Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»
Урок русского языка в 9 классе по теме:
«СПП с несколькими придаточными».
Цели:
показать особенности СПП с несколькими придаточными, закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и однородных придаточных, проверить знания по теме «Лексика»;
формировать умения различать типы придаточных, расставлять знаки препинания, работать индивидуально и в парах, преобразовывать простые предложения в СПП, определять стиль текста и выделять основную мысль;
воспитывать бережное отношение к языку, желание совершенствовать свою речь.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Перед вами предложение ( на доске)
Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
1 Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).
2 Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).
3 Выпишите слово с орфограммой : «Приставка при- пишется, если имеет значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия, прибавление» (привести).
4 Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование (правильное соотношение, правильное звучание).
3. Преобразуйте это простое предложение в СПП.
а). (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./
б). Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания).
Фронтальный опрос:
Прежде чем перейти к теме нашего урока, давайте вспомним:
-Какое предложение мы называем простым.
--Какое предложение мы называем сложным.
- Что такое ССП?
- На какие группы делится ССП?
- На какие группы делятся СПП с несколькими придаточными?
- Как отличить каждую группу?
Работа по теме урока.
Запишите предложение, найдите грамматические основы и союзы, соединяющие части предложения, расставьте знаки препинания.
- Если выбудетеизучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибобезграничны сокровища русского языка.
(Если - =, = ), [ = - ],(ибо = - ). Такое подчинение называется параллельным.
- [Виктор попросился в забойщики], (потому что он слышал), (что это самая почетная профессия на шахте).
Ребята, вам скоро предстоит сдавать экзамены по русскому языку (ГИА). Одна из тем, включённых в материалы ГИА (В9)- это задание на умение находить в тексте СПП с несколькими придаточными, умение определять вид подчинения. Вот и мы с вами потренируемся в выполнении данного задания.
Поработаем с текстом. Перед вами текст З. Люстровой.
1. Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать все, чем живёт наша страна, наша планета.
2. Для того чтобы понимать всё, что происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. 3. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. 4. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! 5. От того, точно ли выражаем мы свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты.
Словарный запас слов русского языка очень богат и насыщен. Это достояние и сокровище нашего народа.
Прав был Владимир Луговской, когда он сказал : «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
- Определите стиль текста (публицистический).
- Определите тип текста (рассуждение).
-Какая проблема берётся в тексте?
-Основная мысль текста?
- Найдите номера СПП с несколькими придаточными (1,2,5).
Поработайте в парах.
Выберите 1 или 5 предложение и, не записывая их, составьте схемы, определите вид подчинения. Какая пара первой выполнит задание, заработает оценку 5. (1- последовательное, 2 – параллельное).
[ ,( ли = - ),(ли = ), = ],(= ли -) -------параллельное подчинение
- Определите типы придаточных в 5 предложении. Оно имеет в своём составе придаточные изъяснительные, почему подчинение не однородное? (Отвечают на разные вопросы).
Рефлексия. Итог
- Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?