Просмотр содержимого документа
«Словосочетание: главное и зависимое слово»
5 класс
Урок русского языка с использованием здоровье сберегающих технологий
Тема урока: Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Цель урока: продолжить работу над словосочетанием; различать глагольные, именные словосочетания; строить словосочетания по схемам.
Задачи:
Образовательная: учить детей определять вид словосочетания, выделять главное и зависимое слово.
Развивающая: развивать мыслительную и творческую деятельность.
Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью в осенний период.
Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию; приобщать детей к ЗОЖ.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте! Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осени» итальянского композитора Антонио Вивальди.
Прослушайте фрагмент песни и ответьте на вопрос:
Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?
Подготовка к работе.
- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Запишите в тетради сегодняшнее число (12 октября), классная работа.
Что вы можете сказать о месяце? (Октябрь – второйосенний месяц).
С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять сезонные овощи и фрукты, в которых содержится много витаминов).
II. Сообщение темы и целей урока.
Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему лесу, полюбоваться красотой родной природы, её богатством и щедростью, собрать целую витаминную корзину, а также продолжить работу над словосочетаниями.
III. Орфографическая разминка.
Начнем нашу прогулку с орфографической разминки, которая называется «Урожайная полянка». (по классу развешаны картинки осенних овощей и фруктов)
Я вам загадываю загадку, а вы записываете отгадку (подсказки вы можете найти, посмотрев вокруг) и выделяете орфограммы.
1. И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … (картошка)
2. Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (капуста)
3. Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. (лук)
4. Он бывает, дети, разный – Желтый, травяной и красный. То он жгучий, то он сладкий, Надо знать его повадки. А на кухне – глава специй! Угадали? Это… (перец)
5. Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (помидоры)
6. Что это за рысачок Завалился на бочок? Сам упитанный, салатный. Верно, детки… (кабачок)
7. Хоть чернил он не видал, Фиолетовым вдруг стал, И лоснится от похвал Очень важный… (баклажан)
8. Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице.(морковь)
9. Вертится Антошка на одной ножке, Где солнце стоит, туда он и глядит. (подсолнух)
10.Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла, Крупна, кругла, сладка на вкус, Узнали вы, кто я? (свёкла)
Работа над словом.
- Ребята, обратите внимание на слово свёкла.
- Как мы произносим это слово?
- А как наши бабушки называют свёклу?
- А вы любите кушать свёклу?
Свёклу нужно употреблять в пищу. Она содержит много витаминов, углеводов, кальций. Потребление свёклы плодотворно влияет на наши кости и зубы, а кто плохо ест, у того и кариес образуется, и тот плохо растет.
Составьте словосочетания, используя те витамины, которые оказались в нашей корзине.
VI. Актуализация знаний. Работа над темой урока
Фронтальная беседа.
Что такое словосочетание? (Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.) По цепочке придумайте каждый по одному словосочетанию.
Что значит: связаны грамматически? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.)
Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)
Что не является словосочетанием? (Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.)
Назовите виды словосочетаний по главному слову. (Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.)
На партах лежат карточки со стихотворением А.С.Пушкина. Прочитайте его (выразительное чтение).
1 вариант
Уж небо осенью дышало…
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
2 вариант
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Задание.
( Выписать по 4 словосочетания из стихотворений согласно схемам)
Сущ., + сущ., сущ., + прил., гл., + сущ.,
VII. Физ.разминка.
А теперь тихонько встали..
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног) И в лесу грибы нашли (размеренное приседание), Наклонялись, собирали (наклоны вперёд), По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).
3. Найди словосочетания, соответствующие схеме: гл. + сущ. Выпишите их номера:
1) выбежать из дома, 2) легкий сон, 3) затих до весны, 4) странное ощущение, 5) смотреть молча.
4. Найди словосочетания, соответствующие схеме сущ. + сущ. Выпишите их номера
1) из кустов, 2) короткие дни, 3) вода из кувшина, 4) девочка с косичками, 5) пройти к реке.
5. Найди словосочетания, соответствующие схеме: гл. + наречие. Выпишите их номера:
1) привыкнуть к шуму, 2) выбежать из кухни, 3) смотреть долго, 4) интересный журнал, 5) тихо журчал.
6. Запишите предложение, подчеркните в нем главные члены.
В огромном заливе люди устроили заповедник для птиц.
Письменно разберите (выпишите, укажите главное слово, части речи, начертите схему) одно глагольное и одно именное словосочетания из этого предложения.
X. Итог урока, домашнее задание.
В каком разделе науки о языке изучается словосочетание? Приведите примеры словосочетаний. (Словосочетание изучается в таком разделе науки о языке, который называется – синтаксис. Например, добрый друг, зелёный лес.)
Что такое словосочетание?
Из каких частей состоит словосочетание?
Назовите вид словосочетаний по главному слову?
Что не является словосочетанием?
Домашнее задание. Конверты с разноуровневыми заданиями
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительной дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - желтый, чахлый лист.