kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словосочетание: главное и зависимое слово

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением здоровьесберегающих технологий 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание: главное и зависимое слово»


5 класс

Урок русского языка с использованием здоровье сберегающих технологий


Тема урока: Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Цель урока: продолжить работу над словосочетанием; различать глагольные, именные словосочетания; строить словосочетания по схемам.

Задачи:

  • Образовательная:  учить детей определять вид словосочетания, выделять главное и зависимое слово.

  • Развивающая: развивать мыслительную и творческую деятельность.

  • Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью в осенний период.

  • Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.


Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте! Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осени»  итальянского композитора Антонио Вивальди.

Прослушайте фрагмент песни и ответьте на вопрос:

  • Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?


Подготовка к работе.

- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Запишите в тетради сегодняшнее число (12 октября), классная работа.

  • Что вы можете сказать о месяце? (Октябрь – второй осенний месяц).

  • С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять сезонные овощи и фрукты, в которых содержится много витаминов).

II. Сообщение темы и целей урока.

Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему лесу, полюбоваться красотой родной природы, её богатством и щедростью, собрать целую витаминную корзину, а также продолжить работу над словосочетаниями.


III. Орфографическая разминка.                             

Начнем нашу прогулку с орфографической разминки, которая называется «Урожайная полянка». (по классу развешаны картинки осенних овощей и фруктов)

Я вам загадываю загадку, а вы записываете отгадку (подсказки вы можете найти, посмотрев вокруг) и выделяете орфограммы.

1.    И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом … (картошка)

2.    Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (капуста)

3.    Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (лук)

4.    Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (перец)

5.   Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (помидоры)

6.    Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки… (кабачок)

7.    Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (баклажан)

8.    Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.(морковь)

9.    Вертится Антошка на одной ножке,
Где солнце стоит, туда он и глядит. (подсолнух)

10.Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?  (свёкла)

Работа над словом.

- Ребята, обратите внимание на слово свёкла.

- Как мы произносим это слово?

- А как наши бабушки называют свёклу?

- А вы любите кушать свёклу?

Свёклу нужно употреблять в пищу. Она содержит много витаминов, углеводов, кальций. Потребление свёклы плодотворно влияет на наши кости и зубы, а кто плохо ест, у того и кариес образуется, и тот плохо растет.

Составьте словосочетания, используя те витамины, которые оказались в нашей корзине.

VI. Актуализация знаний. Работа над темой урока

Фронтальная беседа.

  • Что такое словосочетание? (Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.) По цепочке придумайте каждый по одному словосочетанию.

  • Что значит: связаны грамматически? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.)

  • Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)

  • Что не является словосочетанием? (Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.)

  • Назовите виды словосочетаний по главному слову. (Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.)

На партах лежат карточки со стихотворением А.С.Пушкина. Прочитайте его (выразительное чтение).

 1 вариант

Уж небо осенью дышало…

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

2 вариант

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Задание.

( Выписать по 4 словосочетания из стихотворений согласно схемам)

 Сущ., + сущ.,                      сущ., + прил.,                             гл., + сущ.,

VII. Физ.разминка.

А теперь тихонько встали..

Утром дети в лес пошли 
(шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли 
(размеренное приседание),
Наклонялись, собирали 
(наклоны вперёд),
По дороге растеряли 
(ритмичное разведение рук в стороны).

Молодцы. Садитесь

VIII. Закрепление темы урока

Самостоятельная работа. Задание: составьте схемы представленных словосочетаний.                         

Здоровое питание, образ жизни, делать гимнастику, осенние овощи, содержит витамины.

Придумайте предложения с данными словосочетаниями. Попробуйте составить связный текст.                           

(Дети самостоятельно выполняют работу. После написания – взаимопроверка (на доске правильный вариант), дети зачитывают свои тексты).

IX. Тестовая работа (если останется время)

Самостоятельная работа

1.Выписать из текста три различных словосочетания, обозначить в них главное слово.

Мячик прыгает цветной

Во дворе передо мной.

Этот мячик очень мил:

Стекол он еще не бил.

2. Найди словосочетания, соответствующие схеме: сущ. + прил. Выпишите их номера:

1) русые волосы, 2) большие глаза, 3) скрипнула калитка, 4) чистое небо, 5) странные минуты.

3. Найди словосочетания, соответствующие схеме: гл. + сущ. Выпишите их номера:

1) выбежать из дома, 2) легкий сон, 3) затих до весны, 4) странное ощущение, 5) смотреть молча.

4. Найди словосочетания, соответствующие схеме сущ. + сущ. Выпишите их номера

1) из кустов, 2) короткие дни, 3) вода из кувшина, 4) девочка с косичками, 5) пройти к реке.

5. Найди словосочетания, соответствующие схеме: гл. + наречие. Выпишите их номера:

1) привыкнуть к шуму, 2) выбежать из кухни, 3) смотреть долго, 4) интересный журнал, 5) тихо журчал.

6. Запишите предложение, подчеркните в нем главные члены.

В огромном заливе люди устроили заповедник для птиц.

Письменно разберите (выпишите, укажите главное слово, части речи, начертите схему) одно глагольное и одно именное словосочетания из этого предложения.

X. Итог урока, домашнее задание.

  • В каком разделе науки о языке изучается словосочетание? Приведите примеры словосочетаний. (Словосочетание изучается в таком разделе науки о языке, который называется – синтаксис. Например, добрый друг, зелёный лес.)

  • Что такое словосочетание?

  • Из каких частей состоит словосочетание?

  • Назовите вид словосочетаний по главному слову?

  • Что не является словосочетанием?

Домашнее задание. Конверты с разноуровневыми заданиями


       - Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительной дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

       Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.

 Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепите цветы.

       Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

       А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - желтый, чахлый лист.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Словосочетание: главное и зависимое слово

Автор: Звонарева Валерия Николаевна

Дата: 03.11.2019

Номер свидетельства: 525500

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Русский язык,4 класс.Знакомство со словосочетаниями. УМК "Гармония". "
    ["seo_title"] => string(69) "russkii-iazyk-4-klass-znakomstvo-so-slovosochietaniiami-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "172789"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423857296"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Технология – педагогическая мастерская. Русский язык,4 класс.Знакомство со словосочетаниями. "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhiia-piedaghoghichieskaia-mastierskaia-russkii-iazyk-4-klass-znakomstvo-so-slovosochietaniiami"
    ["file_id"] => string(6) "172708"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423847432"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Связь слов в словосочетании "
    ["seo_title"] => string(29) "sviaz-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "190865"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427221327"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Урок русского языка на тему:" Способы связи слов в словосочетании" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-sposoby-sviazi-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "217041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433226021"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Словосочетание и предложение. Главное и зависимое слово в словосочетании."
    ["seo_title"] => string(74) "slovosochietaniieipriedlozhieniieglavnoieizavisimoieslovovslovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "270354"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1451071244"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства