kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

6 классПравописание н и нн в суффиксах имён прилагательных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе с применением ИКТ- технологии, элементов ФГОС. На уроке для закрепления первичных знаний используется игра, для написания сочинения - видеофрагмент "Зимушка - зима", созданный автором.Фал содержит приложения, конспект урока и презентацию.Мотивационный этап урока провожу в виде загадки о снеге, использую приём "Снежный ком". На протяжении всего урока поддерживаю тему зимы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В первой группе даны фразеологический оборот без царя в голове и его значение»

В первой группе даны фразеологический оборот без царя в голове и его значение — глупый человек. Надо подобрать подходящий по смыслу фразеологический оборот с буквой Н в суффиксе. Его можно взять из справки.

Во вторую группу надо добавить два фразеологических оборота.

В третью — надо дописать еще один фразеологический оборот и его зна­чение. Вставить пропущенные буквы.


1) Глупый ч..ловек


?


Без царя в г..л..ве

Б..лтливый чел..век



2)? ?

Язык без к..стей

?

3)

Заячья душа?


Справка: длин...ый язык, с...л...мен..ая душа,

струн...ая ба­лалайка, мякин...ая г...л...ва,

трусливый чел...век.


Просмотр содержимого документа
«Игра»

Игра «Четвёртый лишний»

Стекля…ый, серебря…ый, глиня…ый, румя…ый.

Гуси…ый, соколи…ый, исти…ый, сви…ой.

Балко…ый, око…ый, традицио…ый, ю…ый.

Мужестве…ый, ветре…ый, обеде…ый, проветре…ый.







Игра «Четвёртый лишний»

Стекля…ый, серебря…ый, глиня…ый, румя…ый.

Гуси…ый, соколи…ый, исти…ый, сви…ой.

Балко…ый, око…ый, традицио…ый, ю…ый.

Мужестве…ый, ветре…ый, обеде…ый, проветре…ый.



Просмотр содержимого документа
«Слова для справок»

Слова для справок:

Со…ый лес, серебря…ый иней, торжестве…ая тишина, звери…ые тропы, причудливые искустве…ые кружева, багря…ое солнце.





Слова для справок:

Со…ый лес, серебря…ый иней, торжестве…ая тишина, звери…ые тропы, причудливые искустве…ые кружева, багря…ое солнце.





Слова для справок:

Со…ый лес, серебря…ый иней, торжестве…ая тишина, звери…ые тропы, причудливые искустве…ые кружева, багря…ое солнце.







Слова для справок:

Со…ый лес, серебря…ый иней, торжестве…ая тишина, звери…ые тропы, причудливые искустве…ые кружева, багря…ое солнце.





Слова для справок:

Со…ый лес, серебря…ый иней, торжестве…ая тишина, звери…ые тропы, причудливые искустве…ые кружева, багря…ое солнце.







Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Урок русского языка в 6 классе на тему « Н-НН в суффиксах прилагательных»

Кочеткова Ирина Геннадьевна

Тип урока

Урок объяснения нового материала.


Место в системе уроков:

13 урок по теме «Имя прилагательное» и 1-ый в изучении данной темы.


Триединая цель урока.


Образовательный компонент.

  1. Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Н-нн в суффиксах прилагательных».

  2. Сформировать умения и навыки написания слов с данной орфограммой (уметь находить, писать, обозначать графически).

  3. Углубить представление учащихся о словообразовательной системе русского языка.

  4. Сформировать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.

  5. Продолжить обучению анализа текста, расширяя представление о богатстве русского языка


Развивающий компонент.

  1. Развитие речи.

  • Обогащение речи школьников.

  • Развитие умения распознавать имена прилагательные в речи.

  • Развитие умения анализировать тексты малого объёма.

  • Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

  • Развитие орфографической зоркости.

  1. Развитие познавательных и творческих способностей.



Воспитывающий компонент.

  1. Воспитание нравственных качеств:

  • товарищества;

  • деликатности;

  • дисциплинированности;

  • ответственности;

  • способности сопереживать;

  • самоуважения.

  1. Воспитание бережного отношения к родному языку, его богатству.

  2. Воспитание любви к красоте родной природы.


Диагностическая цель:


Учащиеся должны знать: правило правописания «Н-нн в суффиксах прилагательных».


Учащиеся должны уметь: правильно писать прилагательные с изучаемой орфограммой; выделять графически, объяснять правописание; уметь употреблять в речи прилагательные с данной орфограммой.



Методы:

    • Проблемный

    • Частично-поисковый

    • Упражнения

    • Сравнение

    • Аналогия

    • Беседа


Приемы опроса:

  • Устный с комментированием

  • Устный фронтальный

  • С опорой на схему

  • Письменный


Оборудование:

  • Учебник «Русский язык. 6 класс» под редакцией М. Т. Баранова. М: Просвещение, 2001 г.

  • Раздаточный материал на каждого.

  • Электронная презентация «Н – нн в суффиксах прилагательных».

  • Репродукции картин о зиме.

  • Мультимедийный проектор.


Структура урока:

  • Организационный момент - 1 минута

  • Актуализация знаний - 8 минут

  • Изучение нового материала - 9 минут

  • Закрепление нового материала - 20 минут

  • Подведение итогов - 4 минуты

  • Информации о домашнем задании - 3 минуты


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

1. Орг. момент

Приветствую учащихся, проверяю внешний вид и организацию рабочих мест.

Прошу записать число и классная работа.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, быстро включаются в деловой режим.

Подготовка уч-ся к работе на уроке; создание атмосферы доброжелательности, снятие эмоционального напряжения, чувства тревожности; организация внимания и внутренней готовности. Воспитание сознательной дисциплины, организованности.

2.Актуали-

зация

знаний

1.Прошу ребят отгадать загадку:

Он слетает

серебряной стаей,

И сверкает на лету.

Звёздочкой стеклянной

тает

На ладони и во рту.

Он на солнышке -

румяный,

В лунном свете –

голубой.

Он за ворот и в

карманы

Залетает к нам с тобой.

2. Второй раз читаю загадку и прошу уч-ся выписать имена прилагательные.




3.Даю задания:

-докажите, что выписанные слова являются именами прилагательными.

Слушаю, корректирую ответ.



Методический приём «Снежный ком»

  1. Имя прилагательное – это часть речи, которая …..

  2. Имена прилагательные изменяются по …., в предложении бывают…

  3. По значению прилагательные делятся на…

  4. Прилагательные имеют степени …..

  5. Основные способы словообразования – это…









- Найдите слова, которые образованы суффиксальным способом. Графически обозначьте морфему, с помощью которой образовано данное прилагательное.









Спрашиваю ребят:

- В каких словах вы не обозначили суффиксы, почему?







- Сколько Н вы записали в выделенных суффиксах?






- Почему так получилось?








- Какова будет тема нашего урока?



Уточняю, показываю слайд №1, прошу записать в тетрадь.


- Каковы цели урока?

Выслушиваю мнения ребят, корректирую



Отгадывают загадку:

- Снег.













Выписывают прилагательные.





1 ученик в форме рассуждения доказывает, что выписанные слова являются прилагательными (называет грамматическое значение, морфологические признаки)















Уч-ся в тетрадях выделяют суффиксы прилагательных.

Называют прилагательные, образованные суффиксальным способом:

- прилагательное серебряной образовано от сущ. серебро с помощью суффикса - ян-…


Уч-ся называют слова румяный и голубой. Объясняют, что основа в этих словах состоит из корня.

Учащиеся высказывают свои мнения.





Желаемый ответ:

- Не знаем правило правописания Н-НН в суффиксах прилагательных.




Уч-ся формулируют тему урока: «Н-НН в суффиксах прилагательных».

Записывают в тетрадь.


Желаемый ответ:

- Познакомиться с правилом правописания

« Н-НН в суффиксах прилагательных»; научиться правильно записывать прилагательные на изучаемую орфограмму».

Нетрадиционная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации.











Актуализация знаний по теме «Имя прилагательное»; пробуждение интереса к знакомой части речи.


Повторение теоретического материала даёт возможность проверить знания уч-ся по данной теме, подготовить их к последующей работе.

Развитие умения строить высказывание на лингвистическую тему; развитие коммуникативных навыков и умений; обогащение словаря.

Развитие устойчивого внимания


Совершенствование умения выполнять морфемно-словообразовательный разбор; формирование внимания и интереса к слову.















Создание проблемной ситуации способствует развитию познавательного интереса к предмету; воспитывает интерес к слову.


Беседа эвристического характера позволяет живо, заинтересованно обсудить орфографическую проблему, способствует развитию абстрактно-логического мышления.


Побуждение к формулированию проблемы способствует развитие умения анализировать, и обобщать.


Самостоятельная формулировка цели урока способствует созданию установки на ее реализацию, которая действует в течение всего урока и обеспечивает более плодотворную работу детей на остальных этапах. Активизация мыслительной деятельности; развитие монологической речи.

Использование презентации способствует повышению эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов, развитие наглядно-образного мышления.


3.Изучение нового

материала.

























Составление таблицы «Правописание н и нн в суффиксах прилагательных»


1. Для решения орфографической проблемы предлагаю перейти к работе с раздаточным материалом


Даю задание:

- объединитесь в пары и проанализируйте данные прилагательные. Попробуйте ответить на вопрос: в каких суффиксах прилагательных пишется Н? в каких – НН?


Задание №1 (по группам)












Вывешиваю на доску по мере изучения

+

.Работа с учебником

Предлагаю ребятам проверить свои предположения.

Прошу открыть учебник, параграф56:

- посмотрите правило;



- прочтите правило про себя;



-прочтите вслух.

Задаю вопросы:


- подтвердились ли наши предположения?



- что нового вы узнали?

- как графически обозначена орфограмма?


Внимательно слушают учителя.











Работают в парах с раздаточным материалом, обсуждают проблему.



Высказывают свои гипотезы, аргументируют ответ.




Уч-ся просматривают правило (просмотровое прочтение).

Уч-ся читают правило про себя

( ознакомительное прочтение).

1 уч-к читает, остальные слушают ( изучающее прочтение).


Свои предположения сопоставляют с полученной информацией из учебника, отслеживают собственное понимание, отвечают на вопросы.

Называют слова-исключения.


Парная работа способствует развитию толерантности, умению прислушиваться к мнению партнёра. Ребята общаются на языке предмета, что способствует формированию лингвистической грамотности. Формирование умения давать аргументированный ответ. Развитие логического мышления, памяти, внимания, речи; развитие общеучебных умений. Воспитание усидчивости, доброжелательного отношения друг другу.


Развитие умения работать с учебником: выделять главную мысль, находить в тексте ответы на вопросы.

Развитие познавательной активности, логического мышления, зрительной памяти, произвольного внимания, речи.




Первичное закрепление и обобщение нового.

Фронтальный опрос позволяет принять участие в беседе каждому.

4.Закрепление нового материала






Интерактивная игра

1. Предлагаю составить опорный конспект.

Следуя тексту в учебнике, с помощью презентации комментирую ОК.



Каждый ученик у доски выполняет по одному заданию.










Учащиеся вслух объясняют правописание суффиксов

прилагательных,

ОК позволяет уч-ся увидеть правило в полном объёме, даёт возможность систематизировать и упорядочить знания.



Развитие способностей применять знания на практике, отработка учебных навыков.

Коррекционная работа.

Закрепление нового материала



Распределительный диктант



Слайд №













Игра «Четвертое лишнее».















Работа с фразеологизмами (в парах)

С помощью консультантов















Тест

Слайд №



Видеофильм «Зимушка – зима»

  1. Предлагаю перейти к следующему заданию:

-пользуясь составленной таблицей, запишите прилагательные в два столбика: в первый прилагательные, в которых НН, а во второй – Н. Обозначьте условия выбора букв н-нн в суффиксах прилагательных.


Слежу за выполнением работы всеми учащимися, оказываю дифференцированную помощь.


взаимопроверка





Стекля…ый, серебря…ый, глиня…ый, румя…ый.

Гуси…ый, соколи…ый, исти…ый, сви…ой.

Балко…ый, око…ый, традицио…ый, ю…ый.

Мужестве…ый, ветре…ый, обеде…ый, проветре…ый.

Кто выполнил первый, тот и проверяет




1) Глупый ч..ловек


?


Без царя в г..л..ве

Б..лтливый чел..век



2)? ?

Язык без к..стей

?

3)

Заячья душа?


Справка: длин...ый язык, с...л...мен..ая душа, струн...ая ба­лалайка, мякин...ая г...л...ва, трусливый чел...век.




Самопроверка, выставление оценок



Знакомлю уч-ся с домашним заданием.

- написать сочинение-миниатюру на тему «Зима», используя прилагательные на изученную орфограмму.














Опираясь на ОК выполняют задание.

























































Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности.

Работа по применению ОК способствует закреплению умений и навыков по новому материалу.

Частично-поисковый характер деятельности активизирует мыслительные процессы, развивает орфографическую зоркость, способствует выработке учебных навыков (графическое выделение орфограмм).

Работа с поэтическими текстами способствует развитию воображения, зрительной памяти.



Формирование умения осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.

Развитие монологической речи, слуховой памяти.


Развитие навыков самоконтроля, проверка уровня осознанности знаний



В первой группе даны фразеологический оборот без царя в голове и его значение — глупый человек. Надо подобрать подходящий по смыслу фразеологический оборот с буквой Н в суффиксе. Его можно взять из справки.

Во вторую группу надо добавить два фразеологических оборота.

В третью — надо дописать еще один фразеологический оборот и его зна­чение. Вставить пропущенные буквы.







Использование презентациии аудиозаписи способствует развитию образного мышления. В то же время для детей смена деятельности своеобразный отдых: нельзя загружать только память, нужно давать работу уму и воображению, пробуждать эмоции - благодаря этому, материал более глубоко осмысливается. Кроме того, решается проблема колебания внимания, эмоционально вялые дети включаются в работу, ребята не утомляются.


5.Подведе-

ние итогов.

Рефлексия


Подвожу итоги урока.

Прошу ребят ответить на вопросы:

сегодня на уроке я:

1)узнал, открыл для себя

2)научился, смог

3)могу похвалить себя и своих одноклассников за






Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, помогают в оценке ответов уч-ся

Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке. Осознание уч-ся собственной деятельности.

Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу





Просмотр содержимого презентации
«Правописание суффиксов н и нн в прилагательных 6»

Правописание суффиксов  н и нн  в прилагательных Урок русского языка  6 класс учитель высшей квалификационной категории Кочеткова Ирина Геннадьевна

Правописание суффиксов н и нн в прилагательных

Урок русского языка

6 класс учитель высшей квалификационной категории Кочеткова Ирина Геннадьевна

НН Н НН соломе __ ый НН Н Н ветре___ый НН НН Н ДЕРЕВЯ___ЫЙ

НН

Н

НН

соломе __ ый

НН

Н

Н

ветре___ый

НН

НН

Н

ДЕРЕВЯ___ЫЙ

Н НН НН БЕЗВЕТРЕ __ ЫЙ нн н НН ИСКУСТВЕ___ЫЙ нн н ЗЕМЛЯ___ОЙ Н

Н

НН

НН

БЕЗВЕТРЕ __ ЫЙ

нн

н

НН

ИСКУСТВЕ___ЫЙ

нн

н

ЗЕМЛЯ___ОЙ

Н

н нн НН ОБЕДЕ __ ЫЙ НН Н ЛЕБЕДИ __ ЫЙ Н НН Стекля __ ый НН Н

н

нн

НН

ОБЕДЕ __ ЫЙ

НН

Н

ЛЕБЕДИ __ ЫЙ

Н

НН

Стекля __ ый

НН

Н

НН нн н КЛЮКВЕ___ЫЙ Н НН Н КОЖА __ ЫЙ Н НН Н ГЛИНЯ __ ЫЙ

НН

нн

н

КЛЮКВЕ___ЫЙ

Н

НН

Н

КОЖА __ ЫЙ

Н

НН

Н

ГЛИНЯ __ ЫЙ

н нн Н ЖУРАВЛИ__ЫЙ НН Н НН ДЕРЕВЯ __ ЫЙ Н НН НН ХОЗЯЙСТВЕ __ ЫЙ

н

нн

Н

ЖУРАВЛИ__ЫЙ

НН

Н

НН

ДЕРЕВЯ __ ЫЙ

Н

НН

НН

ХОЗЯЙСТВЕ __ ЫЙ

нн н ПОЛОТНЯ__ЫЙ Н Н НЕФТЯ __ОЙ НН Н НН ЛИСТВЕ __ ЫЙ Н НН

нн

н

ПОЛОТНЯ__ЫЙ

Н

Н

НЕФТЯ __ОЙ

НН

Н

НН

ЛИСТВЕ __ ЫЙ

Н

НН

Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе одна н , а потом прилагательные с двумя н в суффиксе.  Революцио…ый, орли…ый, восторже…ый, овся…ый, шерстя…ой, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, авиацио…ый, песча…ый, костя…ной, обыкнове…ый.  нн н революци онн ый восторж енн ый обед енн ый олов янн ый дерев янн ый экскурси онн ый письм енн ый стекл янн ый авиаци онн ый обыкнов енн ый Орл ин ый овс ян ый Шерст ян ой кож ан ый Звер ин ый торф ян ой Песч ан ый кост ян ой  (искл.) (искл.) (искл.)

Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе одна н ,

а потом прилагательные с двумя н в суффиксе.

Революцио…ый, орли…ый, восторже…ый, овся…ый, шерстя…ой, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, авиацио…ый, песча…ый, костя…ной, обыкнове…ый.

нн

н

революци онн ый

восторж енн ый

обед енн ый

олов янн ый

дерев янн ый

экскурси онн ый

письм енн ый

стекл янн ый

авиаци онн ый

обыкнов енн ый

Орл ин ый овс ян ый

Шерст ян ой кож ан ый

Звер ин ый торф ян ой

Песч ан ый кост ян ой

(искл.)

(искл.)

(искл.)

Ключ к заданию «Проверь себя»: Проверь себя: чугу…ая решётка ветре…ый день багря…ые закаты гуси…ые лапки маши…ое отделение болезне…ое чувство дикови…ое происшествие стари…ые часы ю…ое лицо ледя…ая гора холсти…ый мешок петуши…ые бои жестя…ая коробочка жизне…ая драма величестве...ая колонна лебеди…ая песня чугу нн ая ветр ен ый багр ян ые гус ин ые маши нн ое болезн енн ое дикови нн ое стари нн ые ю н ое лед ян ая холсти нн ый петуш ин ый жест ян ая жизн енн ая величеств енн ая лебед ин ая Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов  «4» - за 13 -15  «3» - за 9 -12  «2» - за 6 - 8

Ключ к заданию

«Проверь себя»:

Проверь себя:

  • чугу…ая решётка
  • ветре…ый день
  • багря…ые закаты
  • гуси…ые лапки
  • маши…ое отделение
  • болезне…ое чувство
  • дикови…ое происшествие
  • стари…ые часы
  • ю…ое лицо
  • ледя…ая гора
  • холсти…ый мешок
  • петуши…ые бои
  • жестя…ая коробочка
  • жизне…ая драма
  • величестве...ая колонна
  • лебеди…ая песня
  • чугу нн ая
  • ветр ен ый
  • багр ян ые
  • гус ин ые
  • маши нн ое
  • болезн енн ое
  • дикови нн ое
  • стари нн ые
  • ю н ое
  • лед ян ая
  • холсти нн ый
  • петуш ин ый
  • жест ян ая
  • жизн енн ая
  • величеств енн ая
  • лебед ин ая

Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов

«4» - за 13 -15

«3» - за 9 -12

«2» - за 6 - 8

Зимушка -  зима

Зимушка -

зима


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
6 классПравописание н и нн в суффиксах имён прилагательных

Автор: Кочеткова Ирина Геннадьевна

Дата: 07.03.2016

Номер свидетельства: 302951


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства