. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения (ЕГЭ часть С) по рассказу В. Астафьева «Хвостик» (Цикл «Затеси»)
. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения (ЕГЭ часть С) по рассказу В. Астафьева «Хвостик» (Цикл «Затеси»)
Цели урока:
· Образовательные:
1. Формирование у учащихся навыка анализа текста в рамках ЕГЭ: умение определять проблему текста, позицию автора , выражать собственное мнение, аргументировать его примерами из жизни и художественной литературы.
2. Расширить и углубить представления об изобразительно-выразительных средствах языка.
3. Готовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.
· Развивающие:
1. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Развивать умение использовать тропы языка в своей речи.
· Воспитательные:
1. Вызвать интерес к творчеству В. П.Астафьева.
2. Способствовать осмыслению своего назначения.
3. Воспитывать ответственное отношение к окружающей природе .
Методы работы: беседа, совместный анализ текста, работа со словарем, рефлексия.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Microsoft Office Power Point, дидактический материал (рассказ В. П.Астафьева «Хвостик», «План написания сочинения-рассуждения»)
I. Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
II. Выступление ученика с презнтацией «В.Астафьев-самобытный русский писатель»
Учитель: В 1961 году В. П. Астафьев начал писать короткие рассказы-миниатюры, которые составили цикл «Затеси». В «Затесях» в лаконичной и иносказательной форме выражены все проблемы, которые рассмастривал В. П. Астафьев в своих «больших» произведениях, его боль по поводу того, что происходит вокруг: оскудение человеческой души, безжалостное отношение к природе, состояние культуры и искусства; все так же звучит тема войны и значит, тема бесценности человеческой жизни, тема самопожертвования. «Затеси» создавались на протяжении всего позднего творчества писателя.
3. Словарная работа.
Затеси –зарубки. В старину люди, уходя далеко в лес, делали по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки или меты были видны издалека, и люди по ним узнавали обратный путь. В разных местах их называли по- разному : В Сибири – затесь.
4. Комплексный анализ текста.
А)Перед вами рассказ-миниатюра В.П.Астафьева «Хвостик». Внимательно прчитайте текст и поделитесь своими впечатлениями.
Исходный текст
1)Смеется, заливается, хохочет мальчик…2) Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба.3) В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. 4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…
5)В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. 6)И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. 7)Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.8) Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.
9)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. 10)Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.11) По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода.12) Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или вырваны с корнем.13) Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.
14)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. 15)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды,16) В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.
17)Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь… 18)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.
19)Оглохла земля, коростой покрылась. 20)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное…
21)Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.
22)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. 23)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»
24)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».
25)— Что же ты смеешься, мальчик?!
26)— Хво… хво… хвостик!
27)Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба.28) Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. 29)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
1.Рассказ « Хвостик» ,действительно, очень пронзительный, волнующий нас, читателей. Как бы вы сформулировали проблему, которую затрагивает Виктор Астафьев?
(Учащиеся выявляют проблему экологическую- человек и его отношение к окружающей природе История мальчика - это зеркальное отражение позиции взрослых по отношению к природе. Итак, проблема этого рассказа не столько экологическая ,сколько нравственная. Как бы теперь вы ее сформулировали?
(Влияние равнодушного отношения взрослых к природе на воспитание нравственных качеств молодежи.)
2.Сформулируйте позицию автора. В чем будет сложность?
(Стиль текста- художественный – значит авторская позиция заявлена не одним или двумя предложениями, но читатель все равно понимает, что Виктор Петрович с болью в сердце пишет о равнодушном и даже циничном отношении человека к природе, для автора остров живой!
Виктор Петрович, содрагаясь, пишет о реакии мальчика, который «заливается, хохочет»,глядя на бедную зверушку!
3.Какие средства выразительности помогают для определения позиции автора?
-ученик анализирует «портрет» острова до строительства электростанции и после нее- прием антитезы;
-ученик отмечает , что кольцевая композиция тоже отражает позицию автора.)
-градация в начале рассказа тоже позволяет автору образно выразить свое мнение.
Формулируется позиция В.П.Астафьева (индивидуально в тетрадях)
4.Ребята, а что думаете вы по сформулированной проблеме?
Учащиеся высказывают свою точку зрения. Помните, что без оценочной лексики , помогающей передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной:
( с удовольствием прочитал…, нельзя остаться равнодушным…, разделяя негодование автора, хочу сказать, что…, оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение… )
5 Для аргументации собственного мнения вы должны подобрать примеры из художественной литературы и из жизни. Дома, поразмыслив еще раз над нашим сегодняшним разговором, вы напишите сочинение – эссе, и я узнаю ,какую же затесь оставил в вашем сердце маленький рассказ большого писателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения (ЕГЭ часть С) по рассказу В. Астафьева «Хвостик» (Цикл «Затеси») »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная №35 школа
учитель высшей квалификационной категории
Мушарапова Н.Ф.
Русский язык.10 класс. Урок развития речи.
Тема. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения (часть С) по рассказу В. Астафьева «Хвостик» (Цикл «Затеси»)
Цели урока:
· Образовательные:
1. Формирование у учащихся навыка анализа текста в рамках ЕГЭ: умение определять проблему текста, позицию автора , выражать собственное мнение, аргументировать его примерами из жизни и художественной литературы.
2. Расширить и углубить представления об изобразительно-выразительных средствах языка.
3. Готовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.
· Развивающие:
1. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
2. Развивать умение использовать тропы языка в своей речи.
· Воспитательные:
1. Вызвать интерес к творчеству В. П.Астафьева.
2. Способствовать осмыслению своего назначения.
3. Воспитывать ответственное отношение к окружающей природе .
Методы работы: беседа, совместный анализ текста, работа со словарем, рефлексия.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Microsoft Office Power Point, дидактический материал (рассказ В. П.Астафьева «Хвостик», «План написания сочинения-рассуждения»)
I. Организационный момент.
Объявление темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
II. Выступление ученика с презнтацией «В.Астафьев-самобытный русский писатель»
Учитель: В 1961 году В. П. Астафьев начал писать короткие рассказы-миниатюры, которые составили цикл «Затеси». В «Затесях» в лаконичной и иносказательной форме выражены все проблемы, которые рассмастривал В. П. Астафьев в своих «больших» произведениях, его боль по поводу того, что происходит вокруг: оскудение человеческой души, безжалостное отношение к природе, состояние культуры и искусства; все так же звучит тема войны и значит, тема бесценности человеческой жизни, тема самопожертвования. «Затеси» создавались на протяжении всего позднего творчества писателя.
3. Словарная работа.
Затеси –зарубки. В старину люди, уходя далеко в лес, делали по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки или меты были видны издалека, и люди по ним узнавали обратный путь. В разных местах их называли по- разному : В Сибири – затесь.
4. Комплексный анализ текста.
А)Перед вами рассказ-миниатюра В.П.Астафьева «Хвостик». Внимательно прчитайте текст и поделитесь своими впечатлениями.
Исходный текст
1)Смеется, заливается, хохочет мальчик…2) Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба.3) В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. 4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…
5)В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. 6)И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. 7)Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.8) Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.
9)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. 10)Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.11) По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода.12) Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или вырваны с корнем.13) Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.
14)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. 15)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды,16) В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.
17)Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь… 18)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.
19)Оглохла земля, коростой покрылась. 20)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное…
21)Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.
22)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. 23)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»
24)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».
25)— Что же ты смеешься, мальчик?!
26)— Хво… хво… хвостик!
27)Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба.28) Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. 29)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
1.Рассказ « Хвостик» ,действительно, очень пронзительный, волнующий нас, читателей. Как бы вы сформулировали проблему, которую затрагивает Виктор Астафьев?
(Учащиеся выявляют проблему экологическую- человек и его отношение к окружающей природе История мальчика - это зеркальное отражение позиции взрослых по отношению к природе. Итак, проблема этого рассказа не столько экологическая ,сколько нравственная. Как бы теперь вы ее сформулировали?
(Влияние равнодушного отношения взрослых к природе на воспитание нравственных качеств молодежи.)
2.Сформулируйте позицию автора. В чем будет сложность?
(Стиль текста- художественный – значит авторская позиция заявлена не одним или двумя предложениями, но читатель все равно понимает, что Виктор Петрович с болью в сердце пишет о равнодушном и даже циничном отношении человека к природе, для автора остров живой!
Виктор Петрович, содрагаясь, пишет о реакии мальчика, который «заливается, хохочет»,глядя на бедную зверушку!
3.Какие средства выразительности помогают для определения позиции автора?
-ученик анализирует «портрет» острова до строительства электростанции и после нее- прием антитезы;
-ученик отмечает , что кольцевая композиция тоже отражает позицию автора.)
-градация в начале рассказа тоже позволяет автору образно выразить свое мнение.
Формулируется позиция В.П.Астафьева (индивидуально в тетрадях)
4.Ребята, а что думаете вы по сформулированной проблеме?
Учащиеся высказывают свою точку зрения. Помните, что без оценочной лексики , помогающей передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной:
( с удовольствием прочитал…, нельзя остаться равнодушным…, разделяя негодование автора, хочу сказать, что…, оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение… )
5 Для аргументации собственного мнения вы должны подобрать примеры из художественной литературы и из жизни. Дома, поразмыслив еще раз над нашим сегодняшним разговором, вы напишите сочинение – эссе, и я узнаю ,какую же затесь оставил в вашем сердце маленький рассказ большого писателя.