kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложные предложения с разными видами связи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит с общими признаками строения сложных предложений с разными видами связи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложные предложения с разными видами связи»

Тема. Сложные предложения с разными видами связи: особенности использования их в речи.


Цель:

  • познакомить с общими признаками строения сложных предложений с разными видами связи;

  • закрепить умение анализировать сложные предложения, строить схемы;

  • формировать пунктуационные и орфографические навыки.


Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Словарная работа. Разноуровневое задание.


Уровень «3».

Запишите словосочетания. Обозначьте орфограмму в суффиксе глагола по данному образцу.

Сеял пшеницу (сеять), увид…л знакомого (увидеть), законч…л занятия (закончить), постро…ли здание (построить), высме…ли безграмотность (высмеять), высто…ли в борьбе (выстоять), брос…ли рюкзак (бросить), зате…ли ремонт (затеять), обмер…ли учатсок (обмерить), ответ…ли вежливо (ответить).


Уровень «4».

Запишите предложения. Вставьте в слова глагольные суффиксы. Обозначьте орфограмму.

1.Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обид…л раненого коня. 2.Сорока – самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей (не)повер…ли.4 3.Никто сороку (не)вид…л, только лисица замет..ла.


Уровень «5». (У доски).

Таяли сосульки, чуяли опасность, сеялись дожди, надеялся на удачу, веяли ветры, собаки лаяли, искренне каялся, видел цыгана, выкачал воду, обидел малыша, заклеил книгу, затеял возню, зависел от расписания.


  1. Сообщение темы, цели урока.


  1. Объяснение нового материала.

  1. Работа с предложениями.

Он с ужасом увидел, что даже голос не звучал из уст его: слова без звука шевелились на губах.

Девчонка воротилась, объявляя, что барышня почивала дурно, но ей теперь легче и она сейчас придёт в гостиную.


- Из скольких частей состоит предложение? (Из 3 -4) Как связаны простые предложения в составе сложного? Назовите связь

Спишите предложения (по вариантам), составьте схемы.


  1. Первичное закрепление. Упр. 220.

Порядок предложений: 4-3-5-1-2.



  1. Вывод. В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие – при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи – без союзов. Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что два, три или более тесно связанных между собой по смыслу предложений могут составлять одну сложную часть. Подобные синтаксические конструкции выражают сложные мысли. Они часто употребляются в научной речи; использование таких предложений в художественной литературе зависит от индивидуальности стиля писателя.


  1. Предупредительный диктант.

Когда миновали обгоревшую сосну и прошёл в пути какой-нибудь час, всё ночное происшествие стало казаться простым сновидением, и даже разговаривать о нём не хотелось. Уже несколько часов бродил я с ружьём по полям, и, вероятно, прежде вечера не вернулся на постоялый двор, где меня ожидала моя тройка, если бы чрезвычайно мелкий и холодный дождь, который с самого раннего утра неугомонно и безжалостно приставал ко мне, не заставил меня наконец искать поблизости временного убежища.


  1. Задание на дом: упр. 222, повт. дефисное написание местоимений (1 вариант), наречий (2 вариант); П.


  1. Подготовка к ГИА.

  1. Среди предложений 1—9 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1)Нашего учителя математики звали Харлампий Диогенович. (2)Главное его оружие — это делать человека смешным. (3)Ученик, отступающий от правил шко­лы, — не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. (4)Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог оказаться каждый. (5)Разумеется, я тоже не избежал общей участи.

(6)В тот день я не решил домашнюю задачу. (7)В общем, задача была какая-то запутанная, и у меня решение никак не сходилось с ответом.

(8) Начался урок, и Харлампий Диогенович стал оглядывать класс, выбирая жертву, — я затаил дыхание.

(9) В это мгновение неожиданно раскрылась дверь и появился доктор с медсестрой.


  1. Среди предложений 4—8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(4)Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с како­го-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (5)Выбирал разное — то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся: «...и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».

(6)У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, но учитель как раз на него и поглядывал: Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строч­ки, как ложку варенья. (7)Саня улыбался снисходительно: некоторые были те са­мые, что бабушка читала. (8)Другие ребята эту причуду учителю прощали: стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.


  1. Среди предложений 27-32 найдите сложное предложение с подчинительной и со­чинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(27)Жгуч и пронзителен взгляд из-под сивых и лохматых бровей! (28)И не при­веди Бог, если он отыскивал в ком-то скрытую червоточину! (29)Ходили к нему, как на исповедь, ходили за негласным советом: как жить? (30)Чего стоишь? (31)Что можешь оставить после себя?

(32)Когда Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрей и чище.


  1. Среди предложений 7-15 найдите сложное предложение с союзной подчинитель­ной и сочинительной связью между частями.

(7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (8)И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. (9)И так же будет страдать, ненавидеть и любить человек...

(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели ябло­ки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.


  1. . Среди предложений 26-31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.

(26) Я упивался начавшейся для меня новой счастливой жизнью, сулившей впе­реди столько прекрасного! (27)Я понял, что поэзия была вовсе не тем, что счита­лось поэзией, а чаще всего была именно тем, что никак не считалось поэзией. (28)Мне не надо было её разыскивать, откуда-то выковыривать. (29)Она была тут, рядом, вся на виду, она сразу попадала в руки — стоило лишь внутренне ощутить её поэзией. (30)И это внутреннее ощущение жизни как поэзии теперь безраздельно владело мною.

(31)Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии — в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внима­тельно в них всмотреться.


  1. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с сочинительной и подчи­нительной связью между частями.

(1)В воскресенье отец разбудил меня, когда было ещё совсем темно.

- (2)Вставай-ка живо! (3)Всю красоту проспишь, соня. (4)На тетеревиный ток опоздаем!

(5) Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока, и, ког­да я был готов, мы двинулись в путь.

(6) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. (7)Прямого пути не было, пришлось сделать крюк — обойти низину. (8)И тут я вспомнил, что ружьё-то мы забыли...

- (9)Не беда, — успокоил меня отец. — Не за тем идём...



  1. Подведение итогов.

Какая связь бывает в сложных предложениях, состоящих из трёх и более частей? (Сочинительная, подчинительная, бессоюзная). Какая связь при этом выступает в качестве основной? (сочинительная, бессоюзная).


  1. Выставление оценок.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сложные предложения с разными видами связи

Автор: Максимова Людмила Алексеевна

Дата: 29.08.2016

Номер свидетельства: 341285

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Компоненты и предикативные части в сложных предложениях с разными видами связи"
    ["seo_title"] => string(80) "komponientyipriedikativnyiechastivslozhnykhpriedlozhieniiakhsraznymividamisviazi"
    ["file_id"] => string(6) "309081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458736352"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "План - конспект урока на тему "Сложные предложения с разными видами связи" "
    ["seo_title"] => string(79) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnyie-priedlozhieniia-s-raznymi-vidami-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "151954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420791964"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока в 9 классе по теме "Сложное предложение с разными видами связи" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-v-9-klassie-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-s-raznymi-vidami-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "177144"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424590413"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока по русскому языку в 11 классе "Сложное предложение с разными видами связи" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-11-klassie-slozhnoie-priedlozhieniie-s-raznymi-vidami-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "188792"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426751593"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Сложное предложение с разными видами связи"
    ["seo_title"] => string(49) "slozhnoie-priedlozhieniie-s-raznymi-vidami-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "320505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461083534"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства