kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сложноподчиненное предложение" 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- закрепить, расширить и систематизировать знания о сложных,

  сложноподчиненных предложениях;

       - способствовать развитию мышления, памяти,речи, умение анализировать; 

       - воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

 

 

Лексическая тема:  Зимушка - зима

 

Тип урока:  изучение нового материала

 

Методы:  побуждение, беседа, групповая деятельность, парная творческая работа, синквейн

 

Оборудование:  учебник русского языка для 9 класса общеобразовательной

школы ( Алматы: Атамура, 2013, авторы Сулейменова Э.Д., Сабитова З.К.), картина

«Зима», карточки, музыкальная запись П.И.Чайковского «Времена года».  

 

                                                Ход урока:

 

I. Организационный момент. Психологический настрой.

       Учащиеся держатся за руки, передают друг другу тепло рук и добрые пожелания.

 

       Побуждение к уроку. Разминка. Орфоэпическая минутка.

       Ребята, у каждого человека есть свое любимое время года. Например, мне нравит-

  ся зима. Давайте вместе отгадаем загадки и расставим ударение в словах - отгадках.

                                    

    1. Скатерть бела, все поле одела. ( Снег )

 

    2. Прозрачен, как стекло,

        А не вставить в окно.    ( Лед )

 

    3. Без рук, без глаз,

         А рисовать умеет.  ( Мороз )

 

    4. Льется речка – мы лежим,

        Лед на речке – мы бежим.  ( Коньки )

 

    5. Снег на полянах, лед на реках,

        Вьюга гуляет, когда это бывает? ( Зимой )

 

        Какая загадка лишняя? Почему?

     1. Я, как песчинка, мала, а землю покрываю.

     2. Cкатерть бела, всю землю одела.

     3. Не зверь, а воет.

     4. На дворе - горой, а в избе - водой.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сложноподчиненное предложение" 9 класс »

Тема: Сложноподчиненное предложение

Цели урока:

- закрепить, расширить и систематизировать знания о сложных,

сложноподчиненных предложениях;

- способствовать развитию мышления, памяти,речи, умение анализировать;

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.



Лексическая тема: Зимушка - зима


Тип урока: изучение нового материала

Методы: побуждение, беседа, групповая деятельность, парная творческая работа, синквейн


Оборудование: учебник русского языка для 9 класса общеобразовательной

школы ( Алматы: Атамура, 2013, авторы Сулейменова Э.Д., Сабитова З.К.), картина

«Зима», карточки, музыкальная запись П.И.Чайковского «Времена года».


Ход урока:


I. Организационный момент. Психологический настрой.

Учащиеся держатся за руки, передают друг другу тепло рук и добрые пожелания.


Побуждение к уроку. Разминка. Орфоэпическая минутка.

Ребята, у каждого человека есть свое любимое время года. Например, мне нравит-

ся зима. Давайте вместе отгадаем загадки и расставим ударение в словах - отгадках.

1. Скатерть бела, все поле одела. ( Снег )


2. Прозрачен, как стекло,

А не вставить в окно. ( Лед )


3. Без рук, без глаз,

А рисовать умеет. ( Мороз )


4. Льется речка – мы лежим,

Лед на речке – мы бежим. ( Коньки )


5. Снег на полянах, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает? ( Зимой )


Какая загадка лишняя? Почему?

1. Я, как песчинка, мала, а землю покрываю.

2. Cкатерть бела, всю землю одела.

3. Не зверь, а воет.

4. На дворе - горой, а в избе - водой.


Какая пословица лишняя? Почему?

1. Мороз не велик, да стоять не велит.

2. Лето - со снопами, а осень - с пирогами.

3. Спасибо, мороз, что снегу нанес.

4. Береги нос в большой мороз.


II. Проверка домашнего задания

а) Составить сложносочиненные предложения о зиме.

С севера подул сильный ветер, и с неба посыпались снежинки.

То ли моросит дождь, то ли падает мелкий снег.

Утром ударил крепкий мороз, а мы продолжали играть на улице.

б) Синтаксический разбор одного сложносочиненного предложения.

Солнце выбралось из-туч, и снег медленно таял в его теплых лучах.

Предложение сложное, союзное, ССП с соединительным союзом и,

простые предложения соединены по смыслу ( последовательность

действий ) и союзом и.

в) Вопросы для повторения пройденного материала.

- Какие предложения называются сложными?

- На какие виды делятся сложные предложения?

- Какие предложения называются сложносочиненными?

- Какие отношения могут выражаться в сложносочиненном предложении?


III. Объяснение нового материала

Ребята, вы сейчас показали, как усвоили тему «Сложное предложение».

Сегодня мы продолжим эту тему и поговорим о сложноподчиненном предложении.

Сложноподчиненное предложение – это такое предложение, которое состоит из

двух и более неравноправных частей: одна часть которой называется главной и

подчиняет себе вторую, вторая часть – придаточной и подчиняется первой главной.

Например: [ Через окно я увидел ], ( как с ветки деревьев падали снежинки).

( Когда снег падает ), [ он забирает из воздуха пыль]. [ Я вспоминаю те дни],

(когда мы всей семьей любовались расцветающими узорами окна).

Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов,

друг от друга отделяются запятой.

СПП делятся на три группы:

1. СПП с придаточными изъяснительными.

2. СПП с придаточными определительными.

3. СПП с придаточными обстоятельственными.

По таблице покажу условные обозначения:

Сложноподчиненное предложение – СПП.

Главное предложение - [ ].

Придаточное предложение - ( ).


IV. Закрепление новой темы

а) Давайте вместе поработаем с карточками. Задание для первой группы: укажите

главные и придаточные предложения. Определите тип придаточных

предложений. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

[ Через окно я увидел ], ( как с ветки посыпался снег).

Предложение сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным.

[ Светлана не боялась холодов ], ( потому что любила зиму ).

Предложение сложное, союзное, СПП с придаточным обстоятельственным,

причины.


Задание для второй группы: допишите сложноподчиненные предложения,

расставляя знаки препинания. Определите тип придаточных предложений.

Когда выпал первый снег мы...

Тяжелые хлопья снега ложились на ветви деревьев которые...


б) Поэтическая минутка. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Учитель выразительно читает стихотворение В.Берестова о зиме.

Послушайте внимательно стихотворение.


Бураны, вьюги и метели - Так проворчал мороз угрюмый,

Как много с ними канители, И речку лед сковал без шума,

Как много шума, толкотни, Деревья скрыла седина,

Как надоели мне они! - И наступила тишина.

Задание:

- Есть ли синонимы в этом стихотворении?

- Какие слова и выражения использованы в переносном смысле?

- Найдите в тексте союзы.

в) Следующее задание выполним по учебнику. Напишите упражнение 208.

Перепишите. Произведите синтаксический разбор.Приведите схемы сложно-

подчиненных предложений.


г) Творческая работа в парах. Сейчас я раздам тексты, которые вы должны

внимательно прочитать и выполнить к ним задания.


Приближение зимы


Весь остаток школьного дня Светлана провела в каком-то подавленном

состоянии. На нее угнетающе подействовала ссора девочек. Никогда еще в

их дружном классе не было ничего подобного.

Несмотря на такие события, домой Светлана вернулась в хорошем настро-

ении. Во - первых, она получила пятерку по математике. Во - вторых,сегодня

должен прийти Игорь - старший брат. В - третьих, может быть, потому, что в

последние дни установилась сухая погода, подул северный ветер и как- то осо-

бенно ясно почувствовалось приближение зимы.

Как настоящая северянка, Светлана не боялась холодов и любила зиму.

Никогда и нигде она так не дурачилась, как на катке. Это был единственный

вид спорта, которым она увлекалась.

( По Г.Матвееву )

Снег

Начал идти нечастый, прозрачный снег. Он падал медленно, неохотно.

Отдельные снежинки останавливались в воздухе, будто раздумывая , как

незаметнее лечь на землю.

Пахомов подумал, что снег прикроет следы лопаты, и сад опять будет

стоять нетронутый, чуть печальный, как стоял всю зиму до этого вечера.

Неясный, но ласковый зимний день, похожий на сумерки, уже едва бе-

лел. Зима навалила россыпи мягкого серебра. Невдалеке за лесом струил-

ся к небу столб прозрачного дыма. Где - то по неезженным дорогам неспеш-

но брели лошади и важно бродили чем - то недовольные вороны.

Это были уголки, знакомые с детства.Их нельзя не любить за незамысло-

ватость и простодушие, за неясную грусть, какую они вызывают в сердце.

Здесь прошло детство с несбывшимися мечтами, непреодолимой жаждой

приключений и бряканьем бубенцов, неизменно зовущих в неведомую даль-

нюю дорогу.

( По К.Паустовскому )

Задание:

1. Сформулируйте идею прочитанных текстов, его темы.

2. Определите, к какому типу относятся данные тексты.

3. Скажите, к какой мысли подводят читателей авторы.



V. Обобщение пройденного материала

Вот и подошел урок к концу. Мы с вами достигли поставленной цели.

Повторим изученное:

а) Соединение двух простых предложений, одно из которых главное, а другое -

придаточное - это ...СПП

б) Как называются союзы в СПП? Подчинительные.

в) Назовите группы в СПП. СПП с придаточными изъяснительными, СПП

с придаточными определительными, СПП с придаточными обстоятельствен-

ми.

г) Как отделяются части СПП друг от друга? Запятой.



VI. Составление синквейна

А теперь, представьте себе на миг, что вы поэты. Вам надо сочинить пятистишие

( синквейн ) к слову зима.

Существительное зима

Прилагательное холодная, белоснежная

Глагол наступает, молодит, заметает

Предложение В зимний холод всякий молод

Синоним волшебница


VII. Рефлексия

У каждого из учащихся индивидуальная карточка с изображением физиономии:

с одной стороны - грустная, а с другой- веселая.

Понравился вам урок? С каким настроением вы подошли к концу урока?

Поднимите ту физиономию, которая соответствует вашему настроению.

VIII. Итоги урока.

IX. Домашнее задание: написать сочинение - эссе « Приход зимы».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Сложноподчиненное предложение" 9 класс

Автор: Ержанова Г?лназ Аманбайкызы

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными "
    ["seo_title"] => string(78) "slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-obstoiatiel-stviennymi-1"
    ["file_id"] => string(6) "155629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421307764"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. "
    ["seo_title"] => string(61) "slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197747"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428307047"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным причины". "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "197759"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428308956"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "План урока на тему "Сложноподчиненное предложение, его строение, средства связи", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(99) "plan-uroka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-iegho-stroieniie-sriedstva-sviazi-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245282"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446109082"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени и сравнения""
    ["seo_title"] => string(99) "urokpotiemieslozhnopodchiniennyiepriedlozhieniiaspridatochnymiobrazadieistviiastiepieniisravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "268829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450703684"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства