Повторить, углубить, обощить знания о слове, как о центральной единице языка, о многозначном слове, повториь и углубить сведения о тропах,отработать навыки распознавания тропов в текстах,закрепить навыки анализа художественного текста c точки зрения использования в нем изобразительно-выразительных средств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Слово и его значение" »
Слово и его значение. Изобразительно-выразительные средства русского языка
Цели: повторить, углубить и обобщить знания о слове как центральной единице языка, о многозначном слове; повторить и углубить сведения о тропах; отработать навыки распознавания тропов в текстах; закрепить навыки анализа художественного текста с точки зрения использованных в нем изобразительно-выразительных средств.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Опрос учащихся.
II. Работа по теме урока
1. Слово учителя.
Сегодня мы начинаем обобщать знания по лексике, фразеологии и лексикографии. Откройте учебник на с. 9. Вы видите здесь термины. Давайте вспомним, что они означают.
2. Работа с учебником.
(Учащиеся читают определения, обращая внимание на происхождение терминов. В заключение предварительной беседы делается вывод, что объектом изучения лексикологии является слово.)
Давайте теперь поразмышляем над тем, что же такое слово.
(Работа с текстом упражнения 3 (устно). Учащиеся должны прийти к мысли о том, что предложенное И. Токмаковой слово «плим» на самом деле словом не является, поскольку не обладает значением.)
Грамматическое значение– отнесенность к определённой части речи: девочка – имя существительное
Однозначность слова:доверие - уверенность в чьей-либо добросовестности, порядочности
Многозначность слова:хвост – 1) у животных, задняя суженная часть тела (прям.), 2) задняя часть летательных аппаратов (перен.)
Прямое значение:волк воет
Переносное значение(основанное на прямом и связанное с ним по смыслу): ветер воет
Способы образования новых значений слова
а) Перенос названия по внешнему сходству предметов по цвету, форме, качеству: иглы для шитья –иглы ежа – иглы хвойного дерева
б) Перенос названия по сходству выполняемой функции: полотёр– 1) человек, натирающий полы (прям.), 2) машина для натирания полов (перен.)
в) Перенос названия по смежности явлений: чай(растение) – чай (напиток)
(Выполнение упражнений 4, 5, 6.)
4. Работа с таблицей.
(Поскольку тропы уже изучались в 5-9 классах, предлагается выполнить задание обобщающего характера. Учащимся раздаются листы с заранее распечатанной таблицей, причем заполненной в ней должна быть только центральная колонка (та, в которой даются определения тропов). Задача учащихся – распознать каждый троп по определению, данному в таблице, и проиллюстрировать его примером, выбранным из расположенных после таблицы предложений.)
Изобразительно-выразительные средства русского языка
Изобразительно-выразительное средство
Определение
Примеры
Эпитет
Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность
Метафора
Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений, свернутое сравнение
Метонимия
Употребление слова или выражения в переносном значении, когда в основе переноса лежит смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами.
Сравнение
Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет или явление при помощи другого. В результате изображаемое конкретизируется, становится ярче, очевиднее, выразительнее.
Перифраза (перифраз)
Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
1 Вариант:
1. Город спит (метонимия). 2. Вольный ветер (эпитет). 3. Французы двинулись, как тучи(сравнение). 4. День помрачнел (метафора). 5. Город на Неве (перифраз).
2 Вариант:
1. Я всю тарелку съел (метонимия). 2. Горячее сердце (эпитет). 3. Лес, точно терем расписной (сравнение). 4. Шёпот волн (метафора). 5. Северная столица (перифраз).
5. Выполнение упражнений 7, 8, 9, 10.
Упр. 7.
1. Густая толпа (перен.) – эпитет.
2. Мраморноездание (прям.); раскинув свои крылья(перен.) – метафора.