Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для вас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, спинки прямо
Вижу, класс наш - хоть куда,
Мы начнём урок тогда.
- Урок русского языка.
Чистописание:
Мм
Маленькое дело лучше большого безделья
- Объясните смысл пословицы. Найдите однокоренные слова.
2. Самоопределение к учебной деятельности.
Слакс, отлапь, ёсво, дотлса, зёбера, кьвромо.
Повторение словарных слов.
- Догадайтесь, какие это слова и впишите их в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.(слайд 1)
- В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)
- Почему? (Нельзя проверить написание какой-либо буквы)
- Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)
- Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? (6 букв, 6 звуков, 2 слога, имеет несколько значений)
- Какие значения имеет слово “состав”? (Состав вещества, офицерский состав, состав поезда)(слайд 2)
- Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)
- Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (Состав слова)
- Сформулируйте тему урока: Состав слова.
3. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
1) Актуализация представлений о частях слова.(слайд 3)
- Какие вы знаете части слова? Как они обозначаются графически.
- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)
- Что такое суффикс? (Часть основы, которая стоит после корня)
- Что такое приставка? (Часть основы, которая стоит перед корнем)
- Что называют корнем слова? (Главная часть основы)
- Что еще выделяем в слове? (Основа — часть слова, которая остается если отделить окончание)
- Образуйте новые слова при помощи приставок.
Ехать
в- с- под- про- по- вы- пере- при- у- на-
2) Фиксация недостаточности знаний:
- Запишите и попробуйте найти знакомые части слова в словах: подберезовики, поделка.
(Графически дети записывают свои ответы)
- Назовите приставки в этих словах.
- Почему возникло затруднение? (Получились разные варианты.Кто- то не смог выполнить задание)
- Чем это задание отличается от предыдущего? (Нужно самому найти приставку в словах)
- Почему вы решили, что -под- в слове подберезовики и поделка - это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка)
- Почему вы решили, что -по- в слове подберезовики и поделка - это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка)
4. Работа по теме урока
- Почему не смогли выполнить задание? (Не знаю как правильно определить приставку. Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему …)
Каждая группа получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу.
Проверка задания (слайд 4)
Работа со строением слова
Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице и образуйте новые слова(работа в группах).
Новое слово
Новое слово
Новое слово
Новое слово
Новое слово
Новое слово
Ключ к заданию: (слайд 5)
Новое слово
Проверка задания
- Молодцы!
5.Физминутка
(слайд 6)
Наш гусак встаёт на зорьке,
Он к реке сбегает с горки,
Он гусиную зарядку
Любит делать по порядку:
Для начала — бег на месте,
Крылья врозь, а лапки вместе,
Упражнение для шеи,
Чтоб росла ещё длиннее,
Тренировка для хвоста,
А потом — бултых с моста!
Он плывёт на середину,
Чистит лапки, моет спину.
Крякнул селезень: «Кряк, кряк,
Физкультурник наш гусак!»
6. Закрепление пройденного материала
Игра «Найди лишние слова»(слайд 7)
-Какие из данных слов не однокоренные?
-Какие слова имеют форму одного слова, назови их
1 набор: роза, розовый, розочка, розами, розоветь, розы.
2 набор: петух, петушиный, петушиться, петухом, петушок.
3 набор: смешной, смешинка, смешить, смешать, смех.
4 набор: лес, лестница, лесничий, лесочек.
5 набор: водяной, водопровод, воды, водитель, подводник.
-Все ли слова однокоренные?
Игра «Назови профессию»(слайд 8)
Подбери однокоренные слова, называя профессии человека
Грузовой – (грузЧИК), каменный – (каменЩИК), подводный – (подводНИК)
лесной – (лесНИК),морской – (морЯК), рыбный – (рыбАК),
футбольный – (футболИСТ),шахматный – (шахматИСТ).
.
Упражнение в выделение окончания. Роль окончания в предложении.(слайд 9)
-Ребята, я прочитаю вам рассказ о моей сестре. Но одно слово, которое повторяетсяв рассказе, я буду произносить не полностью. Вы должны его запомнить.
-Моя сестр… студентка. У сестр… много друзей. Вместе с сестр… они уехали работать в деревню. Друзья любят мою сестр….
Словесный конструктор (слайд 10)
Кто больше за 3 минуты составит и запишет родственных слов с корнем –ДРУГ-. (Работа в парах).
На доске хаотично написаны части слов:
Проверка результатов
Отработка алгоритма разбора слова по составу (слово «настольный»)
7. Рефлексия
Тест (слайд 11-18)
- Что повторили на уроке?
- Какие части слова вспомнили?
- Что полезного для себя узнали на уроке?
- Покажите значок-сигнал, соответствующий вашему настроению (радостное, грустное),
8. Итог урока.
Игра «Закончи фразу»
1.Часть слова, которая изменяется, называется …(окончанием).
2.Окончание, не выраженное звуками, называется…(нулевое окончание).
3.Часть слова без окончания, это …(основа).
4.Часть слова, стоящая за корнем и служащая для образования новых слов, называется …(суффиксом).
5.Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов, это …(приставка).
6. Общая часть родственных слов называется…(корнем)
Основные цели:
1) сформировать умение разбирать слова по составу на основе алгоритма;
2) повторить понятия “приставка”, “корень”, “суффикс”, “окончание”, “основа” слова;
3) тренировать способность находить части слова.
Универсальные учебные действия, формирующиеся на данном уроке:
регулятивные (волевая саморегуляция, прогнозирование, целепологание как постановка учебной задачи, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения, того, что усвоено и что еще подлежит усвоению);
личностные (действие смыслообразования);
познавательные (общеучебные: умение структурировать знания, знаково-символическое – моделирование, контроль и оценка процесса и результата деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; постановка и формулирования проблемы, построение логической цепи рассуждений), коммуникативные (управление поведением партнера, умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).