kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слово и его значение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русскго языка в 10 классе по теме "Слово и его значение", проводится повторение лексического знанчения слова, многозначности и однозначности. прямого и переносного значения слов. а также понятий метонимия, метафора, эпитет, олицетворение. На уроке используется электронный учебник системы "Пифагор" (можно использовать любой другой), компетентностно-ориентированное задание, работа с тестоами электронного учебника, а также презентации учащихся, приготовленные в качестве домашнего задания, и флипчарт. Игра в "Кости" подразумевает повторение правил с помощью случайного выбора (такая фукнция есть во флипчартах "Актив-студио"). Используется словарная, орфографическая работа, работа со словарем международных словообразовательных элементов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слово и его значение. »

Тема: Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов.

Тип: применения зун

Цель: обеспечить обобщение теоретических основ вопросов раздела «Лексикология», актуализировать умения, сформированные при его изучении в средних классах, формирование умений применять лингвистические знания при работе с языковым материалом: определять лексическое значение слова, употреблять слова в соответствии с их значением;

развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала, развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами, коммуникативные компетенции;

воспитывать ответственное отношение к учебе, чувство коллективизма.

Методы: репродуктивный, игровой, словесный, проблемный, объяснительно-иллюстративный, ИКТ, контроля.

Оборудование: карточки, флипчарт, мультимедийное оборудование, ноутбуки, электронный учебник «Русский язык. 10 класс» системы «Пифагор», мини-презентации учащихся.

Сабақтың барысы

Ход урока:

I.Орг. этап. 1 м.

Писхологический настрой.

II. Активизация мыслительной деятельности. 5 м.

Игра в кости.

1.Когда пишется разделительный ъ?

2.Как пишется слово акац… и почему?

3.Какие гласные пишутся после шипящих в корне слов?

4.В приставках на з-с з пишется …

5.Что такое фонетика?

6.Определите тип предложения: Иду по лесу, слушаю тишину.

7.Как пишутся слова: к…снуться пола, к…саться воды?

8.Каков способ связи в словосочетании выполнить задание?

9.Как называется раздел языкознания, изучающий произношение слов?

10.Произнесите правильно: каталог, красивее.

11.Мягкий знак в наречиях пишется…

III. Актуализация прежних знаний. 5 м.

Орфографическая минутка.

Вставить буквы, объяснить, от чего зависит правописание.

Сп….сать текст, не сп….ши говорить, зап…вать песню, зап…вать водой, пос…деть на скамейке, пос…деть от горя, пол…скать белье, пол…скать ребенка.

IV. Применение зун. 20 м.

1.Слово учителя.

Обратите внимание на эпиграф: «Чем больше знает человек, тем он сильнее».

Знаете ли вы, каков словарный запас обыкновенного человека? ученого? А.С.Пушкина? К чему нужно стремиться?

2.Терминологическая работа. Угадай слово по толкованию его лексического значения.

Словарный запас одного человека.

Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов.

Все слова языка.

Раздел лингвистики, изучающий лексику.

3. Компетентностно- ориентированное задание.

Сын вашей соседки – моряк. Он прислал письмо, в котором старушка почти ничего не поняла. «Откуда слов-то таких нахватался!» - причитает старушка. Помогите ей прочитать письмо.

Капитан нашего корабля – настоящий библиофил. Да такой, что считает аморальным ставить автографы на любимых им монографиях известного ученого-лингвиста. Нарушившего это правило ожидает суровая автократия.

  1. Прочитайте текст. Найдите слова с неясным лексическим значением, выпишите их.

  2. Объясните эти слова с помощью словаря международных словообразовательных элементов.

  3. Какое слово употреблено не к месту? Почему?

  4. Как вы относитесь к употреблению большого количества иностранных слов?

Самопроверка:

1)Библиофил, аморальный, автограф, монография, лингвист, автократия.

Оценивание: найдены все слова – 3 балла,

найдено 3-5 слов – 2 балла,

найдено менее 3 слов – 1 балл,

слова не найдены – 0 баллов.

2) Объяснение значений слов.

Библиофил – любитель книг.

Аморальный – лишенный морали, безнравственный.

Автограф – своя подпись.

Монография – письменный труд одного человека.

Лингвист – ученый-языковед.

Автократия – господство одного человека.

Оценивание: объяснены все слова- 3 балла,

объяснены 3-5 слов – 2 балла,

объяснено менее 3 слов – 1 балл,

слова не объяснены – 0 баллов.

3)Слово «автократия» употреблено не к месту, т.к. обозначает господство одного человека, уместнее было бы сказать «наказание».

Оценивание: слово найдено и объяснено- 2 балла,

слово найдено, но не объяснено – 1 балл,

слово не найдено – 0 баллов.

4) В нашей речи нужно стараться употреблять русские слова. Если невозможно подобрать синоним, тогда можно употребить иностранное слово. Но старайтесь меньше использовать иностранные слова, чтобы не засорять речь.

Оценивание: дан полный ответ- 2 балла,

дан неполный ответ – 1 балл,

ответа нет – 0 баллов.

Шкала оценивания.

Баллы

8-10

6-7

2-5

0-1

оценка

«5»

«4»

«3»

«2»


4.Выступление учащегося «Однозначные и многозначные слова».

5.Найти многозначные слова в отрывках из произведений А.С.Пушкина, определить их значения.

Составление словарной статьи слова «земля».

а) ...корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся.

б) Я удаляюсь от морей
В гостеприимные дубровы;
Земля мне кажется верней,
И жалок мне рыбак суровый.

в) Потоки мутные текли
И рыли влажну грудь земли.

г) Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.

д) Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал
до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?

Для справки: а)земной шар; б)суша; в)поверхность суши, почва; г)земельное владение, участок;

д)страна, государство, народ.

6.Выступление учащегося «Прямое и переносное значение слов».

7.Работа с электронным учебником.

Тема 1, упражнение 1.

Найдите предложения, в которых выделенные слова употребляются в переносном значении.

Ключ: 3,5,6,8,9,10.

8.Выступления уч-ся «Метафора, метонимия», «Олицетворение, эпитет». Работа с презентациями.

9.Записать предложения, найти метафору, метонимию, олицетворение, эпитеты. Расставить знаки. Взаимопроверка.

С утра был туман но к завтраку п…года ра…гулялась. Не то на сер…бре на зол…те едал. Деревья еще не ра…пустили всех своих листьев и под ними была тень легкая кружевная узорчатая. Была глухая полноч…ь месяц насупившись бр…сал на землю дремл…щий свет.

V. Проверка усвоения материала. 10 м.

Тестирование (электронный учебник, тема 1, тест).

VI. Объяснение домашнего задания. 2 м.

1 уровень.п.11-12, у.127

2 уровень.п.11-12, у.120

3 уровень.п.11-12, выписать из литературных произведений по 3 метафоры, метонимии, эпитета, олицетворения.

VII.Рефлексия. Подведение итогов урока. 2 м.

1.Сегодня на уроке я узнал(а)…

2.Психологическая оценка урока.

3.Сдача оценочных листов.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Слово и его значение.

Автор: Киреева Татьяна Викторовна

Дата: 01.07.2014

Номер свидетельства: 109190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Конспект урока русского языка в 10 классе "Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_10_klasse_slovo_i_ego_znachenie_odnoznachnost_i"
    ["file_id"] => string(6) "601956"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646930294"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Разговор о значении слова.( Что в слове главное?) "
    ["seo_title"] => string(52) "razghovor-o-znachienii-slova-chto-v-slovie-ghlavnoie"
    ["file_id"] => string(6) "167114"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423051396"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Проект "Слово и его значение" "
    ["seo_title"] => string(33) "proiekt-slovo-i-iegho-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "124024"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414611488"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Проверочная работа по русскому языку "Слово и его значение" "
    ["seo_title"] => string(66) "provierochnaia-rabota-po-russkomu-iazyku-slovo-i-iegho-znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "179761"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425058202"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Что у нас над головой? Солнце и его значение."
    ["seo_title"] => string(44) "chtounasnadgholovoisolntsieiieghoznachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "280173"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453330584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства