развивать каждого учащегося, как творческую личность
воспитывать бережное отношение к природе, её эстетическое восприятие
Оборудование: диск с записью П.И. Чайковского «Времена года», интерактивная доска, белые и жёлтые цветы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. «Разогрев» учебной группы.
Звучит произведение П.И. Чайковского «Времена года». Чтение учителем эпиграфа к уроку:
Я уверен, что для полного овладения русским языком нужно общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
К.Г. Паустовский
Учитель: Наша цель – подготовиться к написанию сочинения на тему «Дыхание весны». Определите задачи своей учебной деятельности на уроке. Ученики: Отыскать в природе первые признаки весны; подобрать яркие, образные слова для их описания.
III. «Погружение» в тему.
Учитель: Какие ощущения у вас связаны со словом «весна»?
Ученики: Весна – это свет, солнце, тепло, радость, счастье, волнение.
Учитель: В течение нескольких дней ваши одноклассники наблюдали за родной природой и подметили вот что.
Выступление учащихся из группы «Журналисты-натуралисты»
1-ый ученик: Весна в этом году прилетела к нам на крыльях.
2-ой ученик: Хоть и крепки морозы, да уже не те, что были среди зимы. Хоть и глубок снег, да уже не тот, что был – потускнел, порыхлел.
1-ый ученик: А с крыш сосульки растут.
2-ой ученик: А днём с сосулек капель.
1-ый ученик: Солнце всё чаще выглядывает.
2-ой ученик: И небо уже не мёрзлое, бело-голубого зимнего цвета.
1-ый ученик: Синеет день ото дня.
2-ой ученик: А вот вода ещё спит подо льдом.
1-ый ученик: Зато деревья уже очнулись от зимнего сна, оттаяли, задышали.
2-ой ученик: А весенний воздух!
1-ый ученик: Он пахнет свежестью, новизной.
2-ой ученик: Очень запоздала в этом году весна.
1-ый ученик: Но скоро наступят такие дни, когда тень покажется маленьким островком в море солнца.
Учитель: На протяжении нескольких дней мы собирали для сочинения материал. У нас получилась «весенняя копилка». Настало время её открыть. Чтобы открыть копилку, нужно вспомнить, из каких частей состоит текст.
Ученики: Вступление, основная часть, заключение.
На интерактивной доске появляется таблица (копилка)
Что?
ласковое
солнце
пригрело
ароматный
запах
разносится
голубое
небо
говорливое
ручейки
журчат
капель
звонкая
листочки
клейкие
почки
набухают
дыхание
свежее
природа
пробуждается
луч
Золотой
ветерок
свежий, лёгкий
зайчик
солнечный
Кто?
птицы
перелётные
дети
счастливые
Учитель: В каком стиле и жанре будем писать сочинение?
Ученики: Художественный стиль, жанр – рассказ.
Учитель: Давайте составим план.
План
1. Полюбуйся, весна наступает!
2. Пробуждение природы:
а) как ясен небосклон;
б) деревья радостно «трепещут»;
в) шумят ручьи;
г) весёлый гомон птиц
3. Весна – чудесное время года.
Дети открывают тетради по развитию речи, записывают план и опираясь на собранный материал, обговаривают пункты плана.
IV. Самостоятельная работа.
Учитель: Ребята! Вы спокойны. Ваши мысли настроены на творчество. Запомните, все из вас способны написать красивое сочинение. Я верю в вас и знаю, что у вас всё получится.
V. Итог.
Чтение сочинений вслух.
VI. Рефлексия.
Учитель: У вас на столе лежат белые и жёлтые цветы. Если вам понравилось на уроке, и в вашей душе зажегся весенний лучик, поднимите жёлтый цветок. А если ваша душа осталась холодной, и вам было неинтересно, поднимите белый цветок.