Слова с эмоционально-оценочными суффиксами и их роль в тексте.
Урок словесности. 5 класс.
Составила Р.Л.Шукаева,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Пржевальской СОШ
Демидовского р-она
Смоленской области.
п.Пржевальское, 2010.
Мал, да удал.
Пословица.
Цели и задачи урока: 1) Способствовать систематизации и обобщению знаний учащихся об уменьшительно – ласкательных суффиксах.
2) Способствовать осознанию учащимися экспрессивных возможностей суффиксов и роли слов с такими суффиксами в тексте.
3) Способствовать дальнейшему развитию коммуникативных способностей учащихся, развитию их творческого потенциала.
4) Способствовать осознанию учащимися слова как неотъемлемой части русской национальной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Смыслиночки " суффиксов »
Слова с эмоционально-оценочными суффиксами и их роль в тексте.
Урок словесности. 5 класс.
Составила Р.Л.Шукаева,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Пржевальской СОШ
Демидовского р-она
Смоленской области.
п.Пржевальское, 2010.
Мал, да удал.
Пословица.
Цели и задачи урока: 1) Способствовать систематизации и обобщению знаний учащихся об уменьшительно – ласкательных суффиксах.
2) Способствовать осознанию учащимися экспрессивных возможностей суффиксов и роли слов с такими суффиксами в тексте.
3) Способствовать дальнейшему развитию коммуникативных способностей учащихся, развитию их творческого потенциала.
4) Способствовать осознанию учащимися слова как неотъемлемой части русской национальной культуры.
Оборудование: распечатки с художественными текстами, выставка книг.
Ход урока.
1.Вступление. Слово учителя.
П(реподаватель) : Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Оставим все неприятные эмоции, если они были на перемене, улыбнёмся друг другу и…за дело! Определим проблему урока, чем мы будем заниматься и зачем. Для этого понаблюдаем за предложениями, написанными на доске. (1. «Коленька, ты не видел мои очки?» - спросила бабушка. 2. Ну, Колюнище, ты зачем опять брал мой велосипед?) На какие слова вы сразу обратили внимание? Почему? Формулируем вопрос урока.
Уч.: Что помогают понять уменьшительные суффиксы? Важно ли знать их и узнавать в тексте? Можно сразу предположить, что уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают определить отношение говорящего к предмету. Это важно, потому что можно представить сам предмет и даже черты характера говорящего.
П. : Вы правы, ещё мы проанализируем, какой смысл могут придать эти суффиксы словам и как это отразится на тексте.
Суффикс – это неутомимый труженик, строитель. Он выполняет две работы: из одних слов делает другие, например: кот – котёнок и может придавать словам разные смысловые оттенки, например: кот – котёночек, котюля. Итак, исследуем «смыслиночки» уменьшительно-ласкательных суффиксов .
2.Работа над смысловыми оттенками суффиксов.
-Прочитайте фамилии героев книги Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» (указать на выставочном стенде), укажите суффиксы и определите ,о каких людях пойдёт речь, о больших или маленьких. Обоснуйте свой ответ:
-Прочитайте текст. Найдите слова с суффиксом –еньк-, определите, какая эточасть речи. Перескажите текст. (Работа в парах). Ответьте на вопрос: можно ли определить отношение автора к предмету описания?
Лосёнок был маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки - тоненькие-тоненькие, кажется, на таких и стоять-то нельзя: сейчас переломятся. (Г.Скребицкий).
-Найдите суффикс, который был придуман Денисом Кораблёвым, героем рассказов В.Драгунского. Определите его значение:
Он (Дениска) забрался на самую верхнюю площадку вышки для прыжков в воду и, боясь прыгнуть вниз, стал говорить себе обидные слова:» Рохля!..Вахля!..Махля!! Прыгай сейчас же! Ну!...Прыгай сейчас же! Тухля! Протухля! Вонюхля!»
И когда он обозвал себя вонюхлей, то не выдержал обиды, шагнул вперёд и…прыгнул.
Итак, мы видим, что Дениска придумал суффикс с уничижительным смыслом. Это своего рода суффикс-дразнилка. Зачем мальчик дразнил и обижал самого себя с помощью слов с придуманным суффиксом?
3.Работа с текстом. (Работа в группах, парах).
-Текст №1:
Денискины рассказы. В.Драгунский.
«И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…»
-Задания к тексту:
Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выпишите их в тетрадь, определите их значение; от каких основ образованы эти слова?
Расскажите друг другу, что испытывает мальчик, разглядывая свою старую игрушку? Охарактеризуйте мальчика. Как слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами помогают охарактеризовать героя?
-Текст № 2:
«Лебёдушка». С.Есенин.
Из-за леса, леса тёмного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли тёмных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебёдушка.
Позади ватагой стройною
Подвигались лебежатушки,
И дробилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные.
-Задание к тексту:
Какое настроение вызывают у вас эти строки? Найдите суффиксы в словах этих стихов, определите их значение; от каких основ образованы эти слова? Почему автор использует слово «лебёдушка», а не «лебедь»? Какую роль играют слова с уменьшительными суффиксами в тексте?
Текст №3:
«Господа Головлёвы». Н.Е.Салтыков-Щедрин.
«-А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском званье родились? А всё оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и сидели бы мы теперь в избушечке, да горела бы у нас не свечечка, а лучинушка, а уж насчёт чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы; я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать сбирали…»
-Задание к тексту:
Найдите суффиксы в словах, определите их значение. Какой смысл придают слова с этими суффиксами тексту? Как мы можем охарактеризовать говорящего?
4.Творческая мастерская. (Работа в парах).
-Прочитайте текст. Найдите слова с эмоционально-оценочными суффиксами, определите их значение. Охарактеризуйте медвежонка. Нарисуйте иллюстрацию к тексту. (Можно устно)
Страсть захотелось медвежонку малинки! Тайком от медведицы в малинник удрал .До чего же в малиннике хорошо: тишина, теплота, вареньем малиновым пахнет. Заспешил медвежонок, хрустнула под лапой валежина…(Чар.)
-Прочитайте текст. Найдите слова с эмоционально-оценочными суффиксами. Охарактеризуйте ветерок и колоски. Нарисуйте иллюстрацию к тексту. (По желанию. Можно устно)
1) Ветерок спросил, пролетая:
-Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
-Золотые руки растят. (Е.Серова)
-Прочитайте текст. Найдите слова с суффиксами. Определите их значение. Какой оттенок в описании наступления ночи играют слова с оценочными суффиксами? Поменяется ли смысловое значение текста, если вместо словосочетания «голосок птички» использовать «голос птицы»?
День кончался. Солнце уже садилось, далеко отражая косые лучи . Приближались сумерки.
Скоро уже стало трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать. Вот высоко над ёлкой сверкнула первая звезда. Время от времени раздавался одинокий голосок птички. Она будто была удивлена таинственным наступлением тишины. Ночь вступала в свои права.
(По М.Пришвину).
-Прочитайте текст. Найдите слова с уменьшительными суффиксами. Какие это части речи? Почему автор использовал слова с такими суффиксами? Помогают ли они определить , каково настроение автора, какова картина, которую описывает автор? Составьте план текста (запись в тетради) и перескажите текст по этому плану:
1.Мы увидели гнёздышко.
2.Птички жалобно пищали.
3.Птички к нам привыкли.
4.Птенцы подросли.
5.Гнёздышко напоминает о лете.
Гнёздышко.
Птичка вспорхнула из куста чёрной смородины и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули густые зелёные ветви и увидели круглое гнёздышко. В гнёздышке лежало четыре голубых яичка.
Пока мы смотрели, две птички кружились над нами и жалобно пищали. Они просили, чтобы мы не трогали их гнезда.
Разумеется, мы не тронули, даже не коснулись его.
Мы часто навещали знакомое гнёздышко, и птички к нам привыкли. В начале лета из голубых яичек вывелись желторотые голые птенчики, а возле гнёздышка валялись разбитые сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись.
Когда птенцы подросли, оперились и вылетели из гнезда, мы осторожно сняли его, положили в пустую коробку и осенью привезли в город. Теперь оно стоит на полке рядом с любимыми игрушками Саши. Мы глядим на него и вспоминаем домик в лесу, доверчивых птичек и нашу любимую лесную тропинку.
(ПО И.Соколову – Микитову).
5. Подведение итогов урока.
П. Какие смысловые значения суффиксов вы сегодня определили? Что нового узнали о работе суффиксов? Как могут влиять эмоционально-оценочные суффиксы на слова и вместе с ними на текст?
Или заполнение карточки самооценки: Я знал, что…Я узнал, что… Мне это пригодится… Я теперь могу…
6.Задавание на дом.
Задание на выбор:
В русском языке очень много слов с эмоционально-оценочными суффиксами. Особенно много слов с этими суффиксами в русских народных сказках, часто в их названиях. Составьте список названий русских сказок, имеющих слова с такими суффиксами.
Наши писатели, поэты, пользуясь средствами фольклора, в частности словами с уменьшительно – ласкательными суффиксами, создают свои произведения, по содержанию и по форме близкие образцам народно-поэтического творчества. Прочитайте поэму С.Есенина «Лебёдушка», найдите и выпишите слова с такими суффиксами. Определите их смысловое значение. Напишите, какое настроение вызвала у вас поэма?
Литература.
1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся/Под ред.Л.П.Крысина;Худож. О.С.Василькова. – М.: Просвещение, 1995.
2.Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся/ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. М., Просвещение, 1991/