Повторение приёмов различения описания и повествования.
Формирование навыков построения текста – описания в художественном стиле, отработка умения использовать в тексте художественно – изобразительные средства языка для описания животных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение - описание животного»
Конспект
урока развития речи
учителя русского языка
МОУ ООШ с. Ухтинка
Бессоновского района
Шеяновой Татьяны Юрьевны.
5 класс, страница229, упражнение 606.
Русский язык : Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений
/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 29 – е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 303 с., 4 л. ил.
Тема: Сочинение – описание животного.
Цели.
Образовательные.
Углубить и обобщить знания учащихся об описании как типе речи.
Повторить приёмы различения описания и повествования.
Формировать навыки построения текста – описания в художественном стиле, отрабатывать умение использовать в тексте художественно – изобразительные средства языка для описания животных.
Воспитательные.
Воспитывать внимание к слову, интерес к языку, доброту и отзывчивость по отношению к животным.
Развивающие.
Развивать познавательную активность и речь учащихся.
Ход урока.
I.Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение про себя.
Что за прелесть мой Мурлыка,
Мой любимый серый кот!
Как он весело играет,
Как он песенки поёт!
Шерсть его мягка, как бархат,
Глазки, точно угольки,
И как все его движенья
Грациозны и легки!
(Л. Чарская).
О ком стихотворение Л. Чарской? Какова тема текста?
- Видели ли вы сами это животное? Каким оно вам запомнилось?
- Этого зверя часто содержат дома, животное любимо народом. В художественных произведениях, в народной поэзии встречаются образы котика, кошки, кота или котят. Докажите это.
-Какие слова вам показались непонятными?
(Бархат, грациозны).
Определите лексическое значение данных слов с помощью толкового словаря.
(Бархат – ткань с мягким, низко стриженным густым ворсом на лицевой стороне.
Грациозный – изящный, красивый в движениях, в позах.)
Как вы думаете, почему автор сравнивает шерсть с бархатом?
(Шерсть у кошки приятная на ощупь, мягкая).
Какова основная мысль стихотворения?
С какой интонацией нужно прочитать стихотворение, чтобы убедить окружающих, что это необыкновенный кот, которого любит автор?
На каких словах следует сделать логическое ударение?
- Почему слово Мурлыка написано с большой буквы?
Подготовьте выразительное чтение стихотворения. (Несколько учеников выразительно читают стихотворение, остальные анализируют чтение).
К какому типу речи относится данный текст? Докажите.
(Вспомним: описание – это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос к а к о й?)
Иногда бывает нелегко сразу различить описание и повествование. Какой надёжный приём мы знаем?
(Если всё содержание текста можно изобразить на одной картинке, то перед нами – описание. Если же для изображения содержания потребуется как минимум две картинки, то текст - повествование).
II.Целеполагание.
Наша цель: используя тип речи – описание, подготовиться
к заочной выставке «Моё любимое животное».
У каждого из вас есть животное, которое нравится вам больше других. Может быть, вы дружите с ним, наблюдаете за ним, а может быть, увидев однажды, вы запомнили его навсегда.
Чтобы организовать эту выставку, вам необходимо представить своё животное, описав его внешний вид, поведение, повадки, то есть написать сочинение – описание животного.
III.Работа по теме.
1. - Прежде чем самостоятельно начать работу над описанием животного, мы должны выполнить ряд заданий.
Перед вами текст. Определите его тему, основную мысль и
отношение автора к животному.
Большой чёрный очень красивый кот с прелестной зеленоглазой мордочкой подошёл к молодой липке у тротуара, поднялся на задние лапки и стал точить когти о её тонкий ствол.
Я знаю этого кота. Это очень умный, храбрый, с большим чувством собствен-
ного достоинства зверь. Его побаиваются собаки и уважают люди. Собачьи наскоки он легко отражает меткими ударами острых когтей, никогда не унижаясь до бегства. К людям относится снисходительно – позволяет себя гладить и даже оказывать мелкие услуги. Хозяева выпускают его погулять во дворе. После про-
гулки он самостоятельно возвращается к себе на третий этаж и сидит перед квартирной дверью, терпеливо ожидая, когда она откроется. Если на лестничной площадке кто – нибудь появится, кот, глядя на человека своими мудрыми, таин-
ственными глазами, просительно вякнет, будто скажет: «Нажмите, пожалуй-
ста, кнопку звонка, вы же видите, что я сам не могу это сделать».
(По Л. Ленчу).
(Тема: в тексте говорится о красивом умном коте.
Основная мысль: автор подчёркивает уважительное отношение людей к мудрому коту за его ум, храбрость (зверь никогда не унижается до бегства перед собаками), за самостоятельность (кот возвращается самостоятельно после прогулки домой и просит, чтобы ему открыли дверь).).
Внимательно перечитайте текст. Какие типы речи использованы в нём?
(Повествование с элементами описания).
На какую деталь в описании Л. Ленч дважды обращает внимание? Зачем?
( В первом абзаце –« прелестная зеленоглазая мордочка», во втором- «глядя на человека своими мудрыми, таинственными глазами»).
Найдите в тексте слова и выражения со значением оценки.
Подберите заголовок, в котором была бы выражена основная мысль текста.
(Умный кот. Мудрый кот. Кот, которого уважают люди).
- Перед вами тексты. Прочитайте их, определите стиль текстов и тип речи.
Текст№1.
Кот Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку, чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло два часа. Мама пришла посмотреть – хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. А Иваныча вымыть пришлось.
(Г. Скребицкий).
(Повествование в художественном стиле).
Текст№2.
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
(К. Г. Паустовский. «Кот – ворюга»).
(Повествование с элементами описания в художественном стиле).
Текст№3.
Фёдор же Тимофеевич был иного рода господин. Этот, проснувшись, не издавал никакого звука, не шевелился и даже не открывал глаз. Он охотно бы не просыпался, потому что, как видно, он недолюбливал жизнь. Ничто его не интересовало, ко всему он относился вяло и небрежно, всё прези-
рал и, даже поедая вкусный обед, брезгливо фыркал.
(А. Чехов. «Каштанка»).
(Описание в художественном стиле).
Текст№4.
Средняя длина наиболее крупных представителей семейства кошачьих около 380 см, минимальная – 50 см, масса от 1,5 до 275 кг, длина хвоста от 10 до 114 см. Тело кошачьих гибкое, вытянутое, подвижное, с округлой головой. Передние и задние ноги длинные, острые когти втяжные, хвост у большинства длинный, покрыт шерстью. Окраска тела пятнистая, полоса-
тая, скрадывающая. Способны преследовать добычу. Охотятся одиночно. Живут до 15, реже до 30 лет.
(В. В. Латюшин «Отряды млекопитающих»).
(Описание в научном стиле).
Итак, вам встретились тексты разных стилей и типов речи. Каким стилем и типом речи мы должны воспользоваться, чтобы описать своё любимое животное?
(Своё сочинение должны написать в художественном стиле, так как этот стиль позволяет образно, наглядно предста-
вить определённый предмет, используя тип речи – описание). - Помните! Если в тексте говорится о постоянных признаках животного, о типичном его поведении, нет изображения конкретного случая от начала действия до его завершения, значит, это текст – описание.
–Чтобы точно описать животное, необходимо быть очень наблюда-
тельным, научиться видеть признаки предметов, выделять главные среди них, самые важные.
Вот описание кота, сделанное педагогом – писателем К. Д. Ушин-
Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки – то большие, лапки что стальные, зубки – то кривые, когти выпускные!
В описании названы наиболее примечательные признаки кота. Какие? …
(Кот ласков, да хитёр. Ушинский отбирает противоречивые признаки, присущие коту всегда, повседневно. Но одни признаки явные, внешние, а другие временно скрытые, пока не появится жертва – мышка.)
- Какова основная идея описания?
(В противопоставлении разных черт кота ярко проступает его главная сущность – коварство.)
-Какие языковые средства использует автор, чтобы раскрыть тему и идею?
(Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, краткие прилагательные).
- С какой целью Ушинский употребляет слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами?
(Отбор слов в их уменьшительно – ласкательном значении служит изображению внешнего облика Васьки, но этого не наблюдается в том случае, когда говорится о силе, ловкости, безжалостности кота при встрече со своей жертвой. Это уже другой кот – у него коготок (мал, невелик) остёр, ушки чутки).
Для чего использует автор краткие прилагательные?
(Использование кратких прилагательных выражает постоянство этих признаков, т. е. готовность Васьки в каждую минуту стать для мышки неумолимой смертельной опасностью ).
- В своём сочинении вы должны также отметить какие – то признаки, которые отличали бы ваше животное от всех остальных.
– Какие изобразительно- художественные средства языка помогут вам сделать описание образным, эмоциональным? (Сравнение, метафора, эпитет).
Перед вами отрывок из рассказа А. Куприна «Ю-Ю». Какие художественно-изобразительные средства использует писатель, чтобы показать красивую, гордую кошку?
Выросла всем кошкам кошка. Тёмно- каштановая с огненными пятнами. На груди пышная белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.
-Автор использует сравнение – «хвост как ламповый ёрш»; метафору – «на груди пышная белая манишка»; эпитет –« с огненными пятнами».
Какова схема построения описания?
Общее представление описываемого. – Выросла всем кошкам кошка.
Отношение к описываемому. – (Последнее в описаниях может отсутствовать).
5.- Перед вами текст. Прочитайте его. Как можно избежать повторения слов в работе и оживить описание? Отредактируйте текст.
Васька был чёрный, пушистый, а лапки у него были белые, как в тапочках. Кончик хвоста у него тоже был беленький, будто в мелу испачкан.
Глаза у него были зелёные, а зрачки были узкие – узкие.
( Надо изменить время, использовать форму настоящего времени, заменить «у него» синонимами: у кота, у животного).
6.- Готовясь к сочинению, выполните следующие советы:
Памятка для создания текста – описания.
I. Постарайтесь убедить читателей в том, что животное, о котором вы пишете, действительно интересное, что вы хорошо его знаете и любите и вам очень хочется, чтобы и другие его узнали и полюбили.
II. Внимательно понаблюдайте за героем своего будущего сочинения. Приглядитесь к тому, как кошка (собака или какое – либо другое животное) охотится, играет, что – то делает, например: открывает дверь, встречает хозяина и т. д.
III. Определите тему, основную мысль описания.
IV. Соберите рабочие материалы:
охарактеризуйте общий вид животного;
назовите наиболее характерные признаки;
найдите наиболее точные слова для обозначения признаков;
расположите описание признаков, как того требуют тема и идея;
подберите начало текста, подумайте над итогом описания и его оформлением;
придумайте заглавия, сопоставьте их, выберите лучшее.
V. Опишите животное в художественном стиле.
VI. Отредактируйте написанное.
IV. Составьте (устно) текст из 4 – 5 предложений на тему «Моё любимое животное».
(Учащиеся пересказывают получившийся текст).
V. Задание на дом.
Подготовиться к «заочной выставке» «Моё любимое животное», то есть написать сочинение – описание животного в художественном стиле.
Литература.
Латюшин В.В. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин – 4 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 304 с.: ил.
Михайлова С.Ю. Сочинения по картине: 5 кл. / С.Ю. Михайлова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. –
110 с. ил., 16 с. цв. вкл.
Пленкин А. Уроки развития речи: 5 – 9 кл. : Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.: ил.
Русский язык : Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений
/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 29 – е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 303 с., 4 л. ил.
Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений
/ М. М. Разумовская, С.И. Львова. В.И. Капинос и др.; Под ред.
М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 7 – е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2001. – 384 с.: ил., 8 л. цв. вкл.
Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей – словесников по программе «Речь»: 5 кл. / Под общей ред.
Г.И. Канакиной. Г.В. Пранцовой – Пенза: Научно – методический центр отдела образования Пензенской городской администрации, 1995. – 190 с.