Русский язык
3 класс
Тема: Сочинение по картине А. Пластова "Первый снег"
Цель урока: - формирование умения «читать» картину, увидеть прекрасное в обычном явлении природы.
Задачи урока:
познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова;
привлечь внимание детей к красоте зимних явлений в природе; помочь каждому ученику почувствовать радость наступления зимы; привести в систему имеющиеся наблюдения, дать им поэтическое оформление; совершенствовать умение отбирать нужные слова для описания.
Ход урока 1. Организационный момент. Жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Как не счесть звезд на небе, так же многочисленны обитатели Земли. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и вечных снегах, на суше, в воде и в воздухе. А мы на нашем уроке поговорим о зиме, которая как жизнь очень разная, ведь на каждом этапе она имеет свой облик, свою красоту. 2. Подготовка к восприятию картины.
- Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает? 3. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях.
- Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский: “Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.
А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло. 4. Постановка темы и цели урока. Сегодня мы будем учиться «читать» картину художника А.А. Пластова «Первый снег» и писать сочинение по содержанию.
5. Беседа по содержанию картины.
- Какое время года изобразил художник?
- Кого изобразил художник на переднем плане? - Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо? - Что они увидели на улице? - Почему девочка закинула голову и смотрит вверх? - Что выражает ее лицо? Чему она радуется? - Мальчик вышел посмотреть только на первый снег или решил еще что-нибудь делать? - Как изменилась улица после выпавшего снега? А крыши домов, палисадник, деревья? - Что особенно удивляет и радует детей? Только ли снегу рады дети?.
6. Составление плана сочинения: 1. Первый день зимы. 2. Радость детей. 3. Цвет и настроение картины. 4. Мое отношение к картине.
7. Написание учащимися сочинения. 8 . Самопроверка сочинений.