Просмотр содержимого документа
«Собирательные числительные»
6 класс
Тема: Собирательные числительные
Тип урока: «открытие» нового
Цели: сформировать умения правильно писать и склонять собирательные числительные;
закрепить умение правильно писать ,находить в тексте; расширить лексический запас учащихся; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки; развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать; вызвать интерес к урокам русского языка, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Планируемые результаты:
Личностные:осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.
Метапредметные: извлекать нужную информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу, схему, ключевые слова).
Предметные: анализировать и склонять собирательные числительные, в том числе оба, обе, избирательно сочетать их с именами существительными; грамотно употреблять формы собирательных числительных в сочетании с существительными в речи.
Сценарий урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. 1 марта –первый день весны. А еще сегодня День комплиментов.
Улыбнитесь друг другу, скажите комплимент и пожелайте успехов . Ну и от меня !!!Вы мое солнышко!
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбайтесь- это просто!
Лучик солнца-это ВАМ!!!
Минутка чистописания(Буква К)
2. Мобилизующий этап.
- Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи .
- Обратите внимание на этот сундучок. В нем - просьба о помощи, задания и вознаг-раждение за сделанную работу. А сундучок нам прислали жители острова « Невезения» Посмотрим, что с ними случилось…(ВИДЕО «Остров невезения»)
Им нужна помощь. Поможем? Мы должны справиться с заданиями, а за правильный ответ- монета. В конце урока ваши монеты превратятся в отметки. Разделимся на команды. Капитаны – получите задание. А прежде чем отправиться в путь……
3. Формулирование темы и целей урока.
давайте узнаем какое числительное нам предстоит изучить сегодня.
Подчеркните орфограммы- прочитайте полученное слово. Запишем тему урока. Опре-делим цели и задачи.(Шесть шляп мышления)
БЕЛАЯ ШЛЯПА - уметь правильно использовать собирательные числительные в пись-менной и устной речи, знать особенности собирательных числительных, уметь склонять числительные…..
5.Выявление места и причины затруднения.
Проблемный вопрос
Задание: прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили?
а) двадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.
б) две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА –
(В них есть количественные числительные)
- Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили?
(Слушаются ответы).
- Действительно, числительные пятеро, трое - собирательные.
6.Изучение нового материала
Нам предстоит узнать все о собирательном числительном. Приступаем к работе. Самостоятельная работа в командах.
1 КОМАНДА
1.Прочитать, выделить главное
КАК ПОЯВИЛИСЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Жила-была семья числительных. Все её члены много работали: всегда помогали при счете. Только собирательные числительные не могли найти себе занятия. А они так хотели попасть в предложение!Однажды числительное Три уехало в отпуск, и ученик не смог сосчитать медвежат на картинке. Тут ему на помощь поспешило собирательное числительное Трое. Мальчик сосчитал: "На картинке трое медвежат". Возвратилось числительное Три домой и говорит:- Спасибо тебе, Трое, что ты меня заменило. - А можно я буду работать в предложениях вместе с тобой? - спросило Трое. - Конечно. Ты и твои братья могут заменять числительные, стоящие рядом с существительными , которые употребляются только во множественном числе, - ответило Три.- И всё?! - расстроилось Трое.- Нет, ещё вы можете употребляться рядом с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных,- ободрило его Три.- Вот здорово! - воскликнуло Трое. - Мы так рады, что и нам нашлась работа! Будем рады помогать людям!
2 КОМАНДА
1.Прочитать.Рассказать изученную орфограмму.
Числительные оба–обе
Употребление числительных оба–обе в нормативной речи строго определено: в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими(у обеих стен, обеим сестрам, обеими руками), с существительными мужского и среднего рода –обоих, обоим, обоими(обоих студентов, у обоих окон). С существительными, не имеющими формы единственного числа, эти числительные вообще не употребляются (нарушение нормы: *обоими ножницами, *обоих суток. Следует говорить: двумя ножницами, двух суток).
3 КОМАНДА
Работа с учебником (обобщение)
1.Прочитать, изучить и обобщить.
1. Что обозначают собирательные числительные? Как они образуются?
2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?
4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?
7.Первичное закрепление.
- Собирательные числительные образуются от количественных от 2 до 10
- Собирательные числительные сочетаются
с существительными, обозначающими лиц мужского пола;
ссуществительными, обозначающими детей или детёнышей животных;
с существительные, относящимися к общему роду: шестеро задир с существительными, употребляющимися только во множественном числе.
собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.
Оба или обе это означает пара. Оба используется только при мужском и среднем роде. А обе употребляется с женским родом.
Прошу обратить внимание на слайд и еще раз прочитать ( некоторые обучающие повторяют вслух)
А я добавлю……
Нельзя сочетать собирательные числительные со следующими категориями слов:
Существительными, которые обозначают представительниц женского пола: трое школьниц, пятеро гимнасток.
Неодушевлёнными существительными: четверо столов, двое тортов.
Существительными, которые обозначают наименования взрослых животных: шестеро волков, четверо лошадей.
Прошу обратить внимание на слайд и еще раз прочитать ( некоторые обучающие повторяют вслух)
ФИЗМИНУТКА
8.Закрепление изученного материала. Просклонять.
И.п. трое сильнейших спортсменов
Р. п. троих сильнейших спортсменов
Д. п. троим сильнейшим спортсменам
В. п. троих сильнейших спортсменов
Т. п. троими сильнейшими спортсменами
П. п. о троих сильнейших спортсменах (проверка на слайде)
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
«Лови ошибку»
1.Трое подруг приехали в Сочи.
2. Жара стояла уже четыре суток.
3. Пятерым спортсменам из Китая были вручены призы. (проверка на слайде)
Работа с учебником. (упр.424). Вставьте собирательные числительные оба, обе, учитывая род существительных. Взаимопроверка.
Держать обеими руками, прикрепить к обоим ботинкам, есть за обе щеки, приложить к обеим ногам. (проверка на слайде)
Карточки Установить соответствие
Семеро одного не ждут. 2. Один пашет, семеро - руками машут. 3.Двое дерутся — третий не суйся.4. В гору-то семеро тащат, а с горы и один столкнет. 5. Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить. 6.Двое дерутся — третий не мешайся! (проверка на слайде)
Игра «Сортировка» Конкурс капитанов (слайд)
На слайде появляются картинки, а капитаны должны правильно составить словосочетание и определить собирательные числительные
1.4 щенков
2.6 гимнасток
3.4 медвежат
4.3 ножниц
5.2 торта
6. 5 учениц
7.2 брюк
8.4 стула
Наш корабль прибыл на остров, мы справились с заданиями. Готовы ли вы сойти на берег и убедиться, что помогли жителям острова? Но, дело в том, что на берег сойдут только те, кто имеет достаточное представление о числительных. Проверим?
10.Подведение итогов
Тест Да-нет
1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает предмет. ( нет)
2. Имена числительные делятся на количественные и порядковые.(да)
3. Составные числительные – это числительные, состоящие из двух и более слов.(да)
4. Мягкий знак пишется на конце всех числительных .(нет)
5. Собирательные числительные сочетаются со всеми существительными.(нет)
6.Собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.(да)
7.Оба или обе это означает пара. Оба используется только при мужском и среднем роде. А обе употребляется с женским родом. (да)(проверка на слайде)
11.Рефлексия деятельности.
Видео Чунга –чанга. Как вы видите- жители острова довольны.
А довольны ли вы своими результатами? Прошу капитанов команд и их помощников определить уровень обученности на данном уроке(общий вывод результативности класса. Шесть шляп мышления)
Спасибо. А сейчас- рефлексия деятельности. «Дерево успеха» лежит у каждого на парте.
Просьба определить вашу результативность.(красное- все удалось, желтое- иногда нужна была помощь учителя, зеленое- было скучно и неинтересно).Пока ребята работают- учитель подсчитывает монетки и объявляет результат.
7.Домашнее задание
§ 74, упражнение 425, 426 дополнительно; повторить §50.Составить связный текст с использованием собирательных числительных.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Прочитать, выделить главное.
КАК ПОЯВИЛИСЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Жила-была семья числительных. Все её члены много работали: всегда помогали при счете. Только собирательные числительные не могли найти себе занятия. А они так хотели попасть в предложение!Однажды числительное Три уехало в отпуск, и ученик не смог сосчитать медвежат на картинке. Тут ему на помощь поспешило собирательное числительное Трое. Мальчик сосчитал: "На картинке трое медвежат". Возвратилось числительное Три домой и говорит:- Спасибо тебе, Трое, что ты меня заменило. - А можно я буду работать в предложениях вместе с тобой? - спросило Трое. - Конечно. Ты и твои братья могут заменять числительные, стоящие рядом с существительными , которые употребляются только во множественном числе, - ответило Три.- И всё?! - расстроилось Трое.- Нет, ещё вы можете употребляться рядом с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных,- ободрило его Три.- Вот здорово! - воскликнуло Трое. - Мы так рады, что и нам нашлась работа! Будем рады помогать людям!
2.Просклонять: трое сильнейших спортсменов
3. Игра «Лови ошибку»
4. Работа с учебником. (упр.424).
5. Установить соответствие
6. Тест Да-нет
1.Прочитать.Рассказать изученную орфограмму.
Числительные оба–обе
Употребление числительных оба–обе в нормативной речи строго определено: в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими(у обеих стен, обеим сестрам, обеими руками), с существительными мужского и среднего рода –обоих, обоим, обоими(обоих студентов, у обоих окон). С существительными, не имеющими формы единственного числа, эти числительные вообще не употребляются (нарушение нормы: *обоими ножницами, *обоих суток. Следует говорить: двумя ножницами, двух суток).
2.Просклонять: трое сильнейших спортсменов
3. Игра «Лови ошибку»
4. Работа с учебником. (упр.424).
5. Установить соответствие
6. Тест Да-нет
1.Прочитать, изучить и обобщить.
Работа с учебником (обобщение)
- Собирательные числительные образуются от количественных от 2 до 10
- Собирательные числительные сочетаются
с существительными, обозначающими лиц мужского пола;
Надо говорить пять подруг, а не пятеро подруг!!!
ссуществительными, обозначающими детей или детёнышей животных;
с существительные, относящимися к общему роду: шестеро задир с существительными, употребляющимися только во множественном числе.
собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.
Оба или обе это означает пара. Оба используется только при мужском и среднем роде. А обе употребляется с женским родом.
2.Просклонять: трое сильнейших спортсменов
3. Игра «Лови ошибку»
4. Работа с учебником. (упр.424).
5. Установить соответствие
6. Тест Да-нет
1.Семеро …………………. третий не мешайся!
2.Один пашет, ………….. третий не суйся.
3.Двое дерутся — ………..семеро - руками машут.
4.В гору-то семеро тащат, …….. одного не ждут.
5.Лучше десятерых виновных простить, … а с горы и один столкнет.
6.Двое дерутся — ………… чем одного невиновного казнить.