Урок русскго языка в 10 классе по теме "Слово и его значение", проводится повторение лексического знанчения слова, многозначности и однозначности. прямого и переносного значения слов. а также понятий метонимия, метафора, эпитет, олицетворение. На уроке используется электронный учебник системы "Пифагор" (можно использовать любой другой), компетентностно-ориентированное задание, работа с тестоами электронного учебника, а также презентации учащихся, приготовленные в качестве домашнего задания, и флипчарт. Игра в "Кости" подразумевает повторение правил с помощью случайного выбора (такая фукнция есть во флипчартах "Актив-студио"). Используется словарная, орфографическая работа, работа со словарем международных словообразовательных элементов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Слово и его значение. »
Тема: Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов.
Тип: применения зун
Цель: обеспечить обобщение теоретических основ вопросов раздела «Лексикология», актуализировать умения, сформированные при его изучении в средних классах, формирование умений применять лингвистические знания при работе с языковым материалом: определять лексическое значение слова, употреблять слова в соответствии с их значением;
развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала, развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами, коммуникативные компетенции;
воспитывать ответственное отношение к учебе, чувство коллективизма.
8.Каков способ связи в словосочетании выполнить задание?
9.Как называется раздел языкознания, изучающий произношение слов?
10.Произнесите правильно: каталог, красивее.
11.Мягкий знак в наречиях пишется…
III. Актуализация прежних знаний. 5 м.
Орфографическая минутка.
Вставить буквы, объяснить, от чего зависит правописание.
Сп….сать текст, не сп….ши говорить, зап…вать песню, зап…вать водой, пос…деть на скамейке, пос…деть от горя, пол…скать белье, пол…скать ребенка.
IV. Применение зун. 20 м.
1.Слово учителя.
Обратите внимание на эпиграф: «Чем больше знает человек, тем он сильнее».
Знаете ли вы, каков словарный запас обыкновенного человека? ученого? А.С.Пушкина? К чему нужно стремиться?
2.Терминологическая работа. Угадай слово по толкованию его лексического значения.
Словарный запас одного человека.
Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.
Все слова языка.
Раздел лингвистики, изучающий лексику.
3. Компетентностно- ориентированное задание.
Сын вашей соседки – моряк. Он прислал письмо, в котором старушка почти ничего не поняла. «Откуда слов-то таких нахватался!» - причитает старушка. Помогите ей прочитать письмо.
Капитан нашего корабля – настоящий библиофил. Да такой, что считает аморальным ставить автографы на любимых им монографиях известного ученого-лингвиста. Нарушившего это правило ожидает суровая автократия.
Прочитайте текст. Найдите слова с неясным лексическим значением, выпишите их.
Объясните эти слова с помощью словаря международных словообразовательных элементов.
Какое слово употреблено не к месту? Почему?
Как вы относитесь к употреблению большого количества иностранных слов?
3)Слово «автократия» употреблено не к месту, т.к. обозначает господство одного человека, уместнее было бы сказать «наказание».
Оценивание: слово найдено и объяснено- 2 балла,
слово найдено, но не объяснено – 1 балл,
слово не найдено – 0 баллов.
4) В нашей речи нужно стараться употреблять русские слова. Если невозможно подобрать синоним, тогда можно употребить иностранное слово. Но старайтесь меньше использовать иностранные слова, чтобы не засорять речь.
Оценивание: дан полный ответ- 2 балла,
дан неполный ответ – 1 балл,
ответа нет – 0 баллов.
Шкала оценивания.
Баллы
8-10
6-7
2-5
0-1
оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
4.Выступление учащегося «Однозначные и многозначные слова».
5.Найти многозначные слова в отрывках из произведений А.С.Пушкина, определить их значения.
Составление словарной статьи слова «земля».
а) ...корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся.
б) Я удаляюсь от морей В гостеприимные дубровы; Земля мне кажется верней, И жалок мне рыбак суровый.
в) Потоки мутные текли И рыли влажну грудь земли.
г) Отец понять его не мог И земли отдавал в залог.
д) Или от Перми до Тавриды, От финских хладных скал до пламенной Колхиды, От потрясенного Кремля До стен недвижного Китая, Стальной щетиною сверкая, Не встанет русская земля?
6.Выступление учащегося «Прямое и переносное значение слов».
7.Работа с электронным учебником.
Тема 1, упражнение 1.
Найдите предложения, в которых выделенные слова употребляются в переносном значении.
Ключ: 3,5,6,8,9,10.
8.Выступления уч-ся «Метафора, метонимия», «Олицетворение, эпитет». Работа с презентациями.
9.Записать предложения, найти метафору, метонимию, олицетворение, эпитеты. Расставить знаки. Взаимопроверка.
С утра был туман но к завтраку п…года ра…гулялась. Не то на сер…бре на зол…те едал. Деревья еще не ра…пустили всех своих листьев и под ними была тень легкая кружевная узорчатая. Была глухая полноч…ь месяц насупившись бр…сал на землю дремл…щий свет.
V. Проверка усвоения материала. 10 м.
Тестирование (электронный учебник, тема 1, тест).
VI. Объяснение домашнего задания. 2 м.
1 уровень.п.11-12, у.127
2 уровень.п.11-12, у.120
3 уровень.п.11-12, выписать из литературных произведений по 3 метафоры, метонимии, эпитета, олицетворения.