Приветственное слово. Чтение стихотворения С. Смирнова Есть просто храм, есть храм науки, А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки, Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. | Приветствуют учителя. Слушают стихотворение. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); целеполагание (Р) |
На экране вы видите фотографии с изображением озера. Показ слайдов. Какое это озеро? (Иртяш) * Что вы видите на фотографиях? Делим лист на 2 столбика Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро Иртяш, берег, горы, вода, деревья.) * Что вы можете сказать о том, какой Иртяш, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, белоствольные берёзы и т. д.) * Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Итак, определим тему и цели урока. Что наиболее точно передаёт значение слова: слово или словосочетание? Сформулируйте тему урока. «Словосочетание» Поставим цели урока: узнать состав словосочетания; как в нём связываются слова; научиться составлять словосочетания и находить их в предложении. Организует работу в парах.
Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…» Я знал (а) | Я узнал (а) | Хочу узнать |
| | | На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах: 1. Что такое словосочетание? 2. Как связаны слова в словосочетании? 3. Из каких частей состоит словосочетание? 4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? | Рассматривают фотографии. Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему и цели урока Объединяются в пары и обсуждают свои записи. Одна – две пары зачитывают информацию. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно. | Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, целеполагание (П) Самоопределение (Л) Выполнение пробного учебного действия (Р) |
Раздает учащимся тексты с правильной информацией. Знаки для маркировки текста: «V» - это я знал «+» - новое для меня «-« - думал иначе «?» - есть вопросы Информационный текст: 1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода. 2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица. 3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. 4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения. 5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными. | Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации. Словами или словосоч. Записывают информацию во 2 столбик таблицы. В 3 столбик записывают вопросы (если возникнут). | Анализ, сравнение, обобщение (П); Смысловое чтение (П); Определение основной и второстепенной информации (П); Моделирование (П); Постановка вопросов (К) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
1. Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чем вы прочитали.
2. Выполните упр. 130.
| Проговаривают теоретические сведения.
Выполняют упражнение (составляют словосочетания, отмечают главные и зависимые слова, объясняют орфограммы, определяют тип словосоч.) | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П), Умение структурировать знания (П) Выполнение действий по алгоритму (П) |