1. Орг. момент | Приветствую учащихся, проверяю внешний вид и организацию рабочих мест. Прошу записать число и классная работа. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, быстро включаются в деловой режим. | Подготовка уч-ся к работе на уроке; создание атмосферы доброжелательности, снятие эмоционального напряжения, чувства тревожности; организация внимания и внутренней готовности. Воспитание сознательной дисциплины, организованности. |
2.Актуали- зация знаний | 1.Прошу ребят отгадать загадку: Он слетает серебряной стаей, И сверкает на лету. Звёздочкой стеклянной тает На ладони и во рту. Он на солнышке - румяный, В лунном свете – голубой. Он за ворот и в карманы Залетает к нам с тобой. 2. Второй раз читаю загадку и прошу уч-ся выписать имена прилагательные. 3.Даю задания: -докажите, что выписанные слова являются именами прилагательными. Слушаю, корректирую ответ. Методический приём «Снежный ком» Имя прилагательное – это часть речи, которая ….. Имена прилагательные изменяются по …., в предложении бывают… По значению прилагательные делятся на… Прилагательные имеют степени ….. Основные способы словообразования – это… - Найдите слова, которые образованы суффиксальным способом. Графически обозначьте морфему, с помощью которой образовано данное прилагательное. Спрашиваю ребят: - В каких словах вы не обозначили суффиксы, почему? - Сколько Н вы записали в выделенных суффиксах? - Почему так получилось? - Какова будет тема нашего урока? Уточняю, показываю слайд №1, прошу записать в тетрадь. - Каковы цели урока? Выслушиваю мнения ребят, корректирую | Отгадывают загадку: - Снег. Выписывают прилагательные. 1 ученик в форме рассуждения доказывает, что выписанные слова являются прилагательными (называет грамматическое значение, морфологические признаки) Уч-ся в тетрадях выделяют суффиксы прилагательных. Называют прилагательные, образованные суффиксальным способом: - прилагательное серебряной образовано от сущ. серебро с помощью суффикса - ян-… Уч-ся называют слова румяный и голубой. Объясняют, что основа в этих словах состоит из корня. Учащиеся высказывают свои мнения. Желаемый ответ: - Не знаем правило правописания Н-НН в суффиксах прилагательных. Уч-ся формулируют тему урока: «Н-НН в суффиксах прилагательных». Записывают в тетрадь. Желаемый ответ: - Познакомиться с правилом правописания « Н-НН в суффиксах прилагательных»; научиться правильно записывать прилагательные на изучаемую орфограмму». | Нетрадиционная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации. Актуализация знаний по теме «Имя прилагательное»; пробуждение интереса к знакомой части речи. Повторение теоретического материала даёт возможность проверить знания уч-ся по данной теме, подготовить их к последующей работе. Развитие умения строить высказывание на лингвистическую тему; развитие коммуникативных навыков и умений; обогащение словаря. Развитие устойчивого внимания Совершенствование умения выполнять морфемно-словообразовательный разбор; формирование внимания и интереса к слову. Создание проблемной ситуации способствует развитию познавательного интереса к предмету; воспитывает интерес к слову. Беседа эвристического характера позволяет живо, заинтересованно обсудить орфографическую проблему, способствует развитию абстрактно-логического мышления. Побуждение к формулированию проблемы способствует развитие умения анализировать, и обобщать. Самостоятельная формулировка цели урока способствует созданию установки на ее реализацию, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу детей на остальных этапах. Активизация мыслительной деятельности; развитие монологической речи. Использование презентации способствует повышению эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов, развитие наглядно-образного мышления. |
3.Изучение нового материала. Составление таблицы «Правописание н и нн в суффиксах прилагательных» | 1. Для решения орфографической проблемы предлагаю перейти к работе с раздаточным материалом Даю задание: - объединитесь в пары и проанализируйте данные прилагательные. Попробуйте ответить на вопрос: в каких суффиксах прилагательных пишется Н? в каких – НН? Задание №1 (по группам) Вывешиваю на доску по мере изучения + .Работа с учебником Предлагаю ребятам проверить свои предположения. Прошу открыть учебник, параграф56: - посмотрите правило; - прочтите правило про себя; -прочтите вслух. Задаю вопросы: - подтвердились ли наши предположения? - что нового вы узнали? - как графически обозначена орфограмма? | Внимательно слушают учителя. Работают в парах с раздаточным материалом, обсуждают проблему. Высказывают свои гипотезы, аргументируют ответ. Уч-ся просматривают правило (просмотровое прочтение). Уч-ся читают правило про себя ( ознакомительное прочтение). 1 уч-к читает, остальные слушают ( изучающее прочтение). Свои предположения сопоставляют с полученной информацией из учебника, отслеживают собственное понимание, отвечают на вопросы. Называют слова-исключения. | Парная работа способствует развитию толерантности, умению прислушиваться к мнению партнёра. Ребята общаются на языке предмета, что способствует формированию лингвистической грамотности. Формирование умения давать аргументированный ответ. Развитие логического мышления, памяти, внимания, речи; развитие общеучебных умений. Воспитание усидчивости, доброжелательного отношения друг другу. Развитие умения работать с учебником: выделять главную мысль, находить в тексте ответы на вопросы. Развитие познавательной активности, логического мышления, зрительной памяти, произвольного внимания, речи. Первичное закрепление и обобщение нового. Фронтальный опрос позволяет принять участие в беседе каждому. |
4.Закрепление нового материала Интерактивная игра | 1. Предлагаю составить опорный конспект. Следуя тексту в учебнике, с помощью презентации комментирую ОК. Каждый ученик у доски выполняет по одному заданию. | Учащиеся вслух объясняют правописание суффиксов прилагательных, | ОК позволяет уч-ся увидеть правило в полном объёме, даёт возможность систематизировать и упорядочить знания. Развитие способностей применять знания на практике, отработка учебных навыков. Коррекционная работа. |
Закрепление нового материала Распределительный диктант Слайд №
Игра «Четвертое лишнее».
Работа с фразеологизмами (в парах) С помощью консультантов
Тест Слайд №
Видеофильм «Зимушка – зима» | Предлагаю перейти к следующему заданию: -пользуясь составленной таблицей, запишите прилагательные в два столбика: в первый прилагательные, в которых НН, а во второй – Н. Обозначьте условия выбора букв н-нн в суффиксах прилагательных. Слежу за выполнением работы всеми учащимися, оказываю дифференцированную помощь. взаимопроверка Стекля…ый, серебря…ый, глиня…ый, румя…ый. Гуси…ый, соколи…ый, исти…ый, сви…ой. Балко…ый, око…ый, традицио…ый, ю…ый. Мужестве…ый, ветре…ый, обеде…ый, проветре…ый. Кто выполнил первый, тот и проверяет 1) Глупый ч..ловек ? Без царя в г..л..ве Б..лтливый чел..век 2)? ? Язык без к..стей ? 3) Заячья душа? Справка: длин...ый язык, с...л...мен..ая душа, струн...ая балалайка, мякин...ая г...л...ва, трусливый чел...век. Самопроверка, выставление оценок Знакомлю уч-ся с домашним заданием. - написать сочинение-миниатюру на тему «Зима», используя прилагательные на изученную орфограмму. | Опираясь на ОК выполняют задание. | Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности. Работа по применению ОК способствует закреплению умений и навыков по новому материалу. Частично-поисковый характер деятельности активизирует мыслительные процессы, развивает орфографическую зоркость, способствует выработке учебных навыков (графическое выделение орфограмм). Работа с поэтическими текстами способствует развитию воображения, зрительной памяти. Формирование умения осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме. Развитие монологической речи, слуховой памяти. Развитие навыков самоконтроля, проверка уровня осознанности знаний В первой группе даны фразеологический оборот без царя в голове и его значение — глупый человек. Надо подобрать подходящий по смыслу фразеологический оборот с буквой Н в суффиксе. Его можно взять из справки. Во вторую группу надо добавить два фразеологических оборота. В третью — надо дописать еще один фразеологический оборот и его значение. Вставить пропущенные буквы. Использование презентациии аудиозаписи способствует развитию образного мышления. В то же время для детей смена деятельности своеобразный отдых: нельзя загружать только память, нужно давать работу уму и воображению, пробуждать эмоции - благодаря этому, материал более глубоко осмысливается. Кроме того, решается проблема колебания внимания, эмоционально вялые дети включаются в работу, ребята не утомляются. |
5.Подведе- ние итогов. Рефлексия | Подвожу итоги урока. Прошу ребят ответить на вопросы: сегодня на уроке я: 1)узнал, открыл для себя 2)научился, смог 3)могу похвалить себя и своих одноклассников за | Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, помогают в оценке ответов уч-ся | Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке. Осознание уч-ся собственной деятельности. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу |