Просмотр содержимого документа
«Словосочетание как единица синтаксиса»
Урок 14. Словосочетание как единица синтаксиса
Цели: актуализировать знания о словосочетании; учить характеризовать словосочетание как единицу синтаксиса, выделять словосочетания в тексте, конструировать и составлять их схемы; развивать навыки устной и письменной речи.
Тип урока: усвоение новых знаний
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся со словосочетанием и его функцией, видами словосочетаний по главному слову (глагольные, именные, наречные); обучения разграничению свободных словосочетаний и фразеологических оборотов, разных видов словосочетаний по их значению, определению вида словосочетания по главному слову, составлению разных видов словосочетаний, использованию в речи синонимических по значению словосочетаний. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)
Метапредметные:
Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Ход урока
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Запишите предложение.
Скворёнушка — небольшая лесная речка.
— Выполните синтаксический разбор предложения (в том числе выделить словосочетания).
— Выполните фонетический разбор слова лесная, морфемный и словообразовательный разбор слова речка, морфологический разбор слова небольшая.
(Четыре человека работают у доски.)
III. Проверка домашнего задания
1. Рассказ о предложении как единице синтаксиса.
2. Упр. 53 — обсуждение вопроса.
Дополнительные вопросы
— Какой смысл имело данное предложение для вас?
— Почему одно и то же предложение может иметь разный смысл для разных людей?
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 33, 34).)
Комментарии
Словосочетание — это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание называет предметы, действия, признаки конкретнее, чем слово. Оно состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается по вопросу от главного слова к зависимому. Зависимое слово (слова) уточняет(ют) смысл главного. Например: хорошая погода, плохая погода, погода в апреле. Главное слово (погода) уточняется зависимыми, к которым от главного ставится вопрос. Главное слово может быть выражено любой самостоятельной частью речи. Грамматические средства связи слов в словосочетаниях: окончание, предлог. (Подбор примеров из фрагмента очерка К. Паустовского.)
Признаки словосочетания.
1) Словосочетание могут составить только самостоятельные части речи. Так, около дома не является словосочетанием, это существительное с предлогом, а предлог — служебная часть речи.
2) Одно из слов в словосочетании зависит от другого. Например, летит и кружится — два независимых слова, соединённых сочинительной связью, а не словосочетание.
3) Словосочетание имеет систему форм, образованную формами главного слова, а значит, и начальную форму. Ветер стих не является словосочетанием, это основа предложения, подлежащее и сказуемое.
2. Упр. 54 — обсуждение задания.
Вывод: возможность сочетания слов зависит от их лексического значения.
3. Упр. 55, 56 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
4. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 35, 36).
5. Упр. 58 — комментированное письмо.
V. Подведение итогов урока
— Что такое словосочетание?
— Как оно строится?
— Какой частью речи может быть выражено главное слово в словосочетании?
— Как связаны между собой словосочетания?
— Какие средства связи слов в словосочетании вы знаете?