формировать пунктуационные и орфографические навыки.
Ход урока.
Орг. момент.
Словарная работа. Разноуровневое задание.
Уровень «3».
Запишите словосочетания. Обозначьте орфограмму в суффиксе глагола по данному образцу.
Сеял пшеницу (сеять), увид…л знакомого (увидеть), законч…л занятия (закончить), постро…ли здание (построить), высме…ли безграмотность (высмеять), высто…ли в борьбе (выстоять), брос…ли рюкзак (бросить), зате…ли ремонт (затеять), обмер…ли учатсок (обмерить), ответ…ли вежливо (ответить).
Уровень «4».
Запишите предложения. Вставьте в слова глагольные суффиксы. Обозначьте орфограмму.
1.Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обид…л раненого коня. 2.Сорока – самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей (не)повер…ли.4 3.Никто сороку (не)вид…л, только лисица замет..ла.
Уровень «5». (У доски).
Таяли сосульки, чуяли опасность, сеялись дожди, надеялся на удачу, веяли ветры, собаки лаяли, искренне каялся, видел цыгана, выкачал воду, обидел малыша, заклеил книгу, затеял возню, зависел от расписания.
Сообщение темы, цели урока.
Объяснение нового материала.
Работа с предложениями.
Он с ужасом увидел, что даже голос не звучал из уст его: слова без звука шевелились на губах.
Девчонка воротилась, объявляя, что барышня почивала дурно, но ей теперь легче и она сейчас придёт в гостиную.
- Из скольких частей состоит предложение? (Из 3 -4) Как связаны простые предложения в составе сложного? Назовите связь
Спишите предложения (по вариантам), составьте схемы.
Первичное закрепление. Упр. 220.
Порядок предложений: 4-3-5-1-2.
Вывод. В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие – при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи – без союзов. Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что два, три или более тесно связанных между собой по смыслу предложений могут составлять одну сложную часть. Подобные синтаксические конструкции выражают сложные мысли. Они часто употребляются в научной речи; использование таких предложений в художественной литературе зависит от индивидуальности стиля писателя.
Предупредительный диктант.
Когда миновали обгоревшую сосну и прошёл в пути какой-нибудь час, всё ночное происшествие стало казаться простым сновидением, и даже разговаривать о нём не хотелось. Уже несколько часов бродил я с ружьём по полям, и, вероятно, прежде вечера не вернулся на постоялый двор, где меня ожидала моя тройка, если бы чрезвычайно мелкий и холодный дождь, который с самого раннего утра неугомонно и безжалостно приставал ко мне, не заставил меня наконец искать поблизости временного убежища.
Задание на дом: упр. 222, повт. дефисное написание местоимений (1 вариант), наречий (2 вариант); П.
Подготовка к ГИА.
Среди предложений 1—9 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Нашего учителя математики звали Харлампий Диогенович. (2)Главное его оружие — это делать человека смешным. (3)Ученик, отступающий от правил школы, — не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. (4)Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог оказаться каждый. (5)Разумеется, я тоже не избежал общей участи.
(6)В тот день я не решил домашнюю задачу. (7)В общем, задача была какая-то запутанная, и у меня решение никак не сходилось с ответом.
(8) Начался урок, и Харлампий Диогенович стал оглядывать класс, выбирая жертву, — я затаил дыхание.
(9) В это мгновение неожиданно раскрылась дверь и появился доктор с медсестрой.
Среди предложений 4—8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(4)Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (5)Выбирал разное — то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся: «...и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».
(6)У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, но учитель как раз на него и поглядывал: Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (7)Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала. (8)Другие ребята эту причуду учителю прощали: стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.
Среди предложений 27-32 найдите сложное предложение с подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(27)Жгуч и пронзителен взгляд из-под сивых и лохматых бровей! (28)И не приведи Бог, если он отыскивал в ком-то скрытую червоточину! (29)Ходили к нему, как на исповедь, ходили за негласным советом: как жить? (30)Чего стоишь? (31)Что можешь оставить после себя?
(32)Когда Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрей и чище.
Среди предложений 7-15 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями.
(7)Пройдёт сто лет, люди придумают новые машины, побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист. (8)И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества. (9)И так же будет страдать, ненавидеть и любить человек...
(10)Плыли мы как-то вниз по Ветлуге на старой деревянной барже. (11)Рабочие леспромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. (12)А две поварихи и женщина из района сидели на корме и ели яблоки. (13)Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке. (14)Но вот баржа обогнула отмель и вышла на широкий простор. (15)Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.
. Среди предложений 26-31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.
(26) Я упивался начавшейся для меня новой счастливой жизнью, сулившей впереди столько прекрасного! (27)Я понял, что поэзия была вовсе не тем, что считалось поэзией, а чаще всего была именно тем, что никак не считалось поэзией. (28)Мне не надо было её разыскивать, откуда-то выковыривать. (29)Она была тут, рядом, вся на виду, она сразу попадала в руки — стоило лишь внутренне ощутить её поэзией. (30)И это внутреннее ощущение жизни как поэзии теперь безраздельно владело мною.
(31)Лишь теперь я вдруг узнал, понял всей душой: вечное присутствие поэзии — в самых простых вещах, мимо которых я проходил раньше, не подозревая, что они в любой миг могут превратиться в произведение искусства, стоит только внимательно в них всмотреться.
Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями.
(1)В воскресенье отец разбудил меня, когда было ещё совсем темно.
(5) Я с трудом очнулся от дрёмы, наскоро умылся, выпил кружку молока, и, когда я был готов, мы двинулись в путь.
(6) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. (7)Прямого пути не было, пришлось сделать крюк — обойти низину. (8)И тут я вспомнил, что ружьё-то мы забыли...
- (9)Не беда, — успокоил меня отец. — Не за тем идём...
Подведение итогов.
Какая связь бывает в сложных предложениях, состоящих из трёх и более частей? (Сочинительная, подчинительная, бессоюзная). Какая связь при этом выступает в качестве основной? (сочинительная, бессоюзная).