Необычный урок по развитию речи.Сочинение для учащихся 4 класса. Составление текста на основе ассоциаций вызванных прослушиванием музыкальных произведений.
Тема: Сочинение «Музыка, цвет, слово» (4 класс)
Цель: учить детей использовать слово, как выражение мысли для более точного и красивого описания образа предмета
Задачи:
- дети будут учиться составлять связный рассказ на основе ассоциаций;
- будут учиться выражать своё мнение;
- будут учиться взаимовыручке.
Оборудование: музыка, карандаши, фломастеры, клей, листы для оформления работы
Ход урока:
- Организационный момент
Ребята, посмотрите все ли у вас готово для работы. У нас с вами сегодня не совсем обычный урок. Я думаю, почему он будет не совсем обычным, вы вскоре поймете сами.
- Психологический настрой.
Улыбнитесь друг другу и пожелайте на уроке удачи. У вас обязательно все получится.
- Вступительная беседа
Ребята, как вы думаете, что объединяет художников, музыкантов и писателей? (ответы детей)
Чем пишут художники? (красками, т.е цветом)
Чем пишут композиторы? (нотами)
А писатели, что используют? (слова)
Почему все художники пишут свои картины красками, композиторы – нотам, писатели – словами, а произведения у всех получаются совершенно разными, не похожими одно на другое? (ответы детей)
Правильно, ведь каждый человек видит и чувствует окружающий мир по своему. И сейчас мы с вами убедимся в этом еще раз. Даже одни и те же слова мы воспринимаем по-разному.
Вернемся все к тем же словам, которые необходимы художникам и музыкантам. Скажите, пожалуйста, а с чем у вас ассоциируются слова «цвет» и «музыка»? (учитель записывает на доске в два столбика ответы детей)
Цвет Музыка
А. что получится, если объединить эти два слова? (цветомузыка)
Ребята, а кто знает, что такое цветомузыка? (ответы учащихся0
В словаре С. И. Ожегова дано такое определение. Цветомузыка – это исполнение музыкального произведения в сопровождении динамического освещения.
- Работа по теме урока. Подготовка и написание сочинения.
Мы сегодня с вами на уроке попробуем объединить музыку, цвет и слово. Перед вами на столе лежат 7 белых маленьких квадратиков, карандаши и фломастеры.
Сейчас вы будете прослушивать музыкальные отрывки. Прослушивая отрывок, вы должны на одном квадратике изобразить то с чем у вас ассоциируется эта мелодия. Изображать предмет можно, как одним, так и несколькими цветами, но помните, что на прослушивание и изображение каждого отрывка у вас ограниченное время. (около 1 минуты)
Прослушивается семь отрывков и зарисовывается семь квадратиков. (мелодии учитель может выбрать на свое усмотрение. Например, народная музыка, рок, поп, тяжелый рок, колыбельная, вальс и т.д.)
Теперь выберите из ваших семи, только три с которыми вы сейчас хотели бы работать.
Наклейте их в свои листки для сочинений.
Посмотрите внимательно на эти изображения и напишите под каждым по 7-10 ассоциаций. (Если ребенок затрудняется, ребята могут помочь)
Теперь еще раз внимательно все перечитайте и выберите только один столбик слов, который вам нравится больше других. Обязательно проверьте написание слов. Определите, какие орфограммы есть в ваших словах и проверьте их. А теперь приступаем непосредственно к написанию вашего сочинения. На противоположной стороне вашего листка для сочинений, вы сейчас должны составить красивый рассказ на ту тему, которую вы выбрали. Используя все ваши слова ассоциации из данного столбика. Первую строчку оставьте для названия, его вы придумаете после написания вашего рассказа. И так приступаем, помните о том, что необходимо проверять написания слов.
(Ребята работают самостоятельно. В конце урока по желанию зачитываются несколько сочинений).
- Рефлексия. Подведение итогов.
Вот ребята что у нас с вами получилось, а ведь мы слушали с вами одни и те же музыкальные произведения, но сочинения у всех получились разными. Спасибо всем за работу.
Но в конце хотелось бы вернуться цвету, с помощью которого, мы передаем наши чувства, эмоции и впечатления.
У вас на столах лежат цветочки. Выберите тот цвет листочка, который соответствует вашему настроению на уроке. Можете на нем написать несколько слов об уроке.
- – мне было очень интересно, легко и у меня все получилось.
Розовый - было трудно, скучно и неинтересно.
Тема: Сочинение «Музыка, цвет, слово» (4 класс)
Цель: учить детей использовать слово, как выражение мысли для более точного и красивого описания образа предмета
Задачи:
- дети будут учиться составлять связный рассказ на основе ассоциаций;
- будут учиться выражать своё мнение;
- будут учиться взаимовыручке.
Оборудование: музыка, карандаши, фломастеры, клей, листы для оформления работы
Ход урока:
- Организационный момент
Ребята, посмотрите все ли у вас готово для работы. У нас с вами сегодня не совсем обычный урок. Я думаю, почему он будет не совсем обычным, вы вскоре поймете сами.
- Психологический настрой.
Улыбнитесь друг другу и пожелайте на уроке удачи. У вас обязательно все получится.
- Вступительная беседа
Ребята, как вы думаете, что объединяет художников, музыкантов и писателей? (ответы детей)
Чем пишут художники? (красками, т.е цветом)
Чем пишут композиторы? (нотами)
А писатели, что используют? (слова)
Почему все художники пишут свои картины красками, композиторы – нотам, писатели – словами, а произведения у всех получаются совершенно разными, не похожими одно на другое? (ответы детей)
Правильно, ведь каждый человек видит и чувствует окружающий мир по своему. И сейчас мы с вами убедимся в этом еще раз. Даже одни и те же слова мы воспринимаем по-разному.
Вернемся все к тем же словам, которые необходимы художникам и музыкантам. Скажите, пожалуйста, а с чем у вас ассоциируются слова «цвет» и «музыка»? (учитель записывает на доске в два столбика ответы детей)
Цвет Музыка
А. что получится, если объединить эти два слова? (цветомузыка)
Ребята, а кто знает, что такое цветомузыка? (ответы учащихся0
В словаре С. И. Ожегова дано такое определение. Цветомузыка – это исполнение музыкального произведения в сопровождении динамического освещения.
- Работа по теме урока. Подготовка и написание сочинения.
Мы сегодня с вами на уроке попробуем объединить музыку, цвет и слово. Перед вами на столе лежат 7 белых маленьких квадратиков, карандаши и фломастеры.
Сейчас вы будете прослушивать музыкальные отрывки. Прослушивая отрывок, вы должны на одном квадратике изобразить то с чем у вас ассоциируется эта мелодия. Изображать предмет можно, как одним, так и несколькими цветами, но помните, что на прослушивание и изображение каждого отрывка у вас ограниченное время. (около 1 минуты)
Прослушивается семь отрывков и зарисовывается семь квадратиков. (мелодии учитель может выбрать на свое усмотрение. Например, народная музыка, рок, поп, тяжелый рок, колыбельная, вальс и т.д.)
Теперь выберите из ваших семи, только три с которыми вы сейчас хотели бы работать.
Наклейте их в свои листки для сочинений.
Посмотрите внимательно на эти изображения и напишите под каждым по 7-10 ассоциаций. (Если ребенок затрудняется, ребята могут помочь)
Теперь еще раз внимательно все перечитайте и выберите только один столбик слов, который вам нравится больше других. Обязательно проверьте написание слов. Определите, какие орфограммы есть в ваших словах и проверьте их. А теперь приступаем непосредственно к написанию вашего сочинения. На противоположной стороне вашего листка для сочинений, вы сейчас должны составить красивый рассказ на ту тему, которую вы выбрали. Используя все ваши слова ассоциации из данного столбика. Первую строчку оставьте для названия, его вы придумаете после написания вашего рассказа. И так приступаем, помните о том, что необходимо проверять написания слов.
(Ребята работают самостоятельно. В конце урока по желанию зачитываются несколько сочинений).
- Рефлексия. Подведение итогов.
Вот ребята что у нас с вами получилось, а ведь мы слушали с вами одни и те же музыкальные произведения, но сочинения у всех получились разными. Спасибо всем за работу.
Но в конце хотелось бы вернуться цвету, с помощью которого, мы передаем наши чувства, эмоции и впечатления.
У вас на столах лежат цветочки. Выберите тот цвет листочка, который соответствует вашему настроению на уроке. Можете на нем написать несколько слов об уроке.
- – мне было очень интересно, легко и у меня все получилось.
Розовый - было трудно, скучно и неинтересно.