеми задачами, которые поставили перед собой в начале урока, возьми желтый шар, если у вас что-то не получалось - зелёный, ну а если урок был неуспешным, то возьмите фиолетовый шар.
-Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать.