kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение - описание животного

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Повторение приёмов различения описания и повествования.
  2. Формирование навыков построения текста – описания в художественном стиле, отработка умения использовать в тексте художественно – изобразительные средства языка для описания животных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение - описание животного»














Конспект

урока развития речи

учителя русского языка

МОУ ООШ с. Ухтинка

Бессоновского района


Шеяновой Татьяны Юрьевны.



















5 класс, страница229, упражнение 606.

Русский язык : Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений

/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 29 – е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 303 с., 4 л. ил.


Тема: Сочинение – описание животного.

Цели.

Образовательные.

  1. Углубить и обобщить знания учащихся об описании как типе речи.

  2. Повторить приёмы различения описания и повествования.

  3. Формировать навыки построения текста – описания в художественном стиле, отрабатывать умение использовать в тексте художественно – изобразительные средства языка для описания животных.

Воспитательные.

Воспитывать внимание к слову, интерес к языку, доброту и отзывчивость по отношению к животным.

Развивающие.

Развивать познавательную активность и речь учащихся.


Ход урока.

I.Речевая разминка.

    • Прочитайте стихотворение про себя.


Что за прелесть мой Мурлыка,

Мой любимый серый кот!

Как он весело играет,

Как он песенки поёт!


Шерсть его мягка, как бархат,

Глазки, точно угольки,

И как все его движенья

Грациозны и легки!

(Л. Чарская).


    • О ком стихотворение Л. Чарской? Какова тема текста?

- Видели ли вы сами это животное? Каким оно вам запомнилось?

- Этого зверя часто содержат дома, животное любимо народом. В художественных произведениях, в народной поэзии встречаются образы котика, кошки, кота или котят. Докажите это.

-Какие слова вам показались непонятными?

(Бархат, грациозны).

    • Определите лексическое значение данных слов с помощью толкового словаря.

(Бархат – ткань с мягким, низко стриженным густым ворсом на лицевой стороне.

Грациозный – изящный, красивый в движениях, в позах.)

    • Как вы думаете, почему автор сравнивает шерсть с бархатом?

(Шерсть у кошки приятная на ощупь, мягкая).


    • Какова основная мысль стихотворения?

    • С какой интонацией нужно прочитать стихотворение, чтобы убедить окружающих, что это необыкновенный кот, которого любит автор?

    • На каких словах следует сделать логическое ударение?

- Почему слово Мурлыка написано с большой буквы?

    • Подготовьте выразительное чтение стихотворения. (Несколько учеников выразительно читают стихотворение, остальные анализируют чтение).

    • К какому типу речи относится данный текст? Докажите.

(Вспомним: описание – это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос к а к о й?)

    • Иногда бывает нелегко сразу различить описание и повествование. Какой надёжный приём мы знаем?

(Если всё содержание текста можно изобразить на одной картинке, то перед нами – описание. Если же для изображения содержания потребуется как минимум две картинки, то текст - повествование).


II.Целеполагание.

    • Наша цель: используя тип речи – описание, подготовиться

к заочной выставке «Моё любимое животное».

У каждого из вас есть животное, которое нравится вам больше других. Может быть, вы дружите с ним, наблюдаете за ним, а может быть, увидев однажды, вы запомнили его навсегда.

Чтобы организовать эту выставку, вам необходимо представить своё животное, описав его внешний вид, поведение, повадки, то есть написать сочинение – описание животного.


III.Работа по теме.


1. - Прежде чем самостоятельно начать работу над описанием животного, мы должны выполнить ряд заданий.

    • Перед вами текст. Определите его тему, основную мысль и

отношение автора к животному.


Большой чёрный очень красивый кот с прелестной зеленоглазой мордочкой подошёл к молодой липке у тротуара, поднялся на задние лапки и стал точить когти о её тонкий ствол.

Я знаю этого кота. Это очень умный, храбрый, с большим чувством собствен-

ного достоинства зверь. Его побаиваются собаки и уважают люди. Собачьи наскоки он легко отражает меткими ударами острых когтей, никогда не унижаясь до бегства. К людям относится снисходительно – позволяет себя гладить и даже оказывать мелкие услуги. Хозяева выпускают его погулять во дворе. После про-

гулки он самостоятельно возвращается к себе на третий этаж и сидит перед квартирной дверью, терпеливо ожидая, когда она откроется. Если на лестничной площадке кто – нибудь появится, кот, глядя на человека своими мудрыми, таин-

ственными глазами, просительно вякнет, будто скажет: «Нажмите, пожалуй-

ста, кнопку звонка, вы же видите, что я сам не могу это сделать».

(По Л. Ленчу).

(Тема: в тексте говорится о красивом умном коте.

Основная мысль: автор подчёркивает уважительное отношение людей к мудрому коту за его ум, храбрость (зверь никогда не унижается до бегства перед собаками), за самостоятельность (кот возвращается самостоятельно после прогулки домой и просит, чтобы ему открыли дверь).).

    • Внимательно перечитайте текст. Какие типы речи использованы в нём?

(Повествование с элементами описания).

    • На какую деталь в описании Л. Ленч дважды обращает внимание? Зачем?

( В первом абзаце –« прелестная зеленоглазая мордочка», во втором- «глядя на человека своими мудрыми, таинственными глазами»).

    • Найдите в тексте слова и выражения со значением оценки.

    • Подберите заголовок, в котором была бы выражена основная мысль текста.

(Умный кот. Мудрый кот. Кот, которого уважают люди).



  1. - Перед вами тексты. Прочитайте их, определите стиль текстов и тип речи.

Текст№1.

Кот Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку, чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло два часа. Мама пришла посмотреть – хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. А Иваныча вымыть пришлось.

(Г. Скребицкий).

(Повествование в художественном стиле).



Текст№2.

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

(К. Г. Паустовский. «Кот – ворюга»).

(Повествование с элементами описания в художественном стиле).


Текст№3.

Фёдор же Тимофеевич был иного рода господин. Этот, проснувшись, не издавал никакого звука, не шевелился и даже не открывал глаз. Он охотно бы не просыпался, потому что, как видно, он недолюбливал жизнь. Ничто его не интересовало, ко всему он относился вяло и небрежно, всё прези-

рал и, даже поедая вкусный обед, брезгливо фыркал.

(А. Чехов. «Каштанка»).


(Описание в художественном стиле).


Текст№4.

Средняя длина наиболее крупных представителей семейства кошачьих около 380 см, минимальная – 50 см, масса от 1,5 до 275 кг, длина хвоста от 10 до 114 см. Тело кошачьих гибкое, вытянутое, подвижное, с округлой головой. Передние и задние ноги длинные, острые когти втяжные, хвост у большинства длинный, покрыт шерстью. Окраска тела пятнистая, полоса-

тая, скрадывающая. Способны преследовать добычу. Охотятся одиночно. Живут до 15, реже до 30 лет.

(В. В. Латюшин «Отряды млекопитающих»).


(Описание в научном стиле).


    • Итак, вам встретились тексты разных стилей и типов речи. Каким стилем и типом речи мы должны воспользоваться, чтобы описать своё любимое животное?

(Своё сочинение должны написать в художественном стиле, так как этот стиль позволяет образно, наглядно предста-

вить определённый предмет, используя тип речи – описание). - Помните! Если в тексте говорится о постоянных признаках животного, о типичном его поведении, нет изображения конкретного случая от начала действия до его завершения, значит, это текст – описание.


  1. –Чтобы точно описать животное, необходимо быть очень наблюда-

тельным, научиться видеть признаки предметов, выделять главные среди них, самые важные.

Вот описание кота, сделанное педагогом – писателем К. Д. Ушин-

ским. На что обращает наше внимание автор?



Васька.

Котичек – коток, серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки – то большие, лапки что стальные, зубки – то кривые, когти выпускные!


    • В описании названы наиболее примечательные признаки кота. Какие? …

(Кот ласков, да хитёр. Ушинский отбирает противоречивые признаки, присущие коту всегда, повседневно. Но одни признаки явные, внешние, а другие временно скрытые, пока не появится жертва – мышка.)

- Какова основная идея описания?

(В противопоставлении разных черт кота ярко проступает его главная сущность – коварство.)

-Какие языковые средства использует автор, чтобы раскрыть тему и идею?

(Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, краткие прилагательные).

- С какой целью Ушинский употребляет слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами?

(Отбор слов в их уменьшительно – ласкательном значении служит изображению внешнего облика Васьки, но этого не наблюдается в том случае, когда говорится о силе, ловкости, безжалостности кота при встрече со своей жертвой. Это уже другой кот – у него коготок (мал, невелик) остёр, ушки чутки).

    • Для чего использует автор краткие прилагательные?

(Использование кратких прилагательных выражает постоянство этих признаков, т. е. готовность Васьки в каждую минуту стать для мышки неумолимой смертельной опасностью ).

- В своём сочинении вы должны также отметить какие – то признаки, которые отличали бы ваше животное от всех остальных.


  1. – Какие изобразительно- художественные средства языка помогут вам сделать описание образным, эмоциональным? (Сравнение, метафора, эпитет).

    • Перед вами отрывок из рассказа А. Куприна «Ю-Ю». Какие художественно-изобразительные средства использует писатель, чтобы показать красивую, гордую кошку?



Выросла всем кошкам кошка. Тёмно- каштановая с огненными пятнами. На груди пышная белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.


-Автор использует сравнение – «хвост как ламповый ёрш»; метафору – «на груди пышная белая манишка»; эпитет –« с огненными пятнами».

    • Какова схема построения описания?

      1. Общее представление описываемого. – Выросла всем кошкам кошка.

      2. Описание деталей, частей. – Окраска, грудь, усы, шерсть, задние лапки, хвост.

      3. Отношение к описываемому. – (Последнее в описаниях может отсутствовать).

5.- Перед вами текст. Прочитайте его. Как можно избежать повторения слов в работе и оживить описание? Отредактируйте текст.


Васька был чёрный, пушистый, а лапки у него были белые, как в тапочках. Кончик хвоста у него тоже был беленький, будто в мелу испачкан.

Глаза у него были зелёные, а зрачки были узкие – узкие.


( Надо изменить время, использовать форму настоящего времени, заменить «у него» синонимами: у кота, у животного).


6.- Готовясь к сочинению, выполните следующие советы:


Памятка для создания текста – описания.


I. Постарайтесь убедить читателей в том, что животное, о котором вы пишете, действительно интересное, что вы хорошо его знаете и любите и вам очень хочется, чтобы и другие его узнали и полюбили.

II. Внимательно понаблюдайте за героем своего будущего сочинения. Приглядитесь к тому, как кошка (собака или какое – либо другое животное) охотится, играет, что – то делает, например: открывает дверь, встречает хозяина и т. д.

III. Определите тему, основную мысль описания.

IV. Соберите рабочие материалы:

    • охарактеризуйте общий вид животного;

    • назовите наиболее характерные признаки;

    • найдите наиболее точные слова для обозначения признаков;

    • расположите описание признаков, как того требуют тема и идея;

    • подберите начало текста, подумайте над итогом описания и его оформлением;

    • придумайте заглавия, сопоставьте их, выберите лучшее.

V. Опишите животное в художественном стиле.

VI. Отредактируйте написанное.


IV. Составьте (устно) текст из 4 – 5 предложений на тему «Моё любимое животное».

(Учащиеся пересказывают получившийся текст).


V. Задание на дом.

Подготовиться к «заочной выставке» «Моё любимое животное», то есть написать сочинение – описание животного в художественном стиле.




Литература.



Латюшин В.В. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин – 4 – е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 304 с.: ил.


Михайлова С.Ю. Сочинения по картине: 5 кл. / С.Ю. Михайлова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. –

110 с. ил., 16 с. цв. вкл.


Пленкин А. Уроки развития речи: 5 – 9 кл. : Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995. – 224 с.: ил.


Русский язык : Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений

/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 29 – е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 303 с., 4 л. ил.


Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений

/ М. М. Разумовская, С.И. Львова. В.И. Капинос и др.; Под ред.

М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 7 – е изд., стереотип. – М.:

Дрофа, 2001. – 384 с.: ил., 8 л. цв. вкл.


Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей – словесников по программе «Речь»: 5 кл. / Под общей ред.

Г.И. Канакиной. Г.В. Пранцовой – Пенза: Научно – методический центр отдела образования Пензенской городской администрации, 1995. – 190 с.







8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Сочинение - описание животного

Автор: Шеянова Татьяна Юрьевна

Дата: 02.11.2018

Номер свидетельства: 483302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Сочинение - описание животного."
    ["seo_title"] => string(32) "sochinieniieopisaniiezhivotnogho"
    ["file_id"] => string(6) "308923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458708761"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект урока русского языка на тему:«Подготовка к сочинению-описанию домашнего животного» "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-opisaniiu-domashniegho-zhivotnogho"
    ["file_id"] => string(6) "216855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433165420"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Урок русского языка во 2 классе. Тема: Сочинение-описание животного (кошки). «Мой ласковый и нежный зверь». "
    ["seo_title"] => string(112) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-tiema-sochinieniie-opisaniie-zhivotnogho-koshki-moi-laskovyi-i-niezhnyi-zvier"
    ["file_id"] => string(6) "225329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439563210"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Презентация урока "Сочинение - описание по картине А.Н. Комарова "Наводнение"."
    ["seo_title"] => string(74) "prezentatsiia_uroka_sochinenie_opisanie_po_kartine_a_n_komarova_navodnenie"
    ["file_id"] => string(6) "646530"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1709143221"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Сочинение - описание. Лиса.(2 класс, УМК "Планета Знаний") "
    ["seo_title"] => string(55) "sochinieniie-opisaniie-lisa-2-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "122172"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414163691"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства