kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Слово. Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок может быть полезен учителям русского языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Слово. Состав слова"»

Тема: "Состав слова"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: игра-путешествие.

Класс: 5 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Состав слова» в рамках изученного материала 5 класса коррекционной школы VIII  вида.

  • Способствовать развитию орфографической  зоркости через игровую деятельность на уроке.

  • Способствовать воспитанию самостоятельности  аккуратности при выполнении письменной работы.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Всем, всем, добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай учиться, 
Не мешай трудиться!

2. Целеполагание и мотивация

Тема урока спряталась (логограмма)

СкОоСрТеАнВь СуЛфОфВиАкс

– Мы сегодня подведем итоги работы по теме «Состав слова»,  повторим разбор слова по составу. Вспомним и закрепим правила правописания частей слова. Если мы не будем  лениться, а дружно трудиться, то достигнем цели нашего урока! Помогать сегодня в нашей работе будет «План путешествия по стране словообразования»Каждый раз, как мы пройдем запланированный пункт, подводим итоги,  я  оцениваю  вашу работу. 
( На доске схема)

– Для чего нам  всем нужно знать состав слова? (Чтобы не делать ошибок в разных частях слова, быть грамотным и образованным.)
– Какое имя мы дадим нашему уроку?

«Путешественники».
Девиз: Ты за ключиком иди и замочек отомкни!

– Как  вы понимаете девиз нашего урока? (Мы будем повторять изученный материал, использовать наши знания как ключи для раскрытия темы нашего урока «Состав слова»).

Работа в тетрадях (число, название урока)

3. Повторение и обобщение  материала 

– Начинаем наше путешествие с самой главной части слова. Какой? Что вы знаете о корне? (Дети рассказывают правило) 

Беседа, беседушка.

– Что одинакового в этих словах? (Общая часть родственных слов - корень)
– Придумайте однородные слова к словарному слову беседа.
– Как пишутся корни в однокоренных словах?

Беседа,  беседушка, беседка, беседую.

– Запишите, выделите корень в этих словах, придумайте предложение со словом беседа.

Вывод:  в группе однокоренных слов корень пишется одинаково.

– Найдите однокоренные слова: лев, тигр, лисица, лисенок, котенок, лис. 
– Почему вы считаете их однокоренными? Выделите корень  в однокоренных словах? Придумайте предложение со словом лисица.

Хитрая лисица подкралась к Серой Шейке.

– Исключи лишнее слово в ряду однокоренных слов. Какое слово лишнее, почему?

Проход, проеду, перееду, въеду, поездка.

Вывод: корень значимая часть слова, в нем заключено основное значение, он пишется одинаково у всех однокоренных слов. Оценивание работы учащихся.

– Какие правила правописания  в корне слова  вы знаете? (Правило о безударной гласной в корне слова)

Игра «Проверяй-ка » (устно говорят проверочные слова)

Лесник, беседа, верблюд, север, грибы, рябина, садовник.

Вывод: для проверки безударной гласной в корне слова, надо подобрать проверочное слово, чтобы гласная стояла под ударением. Если слово проверить нельзя, запомни, как оно пишется. 

– И еще одна орфограмма часто встречается в корне слова. (Правило о звонких и глухих согласных в корне слова).

Игра «Узнай меня»

На карточках  вписать звонкую или глухую согласную, выделить корень. (Проверка в парах )

  • 1 группа учащихся: Зу..ки – зу..ы, сторо..ка – сторо..у, тетра..ка – тетра..и,  гла..ки – гла..а.

  • 2 группа  учащихся: Зу.. – зубы, тетра..ь – тетради, гла.. – глаза

Вывод: парные звонкие и глухие согласные в корне пишутся одинаково, согласные в корне надо проверять, изменив слово, чтобы после согласной стояла гласная буква. Оценивание работы учащихся.

Физкультминутка

За высокими горами,            (поднимаются на носочки)
за  широкими морями,          (разводят руками)
За дремучими лесами           (повороты)
На пригорке теремок.           (поднимаются на носочки)
На дверях висит замок.        (наклон вперед)
Ты за ключиком иди             (шагают на месте)
И замочек  отомкни              (хлопают в ладоши)

– Мы продолжаем наше путешествие. Куда держим путь?  Приставка? Где она стоит, для чего нужна, как её выделяют?
– Приведите примеры слов с приставкой. Запишите их. (Например: приезд, отъезд, замазка и т.д.)
– Какая часть слова еще служит для образования новых слов?  Где стоит  суффикс?

Игра «Угадай слово по его схеме»

…ок, …ок, ….ышко.

– С помощью, каких частей слова образовываются новые слова?

Вывод: с помощью приставок и суффиксов образуются  новые слова. Приставка стоит перед корнем, а суффикс за корнем. Оценивание работы учащихся.

– Мы подходим к концу нашего путешествия, но метель замела  все дорожки, выполните задание, чтобы путешествие закончилось удачно. 

– Измени слова так, чтобы получился красивый рассказ..

Метель спрятала лесные (дорожка). Поскрипывает под (нога) снежок. Деревья застыли в зимнем (сон).   

– Что мы изменили? 
– Для него нужны окончания?

Вывод: окончания нужны  для связи слов в предложении.

– Из каких частей может состоять слово? Составь слова из разных частей? (логограмма)

Строй   а   за  к (у каждого учащегося разрезные карточки)

– Какие слова у вас получились?
– Из каких частей может состоять слово?
– У каждого из вас схема разбор слова по составу

  • Запиши слово

  • Выдели корень

  • Выдели окончание

  • Найди и обозначь приставку и суффикс

Игра «Кто быстрее»

Каждый  ученик  разбирает по одному слову.

  • 1 ряд: Загадка, лодка, посадка, грибок, снежок.

  • 2 ряд: Ветерок, тетрадка, зимушка, побег, постройка

Вывод: сегодня каждый смог проверить себя не подвести своих товарищей при разборе слов по составу. Оценивание работы учащихся.

4. Итог урока

– На какие  правила  учились писать  слова? 
– Для чего нужно знать эти правила? 
– Кому понравилось путешествие?

Выставление отметок.

5. Рефлексия

– Поднимите карточки со знаком «ключик» кому понравился урок.

6. Домашнее задание

Карточка по разбору слов по составу (подбирается каждому ученику индивидуально).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Слово. Состав слова"

Автор: Смирнова Ирина Александровна

Дата: 16.09.2020

Номер свидетельства: 557657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка по теме: "Составление  слова по схемам.Разбор слова по составу" "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-sostavlieniie-slova-po-skhiemam-razbor-slova-po-sostavu"
    ["file_id"] => string(6) "122628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414317490"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Обобщение знаний о составе слова "
    ["seo_title"] => string(38) "obobshchieniie-znanii-o-sostavie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "190150"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427111918"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация к уроку бобщение знаний о составе слова "
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-k-uroku-bobshchieniie-znanii-o-sostavie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "190154"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427112198"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока по теме: Состав слова. "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "234161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443361183"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства