kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ" СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточнымиможно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.

 

1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:

  • все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);
  • придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;
  • между собой придаточные предложения связаны с помощьюсочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ" СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ". »

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью .

Знание только тогда знание, когда оно

приобретено усилиями своей мысли, а не памятью .

  • Л.Н.Толстой
Лингвистическая разминка  Цифровой диктант . 1. Союзы что, если, где – подчинительные? 2.Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним? 3. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? 4.В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно. первая часть – придаточное предложение? 5.Простые предложения в составе ССП зависят друг от друга? 6.Союзы либо, тоже, однако – сочинительные? 7.Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточного предложения? 8.Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? 9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения? 10.Простые предложения в составе СПП равноправны между собой?

Лингвистическая разминка

Цифровой диктант

.

1. Союзы что, если, где – подчинительные?

2.Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним?

3. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

4.В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно. первая часть – придаточное предложение?

5.Простые предложения в составе ССП зависят друг от друга?

6.Союзы либо, тоже, однако – сочинительные?

7.Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточного предложения?

8.Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения?

10.Простые предложения в составе СПП равноправны между собой?

Виды подчинения Однородное Параллельное Последовательное Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут песни петь. Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы. Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном.  [× дп ], ( дп ), ( дп ).  ( дп ),  [ × × дп ], ( дп ).   [ дп ], ( дп ), ( дп ).

Виды подчинения

Однородное

Параллельное

Последовательное

Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут песни петь.

Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы.

Я услышу, как запоют птицы, что живут у меня за окном.

дп ], ( дп ), ( дп ).

( дп ), [ × × дп ], ( дп ).

[ дп ], ( дп ), ( дп ).

Запишите сложноподчиненные предложения, расставляя знаки препинания.  Составьте схемы предложений, определите вид подчинения придаточных. Подчеркните грамматические основы  Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься .   Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё что он может как прекрасна была бы земля наша!

Запишите сложноподчиненные предложения,

расставляя знаки препинания.

Составьте схемы предложений, определите вид подчинения придаточных. Подчеркните грамматические основы

Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты интересуешься .

Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё что он может как прекрасна была бы земля наша!

Проверьте !  Я знаю, что вечером к тебе придут те, кем ты интересуешься . [ дп], (что одп те ), ( кем дп)  Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша! ( Если дп), (что дп), [ дп].

Проверьте !

Я знаю, что вечером к тебе придут те, кем ты интересуешься .

[ дп], (что одп те ), ( кем дп)

Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

( Если дп), (что дп), [ дп].

Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.   А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )   Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )
  • Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.

А) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

Б) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

В) [ так ], ( что ), ( как ), ( как )

Однородное подчинение 1 . Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.   ІІ. Запишите предложения, добавляя союз и , соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений?   О б р а з е ц . Я понял, что задание сложное, что надо будет подобрать дополнительный материал. — Я понял, что задание сложное и что надо будет подобрать дополнительный материал.

Однородное подчинение

1 . Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.

 

ІІ. Запишите предложения, добавляя союз и , соединяющий однородные придаточные. Как при этом изменится пунктуация предложений?

 

О б р а з е ц . Я понял, что задание сложное, что надо будет подобрать дополнительный материал. — Я понял, что задание сложное и что надо будет подобрать дополнительный материал.

Последовательное подчинение І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относится к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.   ІІ. Запишите предложения, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Повторно запишите преобразованные предложения, вводя после придаточной части слово то . Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов?   О б р а з е ц . Я подумал, что будет не так уж плохо, если Мишка сейчас прочитает мои мысли. — Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо. Я подумал, что если Мишка сейчас прочитает мои мысли, то будет не так уж плохо (В. Медведев).

Последовательное подчинение

І. Докажите, что при последовательном подчинении первая придаточная часть (первой степени) относится к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т. д.

 

ІІ. Запишите предложения, ставя придаточную часть второй степени внутри придаточной части первой степени, располагая её после союза. Повторно запишите преобразованные предложения, вводя после придаточной части слово то . Как при этом изменится пунктуация при сочетании союзов?

 

О б р а з е ц . Я подумал, что будет не так уж плохо, если Мишка сейчас прочитает мои мысли. — Я подумал, что, если Мишка сейчас прочитает мои мысли, будет не так уж плохо. Я подумал, что если Мишка сейчас прочитает мои мысли, то будет не так уж плохо (В. Медведев).

Параллельное подчинение . Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

Параллельное подчинение

. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

  • Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов).
  • Когда он наконец вышел на улицу, последний туман , который держался до обеда , рассеялся .(В. Распутин)
Инструктаж по проведению исследовательской работы

Инструктаж по проведению исследовательской работы

  • определить тип и стиль речи;
  • найти СПП;
  • сделать вывод о том, как часто в текстах вашего стиля речи используются СПП с несколькими придаточными,каких видов предложений больше и почему.
Исследовательская работа   – Кто это? – спросил я.   – Коростель, его ещё дергачом зовут, – ответил Пётр Иванович…   – А какой же он с виду? – спросил я.   – Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные . На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Исследовательская работа

  – Кто это? – спросил я.  – Коростель, его ещё дергачом зовут, – ответил Пётр Иванович…  – А какой же он с виду? – спросил я.  – Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные . На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Исследовательская работа  Директору управления  информационных технологий  Иванову А. И.  программиста Петрова В.В.  докладная записка.  Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.  Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.  6 февраля 2013 г.                       Петров 

Исследовательская работа

  • Директору управления информационных технологий

Иванову А. И. программиста Петрова В.В.

докладная записка.

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами. Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.

6 февраля 2013 г.                       Петров 

Исследовательская работа  Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы:  физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований. (Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Исследовательская работа

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы:  физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

(Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Исследовательская работа  Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…  (Л. Н. Толстой)

Исследовательская работа

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой)

Нужны ли современному человеку стихи?  (1) Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.  Исследовательская работа

Нужны ли современному человеку стихи? (1) Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

Исследовательская работа

Определите вид связи придаточного с главным, укажите соответствия: а)последовательное подчинение  б) однородное подчинение  в) параллельное подчинение  1. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега. (А.Прокофьев)   2. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. (Ю.Друнина)

Определите вид связи придаточного с главным, укажите соответствия:

а)последовательное подчинение

б) однородное подчинение

в) параллельное подчинение

1. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега. (А.Прокофьев)

2. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. (Ю.Друнина)

3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А.Сурков) 4 . Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А.Чуркин) 5. Слышу, как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг. (С.Маршак) 6. Шквал встряхивал дощатый дом, как встряхивают за плечи человека, чтобы заставить его опомниться.  7. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что  человечий род свою судьбу устроит на планете.  (А.Сурков)

3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

(А.Сурков)

4 . Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А.Чуркин)

5. Слышу, как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг. (С.Маршак)

6. Шквал встряхивал дощатый дом, как встряхивают за плечи человека, чтобы заставить его опомниться.

7. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что

человечий род свою судьбу устроит на планете.

(А.Сурков)

Проверяем! 1- в 4 - а 2 – а 5 - б 7 - в 3 – а 6 - а

Проверяем!

1- в 4 - а

2 – а 5 - б 7 - в

3 – а 6 - а

« Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов.  Виды деятельности кол-во 1.Знание теоретического материала. 2.Умение конструировать СПП с несколькими придаточными. 3.Умение находить СПП в тексте и определять их вид. 4.умение решать нестандартные лингвистические задачи. 5.Умение работать со схемами СПП.

« Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов.

Виды деятельности

кол-во

1.Знание теоретического материала.

2.Умение конструировать СПП с несколькими придаточными.

3.Умение находить СПП в тексте и определять их вид.

4.умение решать нестандартные лингвистические задачи.

5.Умение работать со схемами СПП.

Рефлексия « Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». -Ах, как я устал от этой суеты… -Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. -Готовиться к экзамену не так-то просто.

Рефлексия

« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

-Ах, как я устал от этой суеты…

-Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.

-Готовиться к экзамену не так-то просто.

Спасибо за работу на уроке !

Спасибо за работу на уроке !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ" СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ".

Автор: ТАРАСЕВИЧ АННА БОРИСОВНА

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока русского языка на тему: "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия" "
    ["seo_title"] => string(104) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-usloviia"
    ["file_id"] => string(6) "107821"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403457741"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Презентация по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными  определительными » "
    ["seo_title"] => string(99) "priezientatsiia-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-opriedielitiel-nymi"
    ["file_id"] => string(6) "220690"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434777201"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. "
    ["seo_title"] => string(61) "slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428307047"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства