Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение 7 класс»
Тема урока: «Сложное предложение»
Класс: 9
Учитель: Гайнанова С.Р.
(Текстоцентрический подход к обучению русскому языку)
Цели урока: - продолжить формирование и закрепление у учащихся
навыков работы с текстом;
- повторить основные речеведческие понятия;
- отработать постановку знаков препинания в сложных
предложениях
- повторить знаки препинания в простом осложненном
предложении
- формирование нравственных понятий
Оборудование : тексты на каждого ученика с пропусками букв и
знаков препинания, высказывание Л.Н.Толстого
«Счастливтот, кто счастлив дома»
Л.Н.Толстой
Вступительное слова учителя.
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать словами Л.Н.Толстого (Знакомство с эпиграфом урока). И это не случайно, ведь семья, пожалуй, – это самое важное в жизни человека
- Как вы понимаете слова писателя?
(Человек не может быть счастливым, если в семье он не понят, не любим, если в семье нет мира и согласия. Как бы ни был он востребован на работе, каким бы успешным он не был, без семейного очага человек - сирота ).
- Как вы понимаете слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
(Семья – это близкие люди, связанные родственными узами. Когда произносишь это слово, перед глазами встают самые родные люди: папа, мама, бабушка. Семья – это улыбка мамы, доброе слово отца, ласковые руки бабушки… )
-Что еще, кроме родственных связей, объединяет людей в семье?
(Забота друг о друге, помощь друг другу, доверие, взаимоуважение, теплота и, конечно, бескорыстная любовь)
- Почему, на ваш взгляд, в последнее время так много говорят о роли семьи в жизни человека? (Все в человеке начинается с семьи. Именно в семье формируется личность)
-Как вы думаете, почему в последнее время часто распадаются семьи ,в чем причина?
(Называются различные причины: нежелание понять друг друга, неумение преодолеть трудности, пойти на компромисс, неумение по-настоящему любить и т.д)
Учитель подводит итог беседы
Справедливо говорят: « Семья – шедевр природы»
Создать хорошую семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно преодолеть конфликт удается далеко не всем; не хватает житейской мудрости. Именно этому, то есть житейской мудрости, учат нас пословицы и поговорки. Давайте вспомним некоторые из них:
«Не нужен клад, коли в семье лад»
«Согласную семью и горе не берет»
- Скажите, а может быть человек счастлив только в семье, не взирая на то, что творится вокруг?
(Человек – это часть общества. Существовать вне общества, вне его проблем и условностей он не может. И быть счастливым отдельно от своего народа невозможно.)
2. Работа с текстом.
- А теперь обратимся к тексту А.П.Чехова
(Поскольку текст с пропусками букв и знаков препинания, учитель читает его сам)
Семейная идиллия.
1) Из гимназии Никитин шел на частные уроки и когда, наконец, в шестом часу он возвращался домой, то чувствовал и радость, и тревогу, как будто не был дома целый год. 2) Он вбегал по лестнице, запыхавшись, находил Маню, обнимал ее, целовал и клялся, что любит ее, жить без нее не может, уверял, что страшно соскучился, и со страхом спрашивал ее, здорова ли она и отчего у нее такое невеселое лицо. 3) Потом вдвоем обедали.
4) Самыми счастливыми днями у него были воскресенья и праздники, когда он с утра до вечера оставался дома. 5)В эти дни он принимал участие в наивной, но необыкновенно приятной жизни, напоминавшей ему идиллию. 6)Он, не переставая, наблюдал, как его разумная и положительная Маня устраивала гнездо, и сам тоже, желая показать, что он не лишний в доме, делал что-нибудь бесполезное, например, выкатывал из сарая шарабан и оглядывал его со всех сторон.
7)Манюся завела от трех коров настоящее молочное хозяйство, и у нее в погребе было много кувшинов с молоком и горшочков со сметаной. (А.П.Чехов)
(Вопрос можно задать сразу после чтения заголовка)
-Как вы понимаете заглавие текста? Что такое идиллия?
(Идиллия – состояние внутренней и внешней тишины, гармонии,
умиротворенности. )
-О чем этот текст? Какова его тема?
(Изображение семейной жизни Никитиных)
-Какова идея текста?
(Идея созвучна с эпиграфом урока - Счастлив тот, кто счастлив дома)
-В каком предложении заключена основная мысль текста?
(Самыми счастливыми днями у него были воскресенья и праздники, когда он с утра до вечера оставался дома.)
- Укажите средство связи между 1 и 2 предложениями.
(Личное местоимение)
- Укажите средство связи между 1 и 2 абзацами.
(Личное местоимение )
-- Определите тип речи. Обоснуйте свой ответ.
(Это повествование. В тексте говорится о действиях, которые сменяются одно другим, все показано в движении)
-Каков стиль текста? Обоснуйте свой ответ.
(Это художественный стиль. Писатель рисует словами конкретные образы. Использует эпитеты: невеселое лицо, наивная. приятная жизнь )
-А как вы думаете, Никитин действительно любит свою жену?
Что помогает нам понять его нетерпение?
( использование глаголов движения – вбегал, находил, обнимал, целовал, клялся, уверял, спрашивал. В одном предложении восемь глаголов. Так человек ведет себя, когда он влюблен)
-Найдите в тексе синоним к слову дом. Почему автор его использует?
( Дом -Гнездо. В смысле «уютное гнездышко»)
3.Задание: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.(Проверка: один ученик объясняет вставленные буквы в 1 абзаце, второй – во втором)
- Назовите номера сложных предложений, составьте их схемы, дайте характеристику. Сделайте по вариантам синтаксический разбор.
(1, 2, 4, 6, 7)
-Назовите простое осложненное предложение. Чем оно осложнено?
- Какую роль играет обособленное обстоятельство в 6 предложении?
(Добавочное действие к основному - делал(как?) желая показать.)
-Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных? (конкретизация знаний)
- Можем ли мы определить по тексту, как относится А.П.Чехов к подобной идиллии?
(В тексте чувствуется некая ирония.: клялся, страшно соскучился, положительная Маня, наивная жизнь, Манюся устраивала гнездо. он делал что-нибудь бесполезное…; автор использует гиперболу:Жить без нее не может)
- Как вы думаете, какова роль иронии?
(- Все понимают, какова роль семьи в жизни человека. И Чехов показывает, насколько важно быть счастливым в семье. Однако вряд ли семейная жизнь может быть идиллией на протяжении долгого времени. Каждой семье суждено пережить и невзгоды, и горести, и трудности, и разочарования. Ведь не зря говорится: «Жизнь пройти – не поле перейти»)
-Чехов иронизирует над мещанством героев, показывает мелочность их интересов. Для полного счастья недостаточно всего этого, нужно нечто большее)
- А как вы думаете, что необходимо человеку для полного счастья, и может ли быть человек абсолютно счастлив?
Задание:Прочтите текст
4. Итог урока. Оценки.
Домашнее задание: Сочинение-рассуждение: «Счастлив тот, кто