Тема урока « Словосочетание и предложение »
Цели:
повторить и обобщить основные синтаксические понятия ( словосочетание, предложение, виды предложения по цели высказывания);
развивать умение анализировать строение словосочетания и предложения;
прививать интерес и внимательное отношение к слову.
Тип урока : совершенствование знаний и способов деятельности
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I Психологическая установка.
II. Актуализация.
Терминологический диктант.
Запишите название разделов лингвистики, в которых изучаются состав слова, звуки речи, значение слова, грамматические признаки слова, словосочетания и предложения, правила постановки знаков препинания, происхождение слова, правильное произношение слова.
Для справок: словообразование, фонетика, лексика, морфология, синтаксис, пунктуация, этимология, орфоэпия.
Составьте предложение с прямой речью и обращением, используя слова из диктанта.
Образец:
« Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с разделом науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения»,- сообщил учитель.
Произведите разбор словосочетаний:
Изучаются словосочетания, раздел науки.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
Беседа по вопросам
- Вспомните, что называется словосочетанием?
- Из каких частей состоит словосочетание?
- Как связываются слова в словосочетании?
- Как устанавливается смысловая связь в словосочетании?
- Какие типы словосочетаний вы знаете?
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
Упр.10
Чем отличается словосочетание от предложения? ( работа с таблицей упр.11)
2. Рабочая тетрадь, задание 12.
Найди, выпиши и разбери словосочетания разных типов.
Прилаг.+ сущ.
Сущ. + сущ.
Глаг. + сущ.
Глаг. + нареч.
Мест. + глаг.
1. Большую часть острова покрывали тёмные леса. 2. Капитаном был Сильвер, и у него была большая команда мятежников. 3. Второпях мы совсем забыли про девятифунтовую пушку. 4. Я понял, что нам предстоит нешуточная схватка, и осмотрел своё ружьё.
Запомните! Словосочетание состоит из двух и более знаменательных слов: главного и зависимого. Поэтому предлог со словом не образует словосочетания. Например: возле реки, на джайляу - не являются словосочетаниями. Не являются словосочетаниями слова, связанные сочинительным видом связи, то есть от одного слова к другому нельзя задать вопрос. Например: гром и молния, встал и пошёл – не являются словосочетаниями. Не являются словосочетанием подлежащее со сказуемым – это грамматическая основа предложения. |
Словарная работа
ТРИУМФ – блестящий успех, торжество.
НАЛИСАДНИК – небольшой огороженный садик, цветник перед домом.
Задание: составить 2 именных и 2 глагольных словосочетания с данными словами.
V. Работа с текстом упр. 20.
Ответить на вопросы упражнения, выписать слова с пропущенными буквами, графически объяснить их написание.
VI. Этап информации о домашнем задании
Параграф 2, упр. 16,18
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Этап рефлексии.