Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | (Презентация. Слайд 1) Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. – Ребята, какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? – Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки и нашим гостям. | Настраиваются на работу Ответы детей. | Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу |
Актуализация знаний | – Работаем в группах. Составьте пословицу из слов, объясните ее смысл и запишите в тетрадь. (Слайд 2) 1. Жизнь дана на добрые дела. 2. Доброе дело два века живет. 3. Добра желаешь, добро и делай! Объясните смысл пословицы!? – Вот и сегодня на уроке мы будем желать и делать друг другу только добро. 2. На экране. Прочитайте текст. (Слайд 3) Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. – Выпишите из текста однокоренные слова и выделите корень. – А какие слова называются однокоренными? – Как пишется корень в однокоренных словах? – Проверим – А как вы понимаете слово «доброта»? – Давайте обратимся к словарю Ожегова. | Работают по карточкам. 1. Делать добро другим во благо. 2. Сделал доброе дело и про него долго помнить будут, как благодарность. 3. Если хочешь, чтобы к тебе относились по доброму, то и ты к людям относись так же. Доброта, добрый Однокоренные слова, это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. Корень в однокоренных словах пишется одинаково. 2 ребят работают за доской – В словаре С.И.Ожегова дано такое толкование: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». | Познавательные: делать выводы, обобщать |
Самоопределение к деятельности. | – Ребята, а что значит делать добро? – Подберите однокоренные имена прилагательные к существительному добро, указывающие на качество человека. И выделите корни. – Объясните лексическое значение данных слов: доброжелательный, добродушный, добропорядочный – Что вы заметили? – А сколько корней в слове? – А как называются такие слова? – Сформулируйте тему урока. (Слайд 4) – Попробуйте определить цели урока? (Слайд 5) | Это доставлять кому-то удовольствие, счастье, радость. Положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Сделать много добра людям. (по 2 словаря в каждой группе) Два 1. Ознакомление со сложными словами 2. Умение находить корень в сложных словах. | Регулятивные: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других. Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы. |
Физминутка. | (Слайд 6) Показываю движения. | Выполняют движения под песню «Что такое доброта» | |
Работа по теме урока Первичное закрепление. | 1. Стр.78 упр. 140 – Прочитайте задание к упражнению. 1 группа работает с первой группой слов. 2 группа – со второй группой слов. 3 группа – с третьей группой слов. – Проверяем. – Назовите лишнее слово в каждой группе. – Обоснуйте свой ответ. – Сделаем вывод: какие слова называются сложными? (Слайд 7) Оцените свою работу. 2. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.В сложных словах выделите корни и подчеркните соединительные буквы. Маша рассказывала, что Петя очень благ. родный человек. Велик. душный человек никогда (не) оставит в б. де св. его друга. Не каждый может сделать рыцарский поступок. – Объясните лексическое значение слов: благородный, великодушный. – А мальчики делали рыцарский поступок? Какой? – Оцените свою работу | Дети, рассуждая, отвечают. – Слова, которые состоят из двух корней и соединены соединительными буквами о или е. Дети оценивают. Работают по карточкам. (Высказывание детей) | Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные: Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. |
Рефлексия Самостоятельная работа. | (Слайд 8) – Давайте проверим, как вы усвоили новую тему. – Замените данные словосочетания одним словом, которое должно являться именем существительным. – Запишите слова, выделите корни. Образец: ходит по луне – луноход 1. Любитель книг – … 2. Выращивает овощи – … 3. Разводит цветы – … Объясните лексическое значение данных слов.Проверка. – Оцените работу на уроке. (Зеленый – понял всё и могу применить; желтый – понял всё, но ещё не могу применить; красный – ещё не совсем понял). | Дети зачитывают получившиеся слова: 1. Книголюб – любитель книг, чтения. 2. Овощевод – специалист по овощеводству. 3. Цветовод – человек, который занимается выращиванием цветов. | Коммуникативные: Умение работать в паре. Регулятивные: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: На основе анализа объектов делать выводы. |
Домашняя работа (на выбор) | (Слайд 9) 1) Стр.77 упр.138 2) Написать сочинение «Добрый человек – это ….», используя сложные слова. | Делают выбор, записывают в дневники. | |
Подведение итогов Самооценка | – Достигли целей, поставленных в начале урока? – Что бы вы могли рассказать об уроке по схеме: (Слайд 10) – Выставляю оценки за урок с комментированием. И хотелось бы урок закончить стихотворением: (Приложение 1) (Слайд 11) Спасибо, дети, за урок | – Я знаю, что такое сложные слова – Я умею находить корни в сложных словах – Я могу выделить корни в сложных словах. Дети оценивают себя. | Познавательные: Представлять информацию в виде схемы. Регулятивные: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе. |