kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку бобщение знаний о составе слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для вас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо

Вижу, класс наш - хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

- Урок русского языка.

    Чистописание:

Мм

Маленькое дело лучше большого безделья

- Объясните смысл пословицы. Найдите однокоренные слова.

2. Самоопределение к учебной деятельности.

Слакс, отлапь, ёсво, дотлса, зёбера, кьвромо.

 Повторение словарных слов.

- Догадайтесь, какие это слова и впишите их в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.(слайд 1)

- В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)

- Почему? (Нельзя проверить написание какой-либо буквы)

- Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)

- Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? (6 букв, 6 звуков, 2 слога, имеет несколько значений)

- Какие значения имеет слово “состав”? (Состав вещества, офицерский состав, состав поезда)(слайд 2)

- Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)

- Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (Состав слова)

- Сформулируйте тему урока: Состав слова.

3. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

1) Актуализация представлений о частях слова.(слайд 3)

- Какие вы знаете части слова? Как они обозначаются графически.

- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

- Что такое суффикс? (Часть основы, которая стоит после корня)

- Что такое приставка? (Часть основы, которая стоит перед корнем)

- Что называют корнем слова? (Главная часть основы)

- Что еще выделяем в слове? (Основа — часть слова, которая остается если отделить окончание)

- Образуйте новые слова при помощи приставок.

Ехать

в- с- под- про- по- вы- пере- при- у- на-

2) Фиксация недостаточности знаний:

- Запишите и попробуйте найти знакомые части слова в словахподберезовики, поделка.

(Графически дети записывают свои ответы)

- Назовите приставки в этих словах.

- Почему возникло затруднение? (Получились разные варианты.Кто- то не смог выполнить задание)

- Чем это задание отличается от предыдущего? (Нужно самому найти приставку в словах)

- Почему вы решили, что -под- в слове подберезовики и поделка - это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка)

- Почему вы решили, что -по- в слове подберезовики и поделка - это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка)

4. Работа по теме урока

- Почему не смогли выполнить задание? (Не знаю как правильно определить приставку. Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему …)

Каждая группа получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу.

Проверка задания (слайд 4)

Работа со строением слова

Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице и образуйте новые слова(работа в группах).

 

 

 

  •  
  •  
  •  
  •  

Новое слово

  •  
  •  
  •  
  •  

 

 

  •  
  •  
  •  
  •  

Новое слово

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Новое слово

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Новое слово

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Новое слово

  •  
  •  
  •  
  •  

 

 

  •  
  •  
  •  
  •  

Новое слово

  •  
  •  
  •  
  •  

Ключ к заданию: (слайд 5)

  •  
  •  
  •  
  •  

Новое слово

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Проверка задания

- Молодцы!

5.Физминутка

(слайд 6)

Наш гусак встаёт на зорьке,

Он к реке сбегает с горки,

Он гусиную зарядку

Любит делать по порядку:

Для начала — бег на месте,

Крылья врозь, а лапки вместе,

Упражнение для шеи,

Чтоб росла ещё длиннее,

Тренировка для хвоста,

А потом — бултых с моста!

Он плывёт на середину,

Чистит лапки, моет спину.

Крякнул селезень: «Кряк, кряк,

Физкультурник наш гусак!»

6. Закрепление пройденного материала

Игра «Найди лишние слова»(слайд 7)

-Какие из данных слов не однокоренные?

-Какие слова имеют форму одного слова, назови их

1 набор: роза, розовый, розочка, розами, розоветь, розы.

2 набор: петух, петушиный, петушиться, петухом, петушок.

3 набор: смешной, смешинка, смешить, смешать, смех.

4 набор: лес, лестница, лесничий, лесочек.

5 набор: водяной, водопровод, воды, водитель, подводник.

-Все ли слова однокоренные?

Игра «Назови профессию»(слайд 8)

Подбери однокоренные   слова, называя профессии человека

Грузовой – (грузЧИК), каменный – (каменЩИК), подводный – (подводНИК)

лесной – (лесНИК),морской – (морЯК), рыбный – (рыбАК),

футбольный – (футболИСТ),шахматный – (шахматИСТ).

.

Упражнение в выделение окончания. Роль окончания в предложении.(слайд 9)

-Ребята, я прочитаю вам рассказ о моей сестре. Но одно слово, которое повторяетсяв рассказе, я буду произносить не полностью. Вы должны его запомнить.

-Моя сестр… студентка. У сестр… много друзей. Вместе с сестр… они уехали работать в деревню. Друзья любят мою сестр….

Словесный конструктор (слайд 10)

Кто больше за 3 минуты составит и запишет родственных слов с корнем –ДРУГ-. (Работа в парах).

На доске хаотично написаны части слов:

 

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  1.  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

 

 

Проверка результатов

 Отработка алгоритма разбора слова по составу (слово «настольный»)

7. Рефлексия

Тест (слайд 11-18)

- Что повторили на уроке?

- Какие части слова вспомнили?

- Что полезного для себя узнали на уроке?

- Покажите значок-сигнал, соответствующий вашему настроению (радостное, грустное),

8. Итог урока.

Игра  «Закончи фразу»

1.Часть слова, которая изменяется, называется …(окончанием).

2.Окончание, не выраженное звуками, называется…(нулевое окончание).

3.Часть слова без окончания, это …(основа).

4.Часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов, называется …(суффиксом).

5.Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов, это …(приставка).

6. Общая  часть родственных слов называется…(корнем)

Основные цели:

1) сформировать умение разбирать слова по составу на основе алгоритма;

2) повторить понятия “приставка”, “корень”, “суффикс”, “окончание”, “основа” слова;

3) тренировать способность находить части слова.

Универсальные учебные действия, формирующиеся на данном уроке:

регулятивные (волевая саморегуляция, прогнозирование, целепологание как постановка учебной задачи, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, того, что усвоено и что еще подлежит усвоению);

личностные (действие смыслообразования);

познавательные (общеучебные: умение структурировать знания, знаково-символическое – моделирование, контроль и оценка процесса и результата деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; постановка и формулирования проблемы, построение логической цепи рассуждений), коммуникативные (управление поведением партнера, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку бобщение знаний о составе слова »

  АНАГРАММА К Л А С С                                                                     П А Л Ь Т О О В Ё С С О Л Д А Т Б Е Р Ё З А М О Р К О В Ь

 

АНАГРАММА

К Л А С С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П А Л Ь Т О

О В Ё С

С О Л Д А Т

Б Е Р Ё З А

М О Р К О В Ь

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

СОСТАВ СЛОВА корень окончание приставка суффикс основа

СОСТАВ СЛОВА

корень

окончание

приставка

суффикс

основа

АЛГОРИТМ РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ

АЛГОРИТМ

РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ

КЛЮЧ  К ЗАДАНИЮ Приставка ПО лёт Корень Суффикс ПО бег КРАС ки Окончание ПО шёл ХОД ить дос К а трав К а лап А СЛОВ о Новое слово ПОД сыпать покраска СКАЗ очка рек А лис ИЦ а ЗА думка берёз А реч К а походка МОРОЗ ный ПРО лежал рук И пословица холод ОК БЕЖ ать подсказки сад труб К а заморозок зим А пробежка

КЛЮЧ К ЗАДАНИЮ

Приставка

ПО лёт

Корень

Суффикс

ПО бег

КРАС ки

Окончание

ПО шёл

ХОД ить

дос К а

трав К а

лап А

СЛОВ о

Новое слово

ПОД сыпать

покраска

СКАЗ очка

рек А

лис ИЦ а

ЗА думка

берёз А

реч К а

походка

МОРОЗ ный

ПРО лежал

рук И

пословица

холод ОК

БЕЖ ать

подсказки

сад

труб К а

заморозок

зим А

пробежка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ИГРА « Найди лишние слова » роза, розовый, розочка, розоветь, розы петух, петушиный, петушиться, петухом, петушок смешной, смешинка, смешить, смешать, смех лес, лестница, лесничий, лесочек водяной, водопровод, воды, водитель, подводник

ИГРА

« Найди лишние слова »

роза, розовый, розочка, розоветь, розы

петух, петушиный, петушиться, петухом, петушок

смешной, смешинка, смешить, смешать, смех

лес, лестница, лесничий, лесочек

водяной, водопровод, воды, водитель, подводник

ИГРА « Назови профессию »  грузовой – …. каменный – …. подводный – …. лесной – …. морской – …. рыбный – …. футбольный – …. шахматный – ….

ИГРА

« Назови профессию »

грузовой – ….

каменный – ….

подводный – ….

лесной – ….

морской – ….

рыбный – ….

футбольный – ….

шахматный – ….

Моя сестр… - студентка. У сестр… много друзей. Вместе с сестр… они уехали работать в деревню. Друзья любят мою сестр… . А Ы ОЙ У

Моя сестр… - студентка.

У сестр… много друзей. Вместе с сестр… они уехали работать в деревню.

Друзья любят мою сестр… .

А

Ы

ОЙ

У

СЛОВЕСНЫЙ КОНСТРУКТОР

СЛОВЕСНЫЙ КОНСТРУКТОР

Как называется общая часть родственных слов? 1. СУФФИКС 3. КОРЕНЬ 2. ОСНОВА

Как называется общая часть родственных слов?

1. СУФФИКС

3. КОРЕНЬ

2. ОСНОВА

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется … 1. СУФФИКС 2. ПРИСТАВКА 3. ОКОНЧАНИЕ

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется …

1. СУФФИКС

2. ПРИСТАВКА

3. ОКОНЧАНИЕ

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется … 1. ОКОНЧАНИЕ 2. КОРЕНЬ 3. ОСНОВА

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется …

1. ОКОНЧАНИЕ

2. КОРЕНЬ

3. ОСНОВА

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется … 1. ПРИСТАВКА 2. СУФФИКС 3. ОКОНЧАНИЕ

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется …

1. ПРИСТАВКА

2. СУФФИКС

3. ОКОНЧАНИЕ

Укажи слова,  которые соответствуют схеме:  приставка, корень, суффикс, окончание 1.ЗАМОРОЗКИ 2КАРАНДАШИК 4.ПОДРУЖКА 3.РАССКАЗЫ

Укажи слова, которые соответствуют схеме: приставка, корень, суффикс, окончание

1.ЗАМОРОЗКИ

2КАРАНДАШИК

4.ПОДРУЖКА

3.РАССКАЗЫ

Укажи слова,  в которых есть суффикс: 2.ПЛОЩАДКА 1.ПОХОДЫ 3.КОРАБЛИК 4.ПЛОЩАДИ

Укажи слова, в которых есть суффикс:

2.ПЛОЩАДКА

1.ПОХОДЫ

3.КОРАБЛИК

4.ПЛОЩАДИ

Укажи слова, в которых  нет приставки 2.СЛЕПОЙ 1.СДЕЛАЛ 4.СТАНЦИЯ 3.СТАНЦЕВАЛ

Укажи слова, в которых нет приставки

2.СЛЕПОЙ

1.СДЕЛАЛ

4.СТАНЦИЯ

3.СТАНЦЕВАЛ

Укажи слова с приставкой  ПОД – 2.ПОДРУГА 1.ПОДОРОЖНИК 3.ПОДСКОЧИЛ 4.ПОДОКОННИК

Укажи слова с приставкой ПОД –

2.ПОДРУГА

1.ПОДОРОЖНИК

3.ПОДСКОЧИЛ

4.ПОДОКОННИК

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку бобщение знаний о составе слова

Автор: Вагабова Мадина Магомедовна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190154

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства