kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обратимся к изучению одного из самых интересных  разделов в курсе русского языка – «Лексика», потому что речь пойдет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Мы будем говорить о красоте и богатстве русского языка, который способен передать мельчайшие оттенки наших мыслей и чувств, все многообразие меняющегося на глазах мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»











Разработка открытого урока по русскому языку

Тема: Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова









Разработчик: Карабанская Е.Г.

















2015



Тема. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова

Цель урока: повторить и обобщить сведения о лексике как разделе русского языка

Задачи:

Образовательные: повторить материал по разделу “Лексика”: лексика, лексикон, лексическое значение, грамматическое значение; формировать умение устанавливать смысловые отношения между словом и лексическим значением; способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по лексике; закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Развивающие: повышать творческую активность студентов, развивать интерес к изучению языка; совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка студентов; совершенствовать коммуникативные навыки;

Воспитательные: воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову; воспитывать активный динамический стереотип поведения.

Тип урока: комбинированный

Место данного урока: вводный урок в разделе «Лексика»

Метод: комбинированный, поисковый.

Выставка словарей:

  • Школьный орфографический словарь русского языка

  • Краткий фразеологический словарь русского языка.

  • Школьный словарь антонимов русского языка

  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

  • Орфоэпический словарь русского языка. М., 2010.

  • Учебный словарь синонимов русского языка. М., 2011.

Ход урока.

    1. Вступительное слово преподавателя. Сегодня мы с вами обратимся к изучению одного из самых интересных разделов в курсе русского языка – «Лексика», потому что речь пойдет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. (запись числа и темы урока).

    2. Актуализация знаний. Мы будем говорить о красоте и богатстве русского языка, который способен передать мельчайшие оттенки наших мыслей и чувств, все многообразие меняющегося на глазах мира. Однако начну разговор с горького, но правдивого стихотворения Вадима Сергеевича Шефнера «Устная речь».

Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.


- Согласны ли вы с мнением автора?

- Для чего нужны слова?
- В чем причина того, что гаснет... разговорная краса?
- Нужно ли возрождать речи русской чудеса?
- Какой из разделов лингвистики изучает  слова? Слово – это сочетание звуков, выражающее определенное понятие и выполняющее несколько функций.

Соотнесите функции слова с определением (таблица высвечивается на доске, студентам необходимо правильно соотнести функцию слова с определением)

Функции слова в языке

Определение

1)Коммуникативная

А) Слово служит наименованием предмета, действия, признака, состояния, числа

2)Номинативная

Б) Слово может служить средством художественной выразительности

3) Служебная

В) Слово служит средством общения, сообщения, воздействия

4) Эстетическая

Г) осуществление связи слов в словосочетаниях и предложениях



    1. Запись ключевых понятий в тетрадь:

Мы переходим к основной части урока:

Что такое слово? (Студенты сами формулируют ответ, исходя из полученных знаний в ходе работы с таблицей).

Как называется раздел языкознания, который изучает слово?

Этот раздел называется лексикология.

Что включает в себя понятие "лексическое значение слова"?

Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке. Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством. Помимо лексического, слово обладает и грамматическим значением. Грамматическое значение слова — это его характеристика с точки зрения принадлежности к определённой части речи, а также значение грамматической формы. Лексическое значение слова заключено в основе слова, грамматическое — в аффиксах. Например, лексическое значение слова «дом» — «жилое здание» , а грамматическим значением будет то, что оно является именем существительным, нарицательным, неодушевлённым, мужского рода, II склонения, что оно способно определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.

Как удивительно точно сказал М.Горький о слове: (обращение к эпиграфу) «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон…”

Что такое лексикон? Сколько нужно слов человеку, чтобы его понимали другие люди, чтобы было интересно с ним общаться? 

Сообщение студента. Словарный запас выпускника средней школы составляет примерно 4 – 5 тысяч слов, современного образованного человека 10 – 30 тысяч слов. Пушкин в своих произведениях и письмах использовал более 21 тысячи слов. В словаре Ожегова 73 тысячи слов, а в “Словаре современного русского языка” (он состоит из 17 томов) – более 120 тысяч. “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля содержит более 200 тысяч слов. Но и это не все слова, ведь словарь не может включать все слова языка.

4.Демонстрация словарей. “Словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошо подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него”. (Анатоль Франц).

Какие бывают словари? (выставка словарей).

Перед Вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.

Существуют языковые (лингвистические, орфографические, толковые, фразеологические, антонимов, синонимов, иностранные словари).

Есть словарь С.И.Ожегова. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырёхтомном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова - более 85 тысяч слов.

В истории отечественной науки о русском языке В.И.Даль прославился как собиратель слов и устойчивых сочетаний, составивший 4-х томный “Толковый словарь живого великорусского языка”, который впервые был напечатан в 1863 – 66 годах. В его “Толковом словаре живого великорусского языка” представлено более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!

Самый большой “Словарь русского языка” (17 томный) содержит 120480 слов. Но все сосчитать нельзя, т.к. одни слова исчезают, другие появляются.

Значит, в нашем языке вполне достаточно слов, чтобы выразить и обозначить любое понятие или явление. Чем больше мы знаем слов, тем более точно можем выразить мысль, тем выразительнее наша речь.



5. Словарная работа. На доске написаны слова. Нужно их правильно прочитать, переписать и проставить ударения.

  • Деликатный

  • Имманентный

  • Лояльный

Как узнать лексическое значение слова? (обратиться к толковому словарю)

6.Знакомство со словарной статьей, ее основными частями:

- В словаре все слова расположены в алфавитном порядке.

- Посмотрите, как устроена словарная статья.

(Студенты пытаются дать толкование словам. Учитель, помогая правильно сформулировать мысли, даёт толкование данных слов. Студенты записывают в тетради)

Деликатный 1) Вежливый, мягкий в обращении; 2) затруднительный, требующий чуткого, тактичного отношения (деликатный человек)

Имманентный - присущий природе самого предмета, внутренний (имманентная причина)

Лояльный - держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального, как бы безразличного отношения к кому-нибудь, чему-нибудь (соблюдать лояльность)

в) Придумайте и запишите с новыми словами словосочетания с разными способами подчинения. (Студенты читают свои словосочетания: имманентные законы (согл.), очень деликатный (прим.), лояльный ко всему (управ.)



6.Закрепление.

Задание 1 .Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к каждому из прилагательных.

Военный, воинский (человек, честь, долг, промышленность, парад, завод, производство, звание).

Сытый , сытный ( человек, дети, обед, кот,   блюдо). 

Эффективный, эффектный ( метод, картина, способ, решение , женщина).
Задание 2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях.

  2. Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору.

  3. В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений.

  4. Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.

Здесь правильно употреблено прилагательное красочный (отличающийся яркими красками), а не красивый (доставляющий наслаждение взору) и наречие дипломатично (тонко, уклончиво). Но прилагательное дипломатичный употреблено неверно – вместо дипломатический (дипломатические отношения – официальные отношения между государствами).

Задание 3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. В пушкинские времена щёголи НАДЕВАЛИ несколько жилетов одновременно, причём нижний должен был выглядывать из-под верхнего.

  2. Книга ПРЕДОСТАВЛЯЕТ историю космонавтики как остросюжетную повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами.

  3. По мнению Толстого, исторический роман должен ОХВАТЫВАТЬ общий ход событий, проникая в глубины их внутреннего смысла.

  4. На известном портрете М. Н. Ермоловой особенно привлекает взгляд ГОРДЕЛИВО посаженная голова актрисы, благородные черты её одухотворённого лица.



Здесь правильно употреблен глагол надевать (от него ставятся вопросы что? и на кого?), а не одевать (кого? во что?). Но глагол предоставлять (отдавать в распоряжение; давать право или возможность что-нибудь сделать) употреблен неверно - вместо глагола представлять (предъявлять, сообщать).

  1. Работа с текстом. (Студентам раздаются отрывки из произведения классика. Необходимо выписать выделенные слова, с помощью словаря определить лексическое и грамматическое значения слов).



На Варварке стоит низенькая изба в шесть окон, с коньками и петухами, – кружало – царев кабак. Над воротами – бараний череп. Ворота широко раскрыты, – входи кто хочет.
В избе за прилавком – суровый целовальник с черными бровями. На полке – штофы, оловянные кубки. В углу – лампады перед черными ликами. За перегородкой – вторая, чистая палата для купечества.

(А.Н. Толстой)

8. Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы обобщили знания по лексике, вспомнили, чем отличается лексическое значение от грамматического.. Но, самое главное, мы выяснили, для чего необходимо слово человеку. И, заканчивая этот урок, хочется прочесть Вам стихотворение:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

        Оно, то жаворонком в выси,

        То медью траурной поет,

        Покуда слово сам не взвесил,

         Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И ядом радость отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить.

Оно ограбит иль одарит,

          Пусть ненароком, пусть любя,

          Подумай, как бы не ударить

          Того, кто слушает тебя.     (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина).



  1. Домашнее задание. Подготовка сообщений «Кубанские диалекты».


























































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова

Автор: Карабанская Елена Геннадьевна

Дата: 19.03.2016

Номер свидетельства: 307630

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока на тему "Лексическое и грамматическое значение слова""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_na_tiemu_lieksichieskoie_i_ghrammatichieskoie_znachieniie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "443066"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512761769"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "СЛОВАРНАЯ  РАБОТА НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА "
    ["seo_title"] => string(44) "slovarnaia-rabota-na-urokakh-russkogo-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "181497"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425364867"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для полготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-polghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454513490"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для подготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-podghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454513754"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Типы переводов в английском языке"
    ["seo_title"] => string(34) "tipy_perevodov_v_angliiskom_iazyke"
    ["file_id"] => string(6) "546466"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1586784537"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства