Открытый урок русского языка в 8 «А» классе МБОУ СОШ № 6
Тема: Обращение, вводные слова, междометия. Обобщение.
Цели: • повторить, обобщить и систематизировать материал темы,
• готовить восьмиклассников к ГИА;
• способствовать развитию умений анализировать, обобщать и систематизировать;
• содействовать формированию интереса к русскому языку, формированию нравственных ценностей.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: ИАД, презентация к уроку, раздаточный материал (рабочие листы, карточки для индивидуальной работы).
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
Цель: Эмоциональный настрой на активную работу.
Прежде чем начать урок, улыбнемся друг другу и нашим гостям. Улыбка всегда располагает к общению.
Каждый урок – это урок получения новых знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это мне и себе.
На партах у вас лежат рабочие листы. Подпишите их.
2. Постановка целей и задач.(Слайд 1,2)
- Какой раздел науки о языке мы с вами сейчас изучаем? (синтаксис, пунктуация)
- Что изучается в них? (предложение и сс-ие)
Наши цели на сегодняшний урок : повторить и обобщить имеющиеся у вас знания по теме « Вводные слова, обращения, междометия». Тем самым мы будем готовиться к ГИА, задание В5 проверяет умения и навыки именно по данной теме.
3. Актуализация опорных знаний.
Синтаксическая пятиминутка.
Перед вами предложение. (Слайд 3)
Большой куст зверобоя,(1) усыпанный коробочками с семенами, (2) растет на опушке леса.
Оно есть в вашем рабочем листе, вы будете с ним работать.
Выполним задания: (слайд 4 и 5)
Основа Куст зверобоя растет, 1.
Сс-ия: большой куст –согл., усыпанный коробочками – упр., куст зверобоя – упр., коробочками с семенами – упр., растет на опушке – упр., на опушке леса – упр.
Обособ. опр. – 1, 2.
Черед.гл. – растет.
Большой – огромный.
Зверобоя – 8б., 9 зв.
Усыпанный – 9б, 8 зв.
Вывод: для чего мы занимались подобным повторением? (до ГИА осталось немного времени)
4. Обобщение и систематизация по теме урока.
Поскольку цели урока нами были поставлены в начале урока, то приступим к практике и повторению теории по теме «Вв. слова, обращения, междометия»
Одним из пунктов домашнего задания было повторить теорию.
В предложении могут быть слова, которые грамматически не связаны с членами предложения ни сочинительной связью, ни подчинительной. Что я имею в виду?
(вводные слова, междометия, вставные конструкции, обращения)
Фронтальный опрос.В это время 4 ребят работают с карточками.
- Для чего служит обращение?
- Какимизп оно выделяется на письме?
- Что могут обозначать вводные слова, сс-ия и предложения?
- Чем отличаются вводные слова и сочетания слов от членов предложений?
- Какимизп выделяются вводные слова, сочетания слов и вводные предложения?
- Что такое вставные конструкции? Чем они отличаются от вводных?
- В каких случаях вводные предложения и вставные конструкции выделяются с помощью тире?
Продолжите фразу: Без теории…( не бывает практики).
Молодцы!
5. Практика. Контроль знаний.
1. Анализ предложений.( Слайд 6) Ручкой на ИАД.
Расставляем ЗП, объясняем их постановку, объясняем, чем осложнено предложение, указываем на роль вв. сл, м, о. в предложении. Объясняем орфографию.
2. Работа с текстом.
Используя вводные слова, восстановите текст. (Слайд 7)
Проверка (Слайд 8)
По тексту:
- Назовите предложение, выражающее основную мысль.
- Для чего автор текста так часто употребляет вводные слова?
ФИЗМИНУТКА (под спокойную музыку)
Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
Отдохнём одну минутку,
Восстановим зоркость глаз
И почувствуем всем телом,
Как тепло согрело нас.
Как уютно в нашем классе,
Нет печали, нет тревог.
Отдохнули славно дети,
Продолжается урок.
3. Самостоятельная работа. (рабочий лист) (Слайд 10)
4. Задания для подготовки к ГИА. В5 (Слайды 11,12)
Выполняется коллективно.
6. Домашнее задание.
Инструктаж. (Слайд 13)
7. Итог урока. Рефлексия.
- Что общего между обращениями, вводными словами (словосочетаниями) и предложениями?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что нам пригодится в дальнейшем?
Сегодня получают оценки:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какое у вас настроение? У меня – такое! Спасибо за урок.